Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы «Дети Войны». Сценарий

Сценарий литературно – музыкальной композиции к 9 мая «Дети Войны»
Тема: О том, как жили дети во время ВОВ. Сценарий состоит из трех эпизодов, первый эпизод - дети партизаны, второй эпизод - дети в тылу, третий эпизод - дети в концлагерях.
Цель: Познакомить учащихся с жизнью детей в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: Воспитание чувства гордости за свое отечество
Формирование у подрастающего поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, готовности к служению Отечеству и его защите.
формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам, чувства толерантности.
Пролог
(Звучит музыкальная композиция "Дети войны", на сцену выходят чтецы)
Чтец 1: Война и дети – понятия, казалось бы, несовместимые…
Чтец 2: Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти.
Чтец 1: Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и молодым, и солдатам, воевавших на фронте, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства…
Чтец 3: Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она,
Смертельными стонами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
(легкая музыка, дети до войны… мальчики играют в футбол, девочки любуются на цветы )
Чтец 4: Сережка, мне пас, пас давай!
Чтец 5: Держи!
Чтец 6: Вперё-0000д!
Все: Гол!!!
(девочки поливают цветы)
Чтец7: Смотри, у красного пиона уже бутоны раскрываются!
Чтец8: А белого почему-то нет!
(слышится гул приближающихся бомбардировщиков)
Мальчики: Что это?
Девочки: Сколько самолетов!
Чтец 1: А что это за ужасные черные кресты?!
Девочки: Как страшно!
Чтец 2: Посмотрите, он прямо на нас летит!
(Бомбы … страх…все разбегаются)
1 эпизод « Дети на войне. Партизаны»
Чтец 1: Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Чтец 2: Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Чтец 3:Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Чтец4:Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Чтец 5: Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Чтец 6: Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Чтец 7: Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Чтец 8: Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали
себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу.
Чтец9: Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в
партизаны.
Чтец 10: Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности!
Чтец 11: Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
Чтец 1: Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались со
своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны.
Чтец 2: Марат Казей. Юный партизан – белорусский школьник. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».
Чтец 3: В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты.
Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.
Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец 4: Юта Бондаровская
Юта с 13 лет была сначала связной у партизан, однако позже она стала разведчицей. Переодеваясь в нищего попрошайку, Юта ходила по деревням, просила у немцев немного еды, а вместе с этим запоминала расположение немецких войск, составы группировок, их оборонные и наступательные ресурсы.
Чтец 5: В одном из боем, когда на партизан напали немцы, она схватила автомат и побежала в самое пекло. Партизаны остановили немцев в тот день, бой был выигран, но Юта не дожила до его конца.
Чтец6: Надя Богданова Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали
Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет.
Чтец 7: Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко
рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...
чтец 8:Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик Филатов вернул Наде зрение.
Чтец 9: И таких отважных ребят было не мало.
Чтец 10: Их было очень много
Чтец 11: И лишь малая часть – выжили.
(бомбы)
Эпизод 2 «Дети В тылу»
Чтец1:Отца на фронт призвали.
И по такой причине
Я должен жить отныне,
Как следует мужчине.
Чтец 2: Мать вечно на работе.
Квартира опустела.
Но в доме для мужчины
Всегда найдётся дело.
Чтец 1: Полны водою вёдра.
Подметена квартира.
Посуду мыть несложно –
На ней ни капли жира.
Чтец2: С трёх карточек талоны
Стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик.
Мужчина. Старший в доме.
Чтец 3: Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране. Отцы на фронт – дети на завод.
Чтец 4: Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.
Чтец 5: Но не все дети могли работать на заводах. В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.
Чтец6: Воспоминания детей войны (читают письма)
Голод
Когда мне было 11 лет, я бросила учебу и пошла работать в колхоз. Сразу после половодья мы сажали свеклу, арбузы и огурцы. Как правило, все посевы поливали вручную. Из бочек воду ведрами носили на поле. Работа была тяжелой, изматывающей, и чтобы как-то взбодриться, поднять дух, мы часто пели частушки.
Очень хорошо помню, когда во время посева арбузов на поле приехал глава района. Он долго смотрел на нас, как мы работаем, а потом подошел ко мне, обнял и сказал: «Первый арбуз надо обязательно отдать вот этой девушке, как самой старательной и умелой».

Чтец 7: Мама продолжала работать в колхозе, я тоже работала с 11 лет. Летом работали в поле, на прополке, на покосе, собирали колоски за женщинами, убиравшими рожь и пшеницу. Ходили на работу, чтобы получить кусочек ржаного хлеба.
Одно радовало нас — было тихо. Не летали немецкие самолеты, не бомбили, не стреляли, будто и войны нет. Но люди умирали от голода. Помощью семье был паек, который давали семьям эвакуированных. Как мы выжили в такое трудное время, до сих пор не могу понять. Думаю, благодаря маме, ее упорству, мужеству и труду.
Чтец 8: Так как эвакуированные все прибывали, город перестал справляться со снабжением по карточкам, начался голод. Есть хотелось все время. Летом было легче. Вместе с другими ребятами можно было пойти на старое кладбище, где найти какие-нибудь съедобные растения. Кислицу, хвощ, молодые еловые побеги, просто поживать хвоинки или липовых листочков.
Чтец 1: Зима. Мороз. Уже не до прогулок,
Пересидеть в тепле я был бы рад,
Но душу тянет снова в переулок,
В то прошлое, в голодный Ленинград.
Чтец 2: Детишками, закутанными в шали,
Худые, под глазами синяки,
Мы каждый день от голода бежали,
Но он повсюду камнем бил в виски.
Чтец 3: Дружок мой Валька – парень был, что надо!
Сутуловат и ростом невелик,
Он сколотил дворовые отряды
И деловито мыслил, как мужик.
Чтец 4: Мы провиант повсюду добывали,
Порою даже хлеб полусырой,
Хотелось спать, но даже не зевали,
Занятие казалось нам игрой.
Чтец 5: Однажды день прошлялись без приварка,
С желанием хоть что-то раздобыть,
Картохи две – ни холодно, ни жарко,
Валёк вздохнул, мол, так тому и быть.
Чтец 6: По “норам” разбредалась вся ватага,
Темнело… Мы решили напрямик,
Но Валька в переулке у продмага
Случайно заприметил грузовик.
Чтец 7: - Бежим! – и мы рванули, что есть духу,
Через пустырь, где в землю врос трамвай,
Смеялся Валька: “Глядь, какая пруха!
Ну, где ты там, Санёк? Не отставай!”
Чтец 8: Не зря мы, как скаженные бежали,
В ушах протяжно колокол звенел,
Там мужики арбузы разгружали,
От изумленья я остолбенел!..
Чтец 9: У них всё это получалось ловко,
Как будто в цирке! Классно, хоть кричи!
Друг другу дядьки быстро, со сноровкой
Кидали полосатые “мячи”.
Чтец 10: И надо же такому вдруг случиться,
Мне словно в сердце сунули кинжал,
Один арбуз сумел-таки разбиться,
Нечаянно мужик не удержал.
Чтец 11:Две половинки мякотью наружу
Краснели на булыжной мостовой,
Заплакал я, и чтоб не стало хуже,
Кусая губы, побежал домой.
Чтец 1: За мною Валька ринулся вприпрыжку,
Отвесив матом что-то про родню,
Но громкий голос крикнул: “Ребятишки!
Постойте! Я же вас не догоню!”
Чтец 2: Оторопели мы, как от конфуза,
И я ладонь у Вальки крепко сжал,
Две половинки битого арбуза
В руках озябших дядька тот держал.
Чтец 3: - Берите! – протянул он их с улыбкой, -
Да не робейте, кушайте, мальцы!
Голодные, а бегаете шибко!
Мы тоже в детстве были сорванцы!
Чтец 4: Домой брели уже неторопливо,
И каждый нёс арбуз в своих руках,
Я был, как Валька, грязный и счастливый,
Просохли слёзы даже на щеках.
Чтец 5: Потом неделю, проявив отвагу,
Через пустырь, вот так же напрямик,
На пару с Валькой бегали к продмагу
В надежде, вдруг приедет грузовик!
Чтец 6: Детства у детей не было. Кроме голода они страдали и от бомбежек.
Чтец 7: В первый класс я пошла в сентябре 1941 года. Школа находилась в соседней деревне. Все чаще пролетали немецкие самолеты, все сильнее грохотали орудия, бомбили днем и ночью. Но мы, детишки, под обстрелом и бомбежкой ходили в школу. Когда появлялись немецкие самолеты, мы прятались в канавы и под мостики. Так, под бомбежкой, мы прожили целый год. Бомбежка была страшнее голода. Бомбили и днем, и ночью. Мама брала нас всех в обнимку и вставала в угол дома, говорила, если умрем, так лучше все вместе.
Чтец 8: Мы, как обычно, с братом бродили по улице, мама была на скотном дворе, вдруг налетели самолеты, началась бомбежка. Брат держал меня за руку, чтобы я не убежала. Потащил меня к соседскому дому, чтобы укрыться, но добежать мы не успели – осколок снаряда попал ему в ногу.
Очень скоро на обед пришла мама, брата отвезли на санитарный поезд, но спасти его не успели – он истек кровью.
(звук бомб, все убегают)
Эпизод 3 «Дети в фашистских застенках»
Чтец 1: Их сгоняли в душный крематорий,
Оттеснив подальше от дверей.
Все смешалось: детским крикам вторил
Стон обезумевших матерей!
Чтец 2: Приходил священник, скрыв тревогу,
Улыбался кисло, сколько мог:
— Помолитесь, люди, на дорогу,
Не ропщите, люди, с нами Бог!...
Чтец 3: Только не услышал Бог проклятий,
Самых страшных, что на этом свете.
Равнодушно он глядел с распятья,
Как живыми здесь горели дети,
Чтец 4: Как земля от ужаса стонала,
Черным дымом покрывалось небо.
Стоны, крики — всё потом стихало,
Дети не просили больше хлеба...
Чтец 5: Траурных хоралов им не пели,
В пепел не бросали им цветы,
День и ночь над Люблином горели
Огненные, черные кресты...
Чтец 6: Любая война – это боль, слезы, потери и смерть.
Чтец 7: Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.
Чтец 8: Многие дети попали в руки немцев, в плен, в фашистские лагеря.
Чтец 9: Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно.
Чтец 10: Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как
ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости.
Чтец 11: Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.
Чтец 1: А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь.
Чтец 2: И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
Чтец 3: Панферова Клара Петровна родилась 29 декабря 1938 года в городе Пскове. Когда началась Великая Отечественная война, Кларе было 2,5 года. Но детская память на всю жизнь запечатлела ужас концлагерей, потерю близких людей, зверства и нечеловеческую жестокость фашистов.
Чтец 4: В пять лет Клару, вместе с другими жителями, загнали в товарный вагон и повезли в Германию. Пищи и воды не давали, нужду справляли в вагоне. Позднее женщины выломали в полу доски. Стало легче дышать от притока свежего воздуха. Во время пути люди стали умирать. Чтец5: Мертвые лежали среди живых. Когда состав вагонов с пленными прибыл в город Брандербунг, немцы выкидывали мертвых людей в сторону. Здесь, на железнодорожной платформе, шел тщательный отбор. У умерших людей вырывали зубы с золотыми коронками. Остальных выстраивали в колонну и гнали в концлагерь.
Чтец 6: Название лагеря Клара не помнит, но за колючей проволокой в несколько рядов с пропущенным током были темные бараки. Грозно нависала огромная труба над бараком, из которой валил черный дым. Только позднее узнала она, что это крематорий.
Чтец 7: Каждый день работал этот комбинат смерти. Позднее там и сожгли ее больную маму. Тошнотворный запах кругом, да взрослые люди, похожие на скелеты за колючей проволокой.
Чтец 8: По распоряжению начальника лагеря дети содержались отдельно от взрослых. Дети спали на нарах, тесно прижавшись друг к другу. Матрасов, подушек и одеял не было, была постелена солома или сено.
Чтец 9: Маленькие дети были никому не нужны. Клара слонялась на территории лагеря, смотрела тоскливыми глазами за колючую проволоку, рвала зеленую траву, набивала ее под рубашку, штаны, приносила в барак. Дети с удовольствием ее ели. Животы у детей были необъятных размеров, они просто распухали от голода и болезней. Клара помнит, как девочек-подростков уводили немцы в медицинские бараки. Там детей ждала более страшная участь. Врачи ставили над детьми опыты.
Чтец 10: На Рождество в лагерь приехали представители организации Красный крест. Детям выдали по одному грецкому ореху, мандарину и яблоку. Весной 1945 года советские солдаты освободили лагерь.
Чтец 11: На всю жизнь Клара запомнила солдата, у которого она сидела на коленях, а тот кормил ее хлебом и сгущенным молоком. А затем началось возвращение домой.
Финал. (чтецы выносят белых журавлей из бумаги)
Чтец 1: Во Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Что есть дороже детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети.
Чтец 2: Дети войны … Они отдали своё детство за победу, детство –солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом.
Чтец 3: Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.
Чтец 4: Не забывайте о войне.
Cвоим потомкам передайте
Как гибли прадеды в огне,
Вы подвиг предков не предайте.
Чтец 5: Не забывайте обелиски
На месте подвигов былых.
Пускай война уже не близко,
Вы, всё же, помните о них.
Чтец 6: Не забывайте, в праздный час,
О тех, кто на войне остался.
Гордитесь теми, кто за Вас
В последний, смертный, бой поднялся.
Чтец 7: Не забывайте никогда
Заплаченную ими цену.
Храните в памяти, тогда,
Не обесцените победу.
Чтец 8: Пусть шепчут, в спину Вам, враги:
— Забудьте след былых времен…
Но прошлый опыт говорит:
— Забыл победу — побежден!
Чтец 9: Не забывайте о войне.
Держите флаг победы выше.
Наказывает жизнь, вдвойне,
Победу и беду забывших.
(Чтецы кладут на пол журавлей из бумаги в виде галочки и уходят за кулисы)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий городского концерта на 9 мая - День Победы Концерт ко Дню освобождения города Гомеля от немецко - фашистских захватчиков. Сценарий Дистанционное занятие в дополнительном образовании, посвященное 75-летию Победы Сценарий концерта ко Дню Победы в доме культуры

Похожие статьи:

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая в Доме культуры

Сценарий игровой программы на окончание 1 класса | Сценарий сюжетно - игровой программы по сказкам Чуковского для младших школьников
Опубликовано: 894 дня назад (6 июня 2022)
Просмотров: 620
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!