Автоматизация звука [с]
Автор: Гребенщикова Ольга Анатольевна, учитель - логопед
Место работы: КОУ ВО «Бобровская школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [с] в слогах и словах".
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи: 1. образовательные:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
- закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
- упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
2. коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.
3. воспитательные: воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям.
Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
Оборудование: конверт размером А 4, 4 разноцветных пластиковых конверта размером А 5, символы артикуляционных упражнений, 2 кубика, ватный шарик, схема звука [с], флажок, сюжетные картинки для автоматизации звука [с] и лексико – грамматической работы, мнемотаблица для характеристики звуков, синквейн на тему «Звуки», электронное приложение:
1. артикуляция звука [с];
2. физкультминутка « В пучине морской»;
3. звуко – слоговой анализ.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие.
Наши гости принесли тебе конверт и просили от¬крыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета! (уточнить цвет конверта) А в этом конверте... какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).
II. Артикуляционная гимнастика.
(стихотворение читает учитель - логопед, ребёнку показывается символ «Язычка»)
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
(Ребенок выполняет упражнения, символы к которым показывает учитель - логопед)
1. Улыбнёмся Язычку, погуляем вместе с ним и выполним первое упражнение
«Лягушка».
Описание упражнения «Лягушка»: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение.
«Лягушка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем,
И нисколько не устанем.
2. Попрощался Язычок с Лягушкой, решил поработать в саду лопатой.
Описание упражнения «Лопата»: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
«Лопата» (стихотворение читает учитель - логопед):
Язык «лопаткой» положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять!
3. Устал Язычок, решил отдохнуть, и ты положи свой язычок на нижнюю губу и
подуй на него:
Описание упражнения «Ветерок»: подуть на слегка высунутый широкий язык, следить за тем, чтобы язык не был зажат зубами (под счёт до пяти, десяти).
4. От ветерка стало холодно Язычку, и решил он размяться, поиграть в футбол.
Описание упражнения «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
«Кто дальше загонит мяч?» (стихотворение читает учитель - логопед):
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.
5. Поиграл в футбол и пошёл кататься на горку.
Описание упражнения «Горка»: открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, а сам язык приподнять вверх. Поставив язычок в положение «горка», спокойно и плавно подуть посередине языка. Воздух должен быть холодным.
«Горка» (стихотворение читает учитель - логопед):
Сани, сани едут сами
Через горы и леса,
Едут сани – чудеса.
6. Вот и вечер наступил, пора чистить зубы и ложится спать. Давай поможем Язычку
почистить зубки.
Описание упражнения «Чистим нижние зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево–вправо) под счёт взрослого (7–8 раз).
«Чистим нижние зубки» (стихотворение читает логопед):
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
III. Работа по теме занятия.
1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
( уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему про¬читать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
(Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в ниж¬ние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и про¬износит звук [с].)
Правильно, получилась песенка насоса — с-с-с. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с].) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.
2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. ( уточнить цвет конверта).
С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с].
3. Характеристика звука с использованием мнемотаблицы.
С каким звуком мы сегодня работаем? Произнеси его и расскажи нам всё о звуке [с] с помощью таблицы. ( учитель – логопед использует мнемотаблицу).
4. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
5. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
5.1 Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кри¬чит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило «Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физкультминутка.
Нам пора отдохнуть и выполнить физкультминутку.
(Физминутка выполняется стоя, ребёнок выполняет движения, о которых говорится в стихотворении).
Вот пора нам отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть,
Покачаться, покружиться.
И присядем столько раз,
сколько пальчиков у нас,
А подпрыгнем - десять раз.
Наклониться, распремиться,
Потянуться, улыбнуться,
И опять начать трудиться.
5.2 Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных , которых он встретил во дворе, но только тех, в названиях которых есть звук [с] . (Язычок встретил собаку…) Каких животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови их.
5.3 Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят.
(следи за произношением звука [с]).
5.4 Коррекция нарушений чтения.
Прибежал заяц из соседнего леса и предложил поиграть с ним в теннис. А что такое теннис? (объяснить значение слова «теннис») Давай поиграем вместе с ними, прочитаем слоги и проведём по спортивным дорожкам теннисным мячиком. (следи за произношением звука [с]).
Физминутка для глаз (Работа за компьютером, электронное приложение 1).
У нас в конверте есть ещё диск. Пойдём, посмотрим, что нам предложили гости.
5.5 Звуко - слоговой анализ. (Работа за компьютером, электронное приложение 2).
IV. Подведение итогов
(с использованием дидактического синквейна, ответы вывешиваются на доску.).
1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Продолжи мою фразу: буквы мы видим и пишем, а звуки …
3. Охарактеризуй звук [с].
4. Для чего нужно правильно произносить звуки?
5. Во что складываются звуки?
Ответы.
1. Звук [с].
2. Слышим и произносим.
3. Согласный, глухой, твёрдый.
4. Чтобы красиво говорить.
5. Слова. (Звуки складываются в слова).
V. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Все задания закончились, но в конверте остались «Гора знаний» и «Озеро сил». С помощью них оцени себя, как ты работал на занятии? Покажи Язычку на какую высоту ты поднялся на «Горе знаний».
А силы у тебя ещё остались? Покажи это с помощью «Озера сил».
Спасибо за занятие!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука р
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по теме: Автоматизация звука [р] в словах у реб
Фото отчёт с индивидуального занятия в подготовительной группе по автоматизации звука [р]
Конспект индивидуального логопедического занятия в ребёнком 5-6 лет