Психолого-педагогические игры в эмоциональном развитии дошкольников
Автор: Калашникова Ольга Александровна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие» г. Балашова Саратовской области», педагог-психолог
Материал предназначен педагогам-психологам, студентам, воспитателям детских садов. Приведены примеры упражнений и игр, которые помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, снять эмоциональное напряжение.
Роль психолого-педагогических игр в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста, учащихся студии предшкольной подготовки
В настоящее время много детей по разным причинам не посещают детские сады и не получают дошкольного образования. Эти дети получают лишь ту подготовку, которую предлагают им родители. Часто такая подготовка сводится к форсированному обучению их чтению и письму.
Вследствие этого в первый класс часто приходят дети, умеющие читать и писать, но с несформированными социально-коммуникативными навыками, дети не умеющие общаться, с низкой социализацией.
Важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварём, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний. Для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений. Учиться выражать и контролировать эмоции.
Недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечёт за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребёнка на ситуацию обучения и снижение его познавательных способностей.
В Центре «Созвездие» работает студия предшкольной подготовки «АБВГДейка», где занимаются дети не посещающие детский сад, с низкой социализацией. Чтобы обучение не сводилось только к обучению грамоте с детьми ведётся комплексная работа, добавлены занятия на развитие творчества, музыкальное развитие – вокал, хореография (дети участвуют в концертах, учатся себя вести на публике, на сцене). С родителями проводится консультации по интересующим их темам, родительские собрания.
Для всестороннего развития к основной общеобразовательной программе по подготовке к школе введена психолого-педагогическая программа «Психологический час». В одном из блоков проводятся игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, укрепление уверенности в себе, снятие мышечных зажимов, развитие позитивного самовосприятия, навыков общения, сплоченности, доброго отношения друг к другу и т.д.
Приведу примеры некоторых
упражнений и игр, которые помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, помогают снять эмоциональное напряжение.
1. Доскажи предложение: «Что такое радость для тебя…?», «Что такое радость для мамы…?», «Что такое грусть…?» Нарисуй радость, грусть, обиду, нежность
2. Круг вырезается из бумаги и раздаётся каждому ребёнку. Надо нарисовать лицо радостного человека и т.д. Если дети спрашивают, а как рисовать страх, можно вначале не показывать картинку человека изображающего страх, а попросить ребёнка изобразить страх самому, а сосед по парте на него смотрит и говорит, как выглядят у него глаза (широко открыты), как рот и т.д. и дети рисуют эти части на лице.
3. Игра «Скажи мишке добрые слова». Дается ребенку кукла или мишка, можно с изъянами и просят пожалеть её, сказать добрые слова.
4. Этюды на выразительность жеста. Кто лучше изобразит: фу, солёный чай, кислый лимон, сердитый дедушка и т.д.
5. Этюды на отображение отрицательных черт характера. «Мама принесла к чаю пироженных. Мальчик взял себе одно, поковырял пальцами остальные два и сказал «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын эгоист». Беседа с детьми: кто такой эгоист. Правильно ли мальчик поступил и что он сделал не так.
6. Упражнения на невербальные средства общения. Взрослый показывает действие (забивает гвозди молотком, ест банан, пьёт воду и т.д.) Ребёнок должен угадать что это.
7. Сказки «Нужная вещь», «Перчатка», её приключения, как одна перчатка потерялась, а вторая была никому не нужна без пары. Что она чувствовала, дети проговаривают.
8. Игры на снятие агрессии: покричать, вначале тихо, а потом всё громче покричать слово «ДА», потом слово «Нет», сделать комки-снежинки из бумаги и покидать их в корзину, порвать газету на мелкие кусочки, подбросить в воздух и сказать «Уходи злость, уходи».
9. Мимическая гимнастика: «брови вверх», «брови сдвинуть», «сильно зажмуриться», «широко открыть глаза» «надуть щёки», «сдуть щёки».
10. Дети выбирают «Цвет своего настроения» (желтый-хорошее, чёрный -плохое и др.) и каждый день кладут его в специальный ящик.
11. Сочиняем историю. Взрослый начинает «Жили - были…», ребёнок добавляет свое слово, следующий свое и получается сказка, которую взрослый в конце рассказывает от начала до конца.
Итак, среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. Игра пользуется любовью дошкольников и является ведущей деятельностью То есть самые важные изменения в психике ребёнка, в развитии его социальных чувств, в поведении и т.п.. происходит в игре.
Рекомендуем посмотреть:
Психологическая викторина для детей 10-14 лет
Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников
Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа