Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Природа так «задумала» человека, что он обладает удивительной способностью – активностью. Активность как свойство всего живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития. Ребёнок будет гармонично развиваться лишь тогда, когда он вовлечён в активную деятельность.
«Движение – это жизнь», двигательная активность полезна для организма человека, но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья. Дома родители предпочитают занять ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, а в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов, игрой на компьютере.
Специалисты – врачи, физиологи, педагоги – выражают серьёзную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. Напряжённый ритм жизни требует от современного человека целеустремлённости, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. Поэтому в современных условиях актуальными задачами является привитие детям уже с дошкольного возраста интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.
Но решение этой задачи не может осуществляться без тесного контакта с семьёй. Продуктивное совместное с родителями воспитание дошкольника – это взаимодействие семьи и детского сада по предупреждению и решению актуальных проблем воспитания при обоюдной активности и ответственности воспитывающих взрослых.
Чтобы начать проводить работу с семьями воспитанников, необходимо изучить сами семьи: какого образа жизни придерживается та или иная семья, каковы её ценностные ориентации, традиции, какой опыт работы по воспитанию у детей привычки к ЗОЖ имеется, как настроены родители на сотрудничество с детским садом и т.д. Это происходит успешно тогда, когда педагоги детского сада при изучении семьи используют разнообразные методы и формы, позволяющие дифференцированно подходить к родителям и детям:
Прекрасную возможность для естественного наблюдения, получения информации о семье даёт
посещение семьи воспитанника;
Беседа – метод получения и корректировки информации на основе общения;
Анкетирование помогает собрать информацию путём письменных ответов на поставленные вопросы;
Сочинение позволяет увидеть точку зрения автора по проблеме, помогает осознанию и пониманию родителем проблем воспитания, является фундаментом для построения новой систему общения и взаимодействия с ребёнком.
Важной составляющей активизации родительского потенциала современной семьи в воспитании у ребёнка здоровьесберегающей компетенции является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – подтолкнуть родителей задуматься о необходимости привития детям привычки к здоровому образу жизни, воспитание у них культурно-гигиенических навыков, нравственных качеств, о том, что только собственным примером они могут воспитать здорового ребёнка. Одна из функций просвещения – информативная. Информация передаётся родителям разными способами:
Консультации;
Папки- передвижки;
Стенды, которые являются наглядной формой предъявления информации;
Памятки – хорошо структурированный текст, напоминающий о чём-либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом в решении актуальных задач;
Буклеты – издания, отпечатанные на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтоб его можно было читать и рассматривать не разрезая, а раскрывая ширмообразно;
Переписка педагогов и родителей (записки, личные блокноты, письма, благодарственные письма, открытки);
Выставки (продуктивной деятельности детей, фотографий спортивных мероприятий и др.). Выставка может иметь тематический характер: «Игры детей на улице», «Встаём на коньки и лыжи», «Как воспитать здорового ребёнка», «Досуг в семье»;
На сайте ДОУ или группе в социальных сетях (например, вКонтакте).
Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, проявлениям жестокости, дисгармоничных детско-родительских отношений, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребёнка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы.
В образовании родителей можно использовать следующие формы работы:
Индивидуальные беседы по инициативе педагога или родителей;
Рукописные газеты и журналы, которые привлекут внимание родителей к аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также пригласят их к сотрудничеству;
Устные журналы, материал в которых отличается новизной и оригинальностью;
Буклеты;
Выставки книг и журналов о воспитании у дошкольников привычке к ЗОЖ;
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают
разнообразные встречи, ориентированные на знакомство с достижениями сторон и перспективами развития и воспитания дошкольников:
«День открытых дверей» открывает родителям дверь в мир детского сада.
Открытые образовательные деятельности, развлечения, праздники.
Родительские собрания на определённые темы, на которых необходим диалог (собрания – встречи);
Проведение семинаров - практикумов по обучению родителей: «Учим детей дышать правильно», «Игры с мячом», «Эта вкусная еда», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др.
Организация тематических фотовыставок.
Очень эффективной формой активизации родительского потенциала является совместная деятельность родителей и детей:
Со[b]вместная образовательная деятельность[/b], развлечения, праздники, целевые прогулки и экскурсии.
Проведение семейных конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет на темы «Здоровый образ жизни», «Наш выходной», «Чтобы быть здоровым», «Наша спортивная семья», «Делаем пособия своими руками» и т.д. Можно предложить родителям и детям презентовать семью в форме семейной газеты или журнала, в которых семья поделится своим опытом в воспитании ребёнка;
Организация дней и недель самоуправления.
Организация «Клуба выходного дня», «Родительского клуба».
Каждое занятие таких клубов начинается с рефлексии, где родители делятся впечатлениями об изменениях, произошедших в их семьях, во взаимоотношениях с детьми. Знания, полученные в клубе, помогают родителям избежать конфликтных ситуаций в семье, создают доброжелательную атмосферу в доме, активизируют родительский потенциал при воспитании у детей здоровьесберегающей компетенции.
Родители на практике могут реализовать новые знания и отработать полученные навыки в играх и упражнениях.
Каждая встреча имеет 2 структурных элемента (части):
1-я часть: решение теоретических вопросов, моделирование практических ситуаций «ребенок – взрослый» и так далее;
2-я часть: практическая работа с детьми, где родители являются помощниками педагогов: при выполнении совместных упражнений, поделок, игр, организации праздников и т. п.
Совместная деятельность родителей с детьми эффективна тем, что при рассматривании теоретических вопросов родители углубляют и расширяют полученные знания, а затем сразу могут практически их применять, взаимодействуя с детьми. Причём наличие педагогов-специалистов (педагога-психолога, физкультурного работника) создает атмосферу надёжности, комфортности, защищённости. А дети и родители получают массу положительных эмоций от совместно выполняемой деятельности.
Основной акцент во всех используемых формах и методах работы с родителями делается на игре и сказке потому, что, играя, можно оздоравливать, играя – развивать, играя – воспитывать, играя – обучать, а форма метафоры наиболее доступна для восприятия и взрослого, и тем более ребенка.
Рекомендуется иметь фото и видеоматериалы занятий клуба для анализа, изучения, для показа в группах на родительских собраниях с целью привлечения новых членов в клуб.
У семьи и образовательной организации – единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, и не одна проблема не может быть спешно решена общеобразовательным учреждением без сотрудничества с семьёй. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Родители испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребёнка, его возрастных особенностей. Знания из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребёнка и даются в сложной форме.
Таким образом, во время введения в работу ФГОС актуальными задачами образовательной организации продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, участие педагогов в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучение семей, их воспитательных возможностей, вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе
Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками»
Занятие с родителями в детском саду. Конспект
Литературная викторина по сказкам для детского сада
Похожие статьи:
План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности
Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития