Консультация на тему: «Рукотворный мир - источник познания творческого начала взрослого человека».
В программе по воспитанию, развитию и образованию детей Васильевой М. А. важное место занимает самостоятельная практическая деятельность детей. Это связано с тем, что именно в ней находят наиболее полное удовлетворение своим потребностям действовать с различными материалами и таким образом могут чувствовать себя способными сделать нечто такое, что сможет быть использовано в игре, или что может получить оценку окружающих кроме того, самостоятельная практическая деятельность положительно влияет на своевременное и полноценное психологическое развитие ребёнка,
поскольку способствует:
- развитию пространственного представления.
- практическому усвоению некоторых физических закономерностей.
- познанию свойств различных материалов.
- овладению разнообразными способами практических действий.
Самостоятельная практическая деятельность детей не возникает сама по себе. Она требует специальных условий и особого педагогического руководства. Следует предлагать детям задания в зависимости от их желания и сформированности ручной умелости.
Основная часть работы посвящена изготовлению игрушек и полезных вещей для игр и личных потребностей самих детей, а также созданию различных поделок в подарок родным и близким. Также в ручном труде закрепляются знания, полученные в процессе педагогического обучения. Например после серии занятий по обучению грамоте совместная работа взрослого и ребёнка, по конструированию букв из различного материала ; после занятий на изучаемую тему, например; « доисторический лес с динозаврами», не следует точно придерживаться предложенной какой – то тематики, а лучше предоставлять детям большую самостоятельность, наблюдать за ними, оказывать посильную помощь. Поддерживать их инициативу. Очень важно, что бы ребёнок старшего дошкольного возраста получал в продуктивной деятельности результат. Чувствовал гордость и удовлетворение от выполнения сложной работы. Это поможет ему утвердится в позиции «Я сделал это сам», даст начало развитию творчества взрослого человека.
Организуя работу с детьми, необходимо знать, что формирование такой позиции важно если:
- ребёнку интересен должный вид деятельности. Он должен сам захотеть выполнять эту работу и обратиться за помощью или советом.
- ребёнку посилен должный труд по объёму и сложности выполнения работы.
Слишком большой объём работы, отодвигающий момент получения результата или же труд, требующий недоступных навыков и умений, снижает у ребёнка интерес к деятельности, разочаровывает его в собственных возможностях.
Предлагаемые виды работы должны лишь немного опережать возможности детей, чтобы они смогли овладеть новыми способами, или же основываться на уже приобретенных детьми навыках и умений; педагог внимателен к деятельности ребёнка, поддерживает у него уверенность в своих силах. Одобряет и поощряет проявление настойчивости, терпения, желания довести работу до конца; усилия детей направлены на выполнение настоящего дела и получения практического результата. Учитывая факторы, старайтесь подбирать соответствующие задания. Пусть дело будет небольшим, но реальным. Овладеть способами и приёмами работы. Смогут повторно вернутся к выполнению аналогичной работы, но уже в других вариантах ( больше усложнённых) поэтапное усложнение работы. К выполнению понравившейся поделки дети смогут возвращаться неоднократно.
Самоделки из различных материалов – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эмоционального вкуса, конструкторского мышления детей. Из раз личного рода материала дети смогут сделать много интересных вещей.
Необходимо помнить, что труд детей должен быть общественно полезным, поэтому той или иной поделки следует иметь практическое назначение; служить наглядным пособием, счетным материалом, выставочным экспромтом детского творчества, подарком на праздник.
Изготовление самоделок имеет большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс вырабатывает у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило много выдумки, фантазии, старания. Они отличаются остроумием, оригинальным исполнением и творческим решением поставленных задач. Важно совершенствовать эстетический вкус ребёнка, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в его деятельности, поэтому не необходимости требовать от ребёнка точного соблюдения устройства поделки, копирования её там, где есть возможность внести конструктивные изменения. Надо помочь ему чувствовать лишь общие принципы её построения.
Особо следует сказать о работе с детьми шести летнего возраста. Они выполняют, как правило, простейшие изделия. К ним относится лепка из разного рода материалов, аппликация из листьев, бумаги, ткани, изготовление некоторых объёмных поделок с использованием готовых разверток или по образцу с применением природных материалов. В начале занятий проводится краткая беседа, рассказ, где сообщаются сведения об инструментах, материалах, их использования. У детей шестилетнего возраста отсутствует длительный интерес к определенному виду работы, поэтому им целесообразно давать такие задания, чтобы их можно было выполнить за одно занятие; 25-30 минут, можно перенести на 2-3 занятия.
Большие возможности для воспитания будущих школьников занятых в разных видах ручного труда и конструирования. В них углубляются знания детей о свойствах, качествах и возможностях использования различных материалов(бумаги, картона, ткани, природных материалов). Это обогащает кругозор старших дошкольников. Будущие школьники знакомятся с основами культуры деятельности, планирование, организация и последовательное осуществление задуманного, получение нужного результата. Эти изменения необходимы в предстоящем школьном обучении.
В процессе создания поделок, формируется настойчивость, старательность, целеустремлённость. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата ( небрежно согнул выкройку – получились некрасивые, нечёткие грани, тщательно не проклеишь – поделка развалилась). В ручном труде формируются ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных усилий возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов – всё это даёт начало взрослого человека. Ребёнок 6-7 лет является сознательной личностью и способен к самостоятельной творческой деятельности. Самое важное – это научить детей переживать чувство радости от самостоятельного выполненного труда, приучить их преодолевать трудности. Следует, однако, помнить, что чрезмерно трудное задание может погасить интерес к работе, необходимо поддерживать ребёнка доброжелательным отношением, поощрением, похвалой, доброжелательной умелой помощью.
Рекомендуем посмотреть:
Как научить ребенка жить среди людей
Консультация для родителей детей от 2 до 3 лет
Консультация для родителей для родителей ДОУ. Физкультура в семье
Консультация для родителей в детском саду