Статья "Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях ФГОС ДО"
Автор: Бура Ольга Александровна,старший воспитатель.
Место работы: МАДОУ детский сад №18, город Челябинск.
Ключевые слова: семья, родители, нравственно здоровое поколение, гражданское общество, гражданское образование, социальная компетенция, взаимодействие, методы.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Родители играют первостепенную роль в воспитание и обучение детей.
Сам же ФГОС ДО предполагает решение «...следующих задач: повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей» [8, с. 4].
В настоящее время одним из направлений в развитии отечественного образования является стремление «образовательных учреждений к открытости» [8, с. 14], которая «предполагает и участие общества в жизни ДОУ» [8, с. 14].
На ребенка дошкольного возраста доминирующее влияние оказывает семья, так как в семье формируется первый общественный опыт, в семье осуществляется закладка основы для всего настоящего и будущего процесса социализации. И, чтобы вырастить нравственно здоровое поколение дошкольные, образовательные учреждения должны объединиться с семьями детей для воспитания и обучения маленького человека, а в дальнейшем к воспитанию и обучению должны подключаться и остальные образовательные организации.
Задача поставлена так, что «...мы сегодня очень хотим иметь красивое, благородное (российское) ЧЕЛО, чтобы и Европа, и Азия нас любили, и чтобы ЧЕЛО российского человека, его идентичность стала ЧЕЛОМ нашего ВЕКА, чтобы вызывала уважение у каждого жителя планеты, и чтобы везде наш российский ЧЕЛОВЕК писался с Большой буквы» [2, с. 9-10].
При этом мы должны понимать, что «...каждый человек хочет быть замеченным. И если мы не научим его проявлять себя в хорошем, он проявит себя в плохом» [4, с. 23].
С.Г. Молчанов справедливо утверждает: «Известно, что руководители Российского государства поставили задачу формирования в России гражданского общества... И совершенно естественно, что гражданское образование должно реализовываться всеми социально-образовательными институтами, начиная уже и с дошкольной образовательной организации, и с семьи» [2, с. 6].
В статье 44 ФЗ «Об образовании...» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка» [6, с. 158].
Таким образом, взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью процесса воспитания и обучения детей.
Нам близка точка зрения С.Г. Молчанова том, что «...и родителю, и государству нужны конкретные результаты, и они должны отражать освоенность конкретных компетенций, а не каких-то «целевых ориентиров». Вряд ли родителя устроят объяснения работников ДОУ о том, что вместе с ребенком они идут к «целевым ориентирам». Полагаем, что нормального, заинтересованного родителя волнует не то, что его ребенок идет, скорее его волнует – дошел ли до…какого-то уровня освоенности содержания образования и социализации» [3, с. 12]. Именно это каждый родитель хочет обсуждать с педагогом и намечать действия по увеличению образованности и социализованности ребенка: «...о чем, же педагогу дошкольного образовательного учреждения разговаривать с родителями? они хотят видеть каждодневное увеличение образовательных и социальных компетенций своего ребенка, увеличение его готовности к последующему обучению, получению образования» [3, с. 12].
Таким образом, мы тоже считаем, что в ДОУ нужна оценка как итоговых, так и промежуточных уровней развития детей, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей.
В нашем детском саду МАДОУ ДС №18 работа с родителями реализуется через разные методы:
1. Традиционные способы взаимодействия ДОУ с семьей воспитанников:
- информационно-аналитические;
- познавательные;
- досуговые;
- наглядно-информационные.
2. Инноационные способы:
а) проведение совместных субботников, б) высаживание аллеи выпускников (2014 г.), создание галереи орхидей (2015 г.), в) организация выставок работ родителей и детей, г) участие в институциональных конкурсах, д) проведение мастер-классов от родителей и для родителей.
Совместные субботники проходят под девизом «Ручища папы, руки мамы и мои ручонки». Эти субботники проходят как в весенне-летний, так и в осенне-зимний период. Весной дети, родители и педагоги наполняют песочницы свежим песком, красят яркими красками веранды и малые формы на прогулочных участках. Украшают веранды разноцветными гирляндами из флажков и шариков. Совместными усилиями взрослых и детей выращивается рассада цветов и овощных культур, которая высаживается совместно на клумбах, прилегающих к игровым площадкам и на огороде детского сада. В зимний период территория детского сада также живет субботниками. Очистка от снега, как большими, так и маленькими лопатами. Возведение снежных горок.
Идея создания «Аллеи выпускников 2014» возникла, когда наш ДОУ провожал свой первый выпуск в школу и родители оформили на территории детского сада «Аллею выпускников». Дети, вместе с родителями, высадили дубки по количеству выпускников. В течение всего последующего времени был организован полив всех деревьев. В настоящее время за «Аллеей выпускников» ухаживают дети, посещающие ДОУ, они знают, что это за деревья, кто их посадил, и какое мероприятие было посвящено этому делу.
В мае 2015 года выпускники сделали символический подарок нашей «Паркландии»: галерею орхидей. Родители и дети подарили родному детскому саду на прощанье цветы - орхидеи! Теперь в нашей цветущей стране «Паркладнии» есть своя Галерея орхиде. Здесь представлены не только цветы, но и фотографии тех, кто подарил их Паркландии. На стенах в Галерее орхидей висят портреты наших выпускников. Эти цветы жизни - дети и орхидеи - необыкновенно гармонируют друг с другом. А главное, все жители Паркландии с большим удовольствием любуются и на тех, и на других. Галерея орхидей стала украшением и достопримечательностью нашего детского сада, воплотив в себе все самое прекрасное. Благодаря ей интерьер детского сада будет всегда в цвету.
Выставки работ родителей и детей. Хотелось остановиться немного поподробнее, о выставках родителей и детей. Каждое знаменательное событие у нас в детском саду сопровождается совместными выставками родителей и детей («День рождения детского сада», «Новый год», «8 марта», «День матери», «День семьи» и т.д.). Одним из важнейших был проект «Моя семья!», который отражает одну из форм взаимодействия ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников. Проект завершился выставкой и родительским собранием. Родители и дети создавали и представили генеалогические древа своих семей [1]. Актуальность проекта и выставки очевидны с учетом новой госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан...». Изучать историю своей семьи, чувствовать гордость за принадлежность к своему роду, за свою фамилию, желание достойным своих предков, ощущать себя частью большого и надежного целого, семьи и страны.
Участие в различных конкурсах происходит совместно с родителями («Хрустальная капель», «Анимированные истории», «Шаг к Парнасу», «Веселые старты» и т.д.). Одним из самых значимых для нас конкурсов стал «Цветущий город-2015». С мая по сентябрь 2015г. проходил конкурс по благоустройству и озеленению территорий образовательных организаций. Благодаря поддержке семей наших воспитанников детский сад занял 1-ое место в городском смотре-конкурсе «Цветущий город - 2015» в номинации «Конкурс публикаций СМИ».
Мастер-класс. В пятнадцати из семнадцати групп, только в этом году, прошли мастер-классы «Изготовление новогодней игрушки», на которых выступили 29 представителей (11 воспитателей и 18 родителей). В двух группах (ясельного возраста) воспитателями и родителями детей были оформлены тематические выставки новогодних поделок. Мастер-классы посетили 49 человек.
Но как же измерить (оценить) эффективность всех этих инновационных способов работы с родителями. После проведения серии событий родители производят оценивание дельты прироста позитивной компетентности своих детей (ст. 44 ФЗ «Об образовании...»). Оценить прирост позитивных качеств (социальных компетенций) нам позволяет методика оценивания социализованности (ОС-ДОУ) мальчиков и (или) девочек [5].
Эта методика позволяет вовлечь родителей в процесс, а) обсуждения позитивных компетенций и их проявлений, а также б) их оценивания и у своих и других детей в группе. Таким образом, педагоги достигают следующих целей:
- активизация участия родителей в «...формировании и формулировании социального заказа в виде перечня ожидаемых позитивных социальных компетенций... для каждой возрастной группы детей на основе принципа гендерности» [4, с. 5-6];
- «систематическое, стандартизированное наблюдение» (ст. 97 ФЗ «Об образовании...» «…(в рамках избранных временных интервалов) ... степени выраженности социально значимых, позитивных компетенций у каждого воспитанника (-ицы)» [4, с. 5-6];
- регулярное получение «...информации об эффективности воспитательного воздействия, о векторе «групповой» социальной компетентности, о состоянии социокультурной среды в учреждении» [4, с. 5-6].
Использование этих методик обеспечит:
«а) формирование позитивной социальной (мужской и женской) компетентности у мальчиков и девочек;
б) «измеряемость», а, следовательно, и «управляемость» процесса социализации.
И поэтому представляет особый интерес для дошкольных образовательных учреждений и их социальных партнеров» [4, с. 5-6].
В нашем саду в экспертном оценивании принимают участие родители воспитанников подготовительной к школе группы. Методику ОСС-ДОУ и ОС-ДОУ мы, как правило, проводим в форме родительского собрания по теме «существенные (социально-значимые) качества сверстников и сверстниц моего сына (моей дочери)».
После измерения и обработки данных родителям выдавались диаграммы выраженности качеств их ребенка. Из числовых значений становилось понятно, какие социальные компетенции ребенка выражены в наименьшей степени. Далее совместно с родителями проводились конкретные мероприятия, направленные на формирование социальных компетенций. Потом проводились повторные измерения результатов. Измерения, повторяющиеся с определенной последовательностью, дают представления о динамике каждого качества. При этом фиксировалась дельта увеличения/уменьшения каждой компетенции и компетентности в целом. Это позволяет родителям инициировать увеличение их проявления.
С помощью методики ОС-ДОУ мы активизировали участие родителей в процессе воспитания и социализации детей. Начали формирование позитивной социальной (мужской и женской) компетентности у мальчиков и девочек. Дети научились сопереживать, адекватно проявлять свои чувства, активно играть со сверстниками и др.
Приведем данные по одной воспитаннице, а) до проведения социализационных занятий (диаграмма 1) и после (диаграмма 2).
Диаграмма 1
Сравнение выраженности качеств у Екатерины М. со средней выраженностью качеств в группе № 12 у девочек
После проведения социального вмешательства (диаграмма 2)
Таким образом, родители получают от педагогов информацию, которая помогает им выстраивать родительское воздействие и обсуждать взаимодействие с педагогами по поводу их педагогического воздействия на ребенка (точнее его компетенции) в ДОУ. Таким образом, исполняются ст. 44, 97, 89 ФЗ «Об образовании...» и увеличивается эффективность воздействия на ребенка.
Список литературы
1. Бура О.А. Консультация для воспитателей. Проект: «Моя семья!» [Электронный ресурс] // Все для детского сада. - URL:
http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3244.html
2. Молчанов С.Г. Исполняем «Стратегию воспитания…до 2025 года»? // Детский сад от А до Я. 2015. №3. С. 4-12.
3. Молчанов С.Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2014. №5. С. 4-20.
4. Молчанов С.Г. Помни добро // Российская газета. 2015 № 256 (6827). 12 ноября. С. 23.
5. Молчанов С.Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении. Пособие для работников дошкольного образования. – Челябинск: Энциклопедия, 2012. – 60с.
6. «Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г»: Эксмо; Москва;
7. Сайт Муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад №18, г. Челябинска» [Электронный ресурс]. - URL:
http://ds-parkoviy.ucoz.ru/publ/
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Прилож. к приказу Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе
Реализация системы экологической работы в ДОО
Консультация-диалог для воспитателей детского сада
Контроль в ДОУ в начале учебного года
Похожие статьи:
План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности
Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития