Проект «Растения нашего края»
Проектная группа:
Старший воспитатель Морозова Оксана Владимировна
Высшая квалификационная категория,
Воспитатель Телегина Анна Владимировна
I квалификационная категория,
Педагог-психолог Репницына Екатерина Викторовна,
Учитель-логопед Болдарева Александра Валерьевна.
Дата реализации проекта: февраль - сентябрь 2014 год
Проект направлен на развитие у детей старшего дошкольного возраста аналитико - синтетического мышления, расширение их представлений о растительном мире, осознанному отношению к соблюдению здорового образа жизни.
Цель проекта: Разработать систему коррекционной работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико – синтетической деятельности с использованием проекта.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность воспитанников, аналитико – синтетическое мышление.
2. Расширить знания детей о растительном мире севера, развивать природоохранное поведение.
3. Учить налаживать взаимоотношения между членами группы, между взрослыми и детьми. Развивать в детях организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.
При организации педагогического процесса было предусмотрено:
а) использование форм и методов, обеспечивающих активную позицию ребёнка (наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, элементарное экспериментирование, моделирование, игры и т.д.);
б) использование методов и приёмов, направленных на формирование у старших дошкольников всех мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения;
в) использование форм и методов, направленных на совершенствование речи детей (составление рассказов, сказок, их инсценировка, словесные и словесно-дидактические игры, беседы;
г) использование форм и методов, вызывающих развитие эмоций и чувств детей, способствующих проявлению гуманного отношения к растительному миру (самостоятельное общение с растениями, участие в уходе за ними, в акциях, чтение детской природоведческой литературы, просмотр видеофильмов, рассматривание и анализ произведений искусства разных жанров и др.);
д) использование трудового воспитания (обучение трудовым навыкам и умениям, самостоятельная деятельность детей в природе);
е) проведение диагностики освоения детьми полученных знаний.
Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект осуществлялся в рамках специально-организованной работы на занятиях и совместной деятельности воспитателя, родителей и воспитанников. Особое значение для развития дошкольников имело усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека.
Проект коррекции развития мыслительной деятельности был направлен на целостную коррекцию познавательного развития старших дошкольников в период подготовки их к школьному обучению.
При организации коррекционной работы в рамках проекта были применены следующие дидактические принципы:
1.принцип развития познавательной мотивации (включение в работу проблемных вопросов и познавательных задач, интересные игровые моменты, усилена дидактическая значимость оценки, похвалы, поощрения);
2. принцип продуктивной обработки информации (самостоятельная обработка детьми информации, материал доступен и поэтапен, усвоенный способ действия переносится на выполнение собственного задания);
3. принцип коррекции и развития высших психических функций (далее ВПФ) (включение в занятия специальных упражнений по развитию ВПФ с опорой на несколько анализаторов, с использованием доминантного анализатора);
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходила несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметно-пространственной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Формирующий эксперимент проходил в три этапа.
На первом этапе была определена проблема, подобраны игры и игровые упражнения, запланирована опытная деятельность для совершенствования мыслительной деятельности, составлен перспективный план работы, составлены конспекты занятий.
На втором этапе проводились занятия по оказанию коррекционной помощи. Занятия представляли собой набор игр и упражнений, специально направленных на коррекцию и развитие разных видов мышления. Психологическая помощь в развитии мыслительной деятельности воспитанников оказывалась с учетом их характеристик. В проекте использовались все методы работы с дошкольниками (наглядные, практические, словесные).
В ходе работы над проектом игры и упражнения проводились несколько раз, так как повторение способствует закреплению.
Непосредственная образовательная деятельность в форме занятий включала в себя постоянный игровой компонент.
Все занятия имели гибкую структуру:
Ритуал приветствия – 2 минуты.
Разминка - 10 минут.
Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
Подведение итогов- 6 минут.
Ритуал прощания – 2 минуты.
Одновременно происходила работа с педагогами (психолого-педагогические рекомендации) и работа с родителями.
На третьем этапе был проведен контрольный срез.
Таким образом, реализация данного проекта позволила повысить уровень развития аналитико – синтетического мышления в группе старших дошкольников.
В проект вошли организованные формы обучения и совместная деятельность педагога и детей:
Содержание работы над проектом:
1 этап: Постановка проблемы: «Что мы знаем о растениях?» включила в себя написание письма детям в Африку с рассказом о своём северном крае. Цель: Определив проблемную ситуацию, побудить детей к решению углубить и расширить свои знания о природе родного края.
2 этап: Ознакомление дошкольников с растительным миром и развитие у них аналитико – синтетического мышления. Работа на этом этапе включила в себя:
• Непосредственную образовательную деятельность в форме занятий, викторин на темы: «Царство деревьев», «Царство ягод»; «Растения, которые нас лечат», «Надо беречь и охранять природу» (Приложение № 5); занятий по обучению детей уходу за растениями; по ознакомлению с труд взрослых в природе: «Кто живёт в группе?», «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Кто главный в лесу?», «Наши зелёные друзья». Тематическое планирование описано в таблице.
Цель: активизировать познавательную деятельность старших дошкольников; в играх и беседах развивать аналитико – синтетическое мышление и ВПФ. Расширить знания детей о растительном мире севера, природоохранное поведение.
• Рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой литературы. Беседы и разговоры с детьми на экологические темы: «Лесная аптека», «Как нужно вести себя в лесу», «Чтобы лес стал другом» «О весне…», «Сравним признаки ранней и поздней весны», «Лес – не мусорная свалка», «Чем нас радует лес?», «Человек природе друг или хозяин?», «Чем прекрасна тишина».
Цель: учить дошкольников думать, рассуждать, строить умозаключения и делать выводы, уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит педагог, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом.
• Экскурсии, туристические прогулки на природу со следующими тематиками: «Экологическая тропа», «Узелки на память», «Первые вестники весны» «Ранняя весна в лесу», «Хвойные деревья», «Деревья в лесу», «В лес за тишиной», «В лес за находками», «Листопад в лесу».
Цель: в природных условиях учить воспитанников отгадывать загадки, решать проблемные ситуации, логические задачи, головоломки, проходить лабиринты на бумаге, закреплять полученные знания в играх, совершенствующих логическое мышление. В экспериментальных действиях учить детей устанавливать причинно – следственные связи: «Почему у дерева с тёмным стволом быстрее тает снег?», «На какую сторону света растёт больше веток?», «Что живёт под снегом?». Побуждать воспитанников придумывать и инсценировать сказки «Спор деревьев» (ели и сосны), «Как берёзка друзей нашла», собирали природный материал, из которого в свободной деятельности изготавливали поделки.
• Наблюдения в уголке природы и в природных условиях помогли нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о природе, учить их наблюдать, размышлять, развивали наблюдательность, воспитывали эмоционально и эстетически. В зависимости от познавательных задач мы использовали различные виды наблюдения.
• Словесные, дидактические, подвижные, сюжетные игры. При ознакомлении детей с растениями мы использовали дидактические игры с природным материалом. Это были листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения, семена, плоды. Такие игры развивали у воспитанников мелкую моторику, что очень важно для подготовки дошкольников к учёбе в школе.
1)Цель: в играх учить обобщать понятия, классифицировать, соотносить по смыслу: «Назови группу», «Найди лишнее», «Найди деревья, кустарники, цветы, ягоды», «Лиственные и хвойные деревья», «Что общего?», «Разделительная линия», «Кто живёт в лесу?», «Чего даёт лес?», «С какого дерева», «Чего больше?»,
2) Цель: в играх учить сравнивать, предварительно анализируя увиденное: «Найди такой же», «Назови сходства и различия», «Найди пару», «Пара к паре», «Назови ласково», «Назови листочек»,
3) Цель: в играх учить систематизировать: «Пронумеруй ёлочки по размеру», «Пронумеруй грибы по высоте», «Пронумеруй деревья по толщине», «Продолжи ряд», «Без чего не бывает леса?», «Назови, какой сок», «Соедини стрелками в нужном порядке», «Ошибки художника», «Как растёт дерево», «Пустое место», «Закончи предложение», «Нарисуй таблицу»,
4) Цель: в играх учить ограничивать, классифицировать: «Покажи сначала деревья, потом кусты (потом ягоды, потом цветы)», «Найди предметы зелёного цвета (красного)», «Что колючее?»;
5) Цель: в играх учить отрицать: «Скажи наоборот», «Схема и рисунок», «Расшифруй схему», «Найди ни ель и ни берёзу», «Обведи не кусты (не цветы, не ягоды)», «Бывает или нет?»;
6) Цель: в играх учить анализировать и синтезировать, тренировать воображения «Найди фрагменты на картинке», «На что похоже?», «Что мы видим?». «Что такое?», «Что не так?»;
7) Цель: в играх учить словообразованию, развивать речь, активизировать словарь: «Измени слово», «Кто быстрее?», «Назови – какой?», «Любопытный», «Слова - приятели», «Импровизация», «Сочиним историю», «Новая история».;
8) Цель: в подвижных играх закреплять полученные ранее знания, развивать психофизические качества: «К названному дереву беги», «Что там далеко?», «Запахи леса», «Метелица, вьюга, пурга, буран» и другие (Приложение №10).
* Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, открыток, альбомов о природе дают возможность подробно рассмотреть природу, длительно сосредоточить на них внимание, подводит ребят к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий (Методические рекомендации педагогам в Приложении №3).
* Опыты, поисковую деятельность мы использовали как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требовало специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Дети высказывали суждения – предположения о причинах явления, выбирали способ решения – условия и организацию опыта.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивало становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, активизировало у него познавательную активность. Существенную роль в этом направлении играла поисково –познавательная деятельность воспитанников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразовали объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы, формировали умение устанавливать причинно – следственные связи. В проект вошли такие эксперименты, как:
-«Может ли растение дышать?» (Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений);
- «Есть ли у растений органы дыхания?» (Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании);
-«Как развивается растение?» (Цель: выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя);
-«Нужен ли зимой растениям снег?» (Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе);
-«С водой и без воды», «На свету и в темноте», «В тепле и в холоде» (Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло);
-«Где лучше расти?» (Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу);
-«Нужен корешкам воздух?» (Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями);
-«Куда тянутся корни» (Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды);
-«Много - мало» (Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев);
-«Запасливые стебли» (Цель: доказать, что в жарких странах стебли некоторых растений могут накапливать влагу);
-«Бережливые растения» (Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне).
* Труд детей в природе создавал благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Мы учили ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо было учесть его состояние – упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы – её влажность, плотность и т.п.
В процессе труда дети осознавали зависимость состояния растений от условий произрастания, узнавали о том, что изменение среды закономерно влечёт за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказало влияние и на отношение к труду: постепенно он стал более осмысленным и целенаправленным. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решались и образовательные задачи. Дети получали представления и объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений.
• Работа с моделями, с календарём природы, с дневником наблюдений. Разнообразие используемых этапов развития навыков наглядного моделирования помогли нам решить следующие дидактические задачи:
*Знакомство с графическим способом представления информации.
*Формирование навыка дешифровки модели.
*Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Воспитанники составляли рассказы по опорным схемам: «Как размножаются деревья (растения), «Сравни дерево (растение, ягоду), «Что происходит с листочками», «Почему желтеют листья?», «Как дышат листья», «Как дерево питается», «Строение дерева», «Что необходимо для роста дерева»; Составление рассказа по логическим цепочкам: «Расскажи о дереве (ягоде)»; Сбор моделей: «Собери деревце (ягоду, растение, цветок)».
Нами были изготовлены модели знакомых детям объектов живой природы и использовали для этого поделочный и природный материал – бумагу, фотографии, ткани, пластилин.
Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему: «Мать – и мачеха», «Одуванчик», «Лесные ягоды» (голубика, черника, брусника, морошка) «Зимний лес», «Первые вестники весны» «Ветка вербы» - с натуры, «Моё любимое дерево», «Хвойные деревья», коллективный коллаж «Лесное царство».
Итогом работы над проектом стало изготовление альбома с детскими рисунками в подарок маленьким жителям Африки.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике
Проект в старшей группе детского сада
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Проект в старшей и подготовительной группе детского сада
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»