Консультация для воспитателей на тему: «Загадка как логическая задача».
Автор: Петрова Ольга Александровна, воспитатель филиала 1 МБДОУ № 137 г. Пензы.
Описание материала: предлагаю консультацию для воспитателей на тему: «Загадка как логическая задача». Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальных классов, воспитателям продлённых групп в работе с детьми.
Что такое загадка? В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». По определению фольклориста В. И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Другой советский фольклорист, В. П. Аникин, определяет загадку как «мудрёный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Ю. Г. Илларионова определяет, что «загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. И составление загадки, и её отгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типич-ного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многообразно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В глубокой древности люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения.
Русские народные загадки – один из древнейших жанров русского фольклора, однако записываться в собрания они стали лишь в ХIХ веке. В 1861 году вышел сборник загадок А. И. Худякова «Великорусские загадки», а в 1876 году «Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова. Следующим был сводный сборник собирательницы из центральной России М. А. Рыбниковой. Составительница всюду указывала место записи загадок. Кроме сводных сборников, с середины ХIХ века и до наших дней в журналах, газетах и отдельными издавались загадки, собранные профессиональными собирателями и любителями в разных местностях России. Значительное количество записей и публикаций, накопившееся за более чем вековой период, позволило издать в 1968 году в серии «Памятники русского фольклора» сводный сборник «Загадки». В нём 5587 загадок.
Известно, что загадки развивают сообразительность, учат сопоставлять, видеть общность в довольно далёких предметах. Загадки учат мыслить, расширять кругозор. Говоря о простых обыденных предметах, загадка делает их яркими. Они обогащает образное мышление, учит поэтическому видению мира.
И народные, и литературные загадки, будучи разнообразными по тематике и содержа- нию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логичес-кую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идёт речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, её сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему. Способы построения логических задач различны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В числе их может быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку.
Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает. Когда это бывает? В этой загадке названы три признака лета: жаркая погода, цветение растений, созревание хлеба.
Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? В этой загадке указан только один звуковой признак явления, но он варьируется пятью глаголами, передающими монотонный звук дождя. Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу. Есть загадки, в которых характеристика даётся кратко, с одной- двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.
Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не назваными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете. Подобные загадки трудны и потому, что в них раскрыты признаки, воспринимаемые не только при разовом наблюдении. Год надо наблюдать сосну или ель, чтобы сделать вывод об их цветовом постоянстве. И тогда нетрудно отгадать.
Зимой и летом одним цветом.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
Летит, а не птица, воет, а не зверь. Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочерёдно сопоставлять разные и в то же время в чём-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путём исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает логическую способность мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.
Ещё один тип загадок – это загадки метафорические.
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и отвлечённое мышление.
Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому она особенно привлекательна. И построение загадки, и её лексика собирают внимание слушающего, вызывают интерес к задаче.
Загадка заставляет ребёнка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающего мира. Её можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде, на занятиях.
Воспитательное назначение загадки помогло ей сохранить ценность во все времена. Вот поэтому я советую педагогам постоянно использовать их в своей работе.
(В консультации использованы выдержки из: «Литературная энциклопедия», Чичеров В, И. «Русское народное творчество», Аникин В. П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки»)
Рекомендуем посмотреть:
Театральные загадки для детского сада с ответами
Загадки про игрушки с ответами для детей от 4 лет
Игровые упражнения для детей 4 - 7 лет
Дидактическая игра для детей 5-6 лет. Геометрическое лото
Похожие статьи:
Игры на развитие логического мышления детей 6 лет
Упражнения на развитие логического мышления дошкольников
Загадки для детей с ответами
Загадки с ответами про зиму для детей
Загадки про Новый год