Оздоровительный потенциал разнообразных физкультурных занятий.
В современных условиях особенно важными задачами является привитие детям интереса к физической культуре и спорту, воспитание у них здоровьесберегающей компетенции, а также обучение их доступным двигательным умениям. Актуальным является оздоровление детей с раннего дошкольного возраста; совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания дошкольников каждым педагогом.
В нашем детском саду мы выбираем такие организационные формы проведения физкультурных занятий, которые способствуют воспитанию интереса детей - дошкольников к процессу выполнению движений. Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Поэтому при высоком интересе детей к занятиям все движения выполняются качественнее. А это способствует лучшему оздоровлению организма ребенка.
Поэтому особенно эффективным методом обучения и воспитания являются разнообразные виды занятий.
Модели физкультурных занятий, используемых педагогами нашего детского сада:
1. Сюжетно- игровые занятия строятся на сюжетной основе сказок и историй. Они содержат целостную игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребёнка: состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общего развития. Детям нравятся такие занятия. Поэтому они имеют высокий оздоровительный эффект.
2. Игровое занятие с детьми младшего возраста строятся на основе знакомых детям движений и разнообразных подвижных игр; с детьми старшего возраста на основе подвижных игр, эстафет, аттракционов, которые объединены общей темой. Высокая моторная плотность таких занятий влияет на оздоровление детей.
3.Занятие Ритмической гимнастикой направлено на совершенствование навыков движений и развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Включаем в эти занятия большое количество циклических музыкально- ритмических движений, элементы игрового стретчинга, дифференцированные задания на развитие быстроты, реакции, ловкости, выносливости. Применение на этих занятиях серийно - поточного способа выполнения упражнений позволяет увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повышает их тренирующий эффект.
4.В Тематические занятия включаем обучающие или закрепляющие познавательные и физкультурные задачи. Посвящаем занятие одному пособию (листок, клубок ниток, мяч, канат, веточки, дощечки…) или одному виду физических упражнений: элементы игры в баскетбол, футбол.
5.В занятиях интегрированного характера подходим к обучению комплексно. Синтезируем разные виды деятельности: движения и математику, развитие речи, изобразительное искусство, музыку, экологию, ознакомление с окружающим миром, правила личной безопасности на улице и дома. Особое значение в таких занятиях отводим речевым играм. Они, помимо развития речи, развивают ритмичность, координацию, подвижность суставов и мелкую моторику.
6. Туристические прогулки проводим с детьми старшего дошкольного возраста 1-2 раза в год. Такие занятия дают возможности закрепить двигательные навыки и умения, полученные ранее с использованием разных пособий и природного окружения. Много используем упражнений для мышц стоп, сухожилий, связок; релаксаций; повышаю выносливость. Туристические прогулки имеют очень высокий уровень оздоровления детей.
7.Занятия Тренировочного типа направлены на развитие двигательных способностей и творчества детей, где дошкольникам старшего возраста предоставляются возможности самостоятельного выбора движений с предлагаемыми предметами. На таких занятиях дошкольники обучаются технике безопасности, закрепляют физические навыки, развивают логическое мышление при работе с графическим изображением, у них появляется мотивация к занятию спортивными упражнениями.
8. «Уроки здоровья» начинаем проводить со средней группы. Включаем в них разнообразные здоровьесберегающие технологии: аутотренинги, самомассаж, дыхательные и зрительные гимнастики, игровые упражнения для снятия психоэмоционального напряжения, элементы стретчинг – гимнастики, оздоровительные игры, освоение и закрепление движений. Включаем в занятия материал по обучению детей гигиенически-закаливающим процедурам.
9.Контрольно - проверочные занятия проводим 2 раза в год во всех группах.
Решение задачи по укреплению здоровья дошкольников и воспитания у них здоровьесберегающей компетенции не может осуществляться без тесного контакта с семьёй. Члены семей являются активными участниками спортивной жизни детского сада и здоровьесберегающих акций.
Таким образом, использование в своей работе нетрадиционных видов занятий, позволило педагогам детского сада повысить эффективность процесса физического и психического воспитания и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности детей, а также повлияло на формирование интереса у воспитанников к систематическим занятиям упражнениями, спортом.
Похожие записи:
План летней оздоровительной работы в ДОУ на 2021 год
Памятка для родителей в детском саду. Физическое воспитание
Консультация для воспитателей в детском саду по физкультуре
Отчет воспитателя детского сада по физкультурно-оздоровительной работе. Младшая группа