ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Логопедические занятия» является обязательным для реализации и относится к коррекционно-развивающей области. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития (вариант 7.2) КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Логопедическая работа с обучающимися (воспитанниками) нацелена на исправление различных недостатков речевого развития и удовлетворение их особых образовательных потребностей. Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для обучающихся (воспитанников) с задержкой психического развития поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала. Описание особенностей речевого развития детей с ЗПР (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н.Ю. Борякова и др.) констатирует у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся (воспитанников), а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия в 1 дополнительном классе направлены на профилактику нарушений чтения и письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют предупреждению школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Профилактика и своевременная коррекция нарушений чтения и письма потенциально способствует общему повышению учебной успешности. Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) на коррекционных логопедических занятиях позволит младшим школьникам с ЗПР усвоить программный материал по русскому языку. Все задания на развитие лексики и грамматического строя речи, которые использует учитель - логопед на коррекционных занятиях в работе с младшими школьниками с ЗПР, способствуют развитию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, коррекции недостатков произвольной памяти, внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснения значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, формируются предпосылки логического (понятийного) мышления.
Обучение умениям монологического высказывания способствует усвоению программного материала по учебным предметам «Литературное чтение», «Окружающий мир».
При усвоении программного материала по учебному курсу «Логопедические занятия» обучающиеся (воспитанники) приобретают умения ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проделанном и давать ему оценку, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Курс «Логопедические занятия», составляет значительную часть содержания программы коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития. Его роль велика и для успешной социализации, формирования сферы жизненной компетенции. При реализации данного курса учителю - логопеду рекомендуется выполнять следующие общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся (воспитанников) по варианту 7.2.
Следует преподносить новый материал предельно развернуто, предлагать обучающимся (воспитанника) предписания (алгоритм), определяющий порядок их действий. Это может быть пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме.
Полезно задействовать различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).
Следует усилить возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами, абаком и пр.
Рекомендуется включать в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы, анаграммы и др.) с учетом достигнутого уровня познавательной деятельности (при низком уровне задания предлагаются только на иллюстративном материале).
Необходимо систематически повторять пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используя приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка).
Применяемый словарный материал следует уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира при активном использовании Internet ресурса. Учить находить самостоятельно необходимую информацию, прибегая к нескольким источникам (словарь, интернет, энциклопедия) .
Необходимо
предусматривать пошаговость при формировании учебного действия, навыка. Например, звуко - буквенный анализ начинается с выделения звуков и лишь потом используется моделирование звукового состава слова (с последующим декодированием).
- Сначала обучающиеся (воспитанники) последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова (сопровождая движением, следя глазами).
- Затем обучающиеся (воспитанники) последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания. При этом они соотносят количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова и заполняют ее условными значками-фишками.
- Далее дети самостоятельно выкладывают схемы из фишек и вычерчивают их на доске цветными мелками, при этом количество звуков остается заданным незакрашенной схемой.
- Далее самостоятельно рисуют схему и закрашивают в соответствии со звуковым анализом.
Учителю - логопеду следует использовать дозированную помощь, учить детей обращаться за помощью, осознавать возникновение трудности. Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать техническую сторону выполнения заданий на самостоятельное письмо по образцу (письмо в тетрадях с разлиновкой «сетка», обозначение точками интервалов между буквами, слогами; обводка пунктирных изображений букв, слогов, слов, то или иное обозначение, в т.ч. обыгрывание верхней и нижней границ строки «пол» и «потолок» и т.п.). Технические недочеты могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда обучающийся (воспитанник) не старается выполнить задание правильно.
Обучающиеся (воспитанники), которым рекомендовано обучение по варианту 7.2., нуждаются также в том, чтобы на занятиях учитель -логопед:
- просил детей проговаривать совершаемые действия в «громкой речи»: «Я пишу…(петлю, палочку, букву)», «Я составляю схему слова», «Я придумываю предложение» и т.п. Если обучающийся (воспитанник) затрудняется это сделать самостоятельно, то можно использовать сопряженное проговаривание, затем отраженное с постепенным переходом к самостоятельному высказыванию;
- понятно объяснял детям и периодически задавал им вопросы о цели выполняемых действий: «Зачем мы делим слово на слоги?» – «Чтобы хорошо слышать звуки», «Зачем нам надо четко слышать звук?» – «Чтобы найти нужную букву», «Что будет, если написать не ту букву в слове» – «Получится другое слово» и т.п.;
- постоянно напоминал-проговаривал способ правильного написания тех или иных букв, подбирал понятные сравнения, наглядно демонстрировал роль правильного выбора буквы, создавал и поддерживал положительный эмоциональный настрой.
В качестве наглядного материала нужно использовать рисунки с четкими контурами, яркие, контрастные, реалистичные. В начале обучения на карточке, которую рассматривает обучающийся (воспитанник), не должно быть более двух объектов (два предметных рисунка, две буквы), их количество надо увеличивать постепенно (до пяти к концу первого года обучения).
Общеразвивающая функция логопедических занятий в 1 дополнительном классе заключается в том, что учитель - логопед:
- поясняет значение слов, не только абстрактного, но и конкретного характера, поскольку обучающиеся (воспитанники) с ЗПР могут понимать их неверно (орлица орала);
- обучает приемам самоорганизации, в том числе в ходе выполнения заданий на самостоятельное письмо (слушаем, а потом пишем);
- реализует принцип пошаговости: разделим слово на слоги, продиктуем первый слог, запишем, теперь второй слог и т.п.;
- учит приемам опосредованного запоминания, например, создавая схематические символические изображения для воспроизведения текста.
Эффективность логопедических занятий может быть достигнута только при соблюдении принципа комплексности, когда реализуется тесное взаимодействие учителя - логопеда с учителем, психологом, выполняются рекомендации врача-невролога. Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции и достижения планируемых результатов образования.
В 1 дополнительном классе содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма, что достигается работой над звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов. Помимо групповой коррекционной работы для данной категории детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель - логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые не желательные личностные и познавательные особенности учащегося. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной работы на этапах постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных словах. Остальная работа по коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в словах разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может осуществляться в подгруппах и группах.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы и отработка правильного звукопроизношения в различных ситуациях общения. На этих занятиях обучающиеся (воспитанники) должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний своих сверстников. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений обучающихся (воспитанников) в коррекции недостатков звукопроизношения. По мере устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени. Она осуществляется при обязательном индивидуальном подходе к каждому обучающемуся (воспитаннику) с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого нарушения и степени отработанности каждого звука. Индивидуализация коррекционного обучения должна находить отражение в планировании каждого занятия.
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет расширения объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащение словаря обучающихся (воспитанников) синонимами и антонимами.
Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования.
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить обучающихся (воспитанников) ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры «Справочное бюро», «Что в магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или проблемные ситуации (словесное описание, инсценирование). Коррекционную роль играет и учебная беседа.
Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.
Обязателен логопедический мониторинг. Для его реализации используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О.А. Ишимовой и др.
В логопедическом обследовании обучающихся (воспитанников) оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, определяющие успешность овладения письмом и чтением (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель - логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также возможности произвольной регуляции. При низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.
При организации первичной диагностики логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом.
Цели и задачи курса
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
В соответствии с программой определяются общие задачи курса:
- постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
- восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
- обогащение словаря, его расширение и уточнение;
- коррекция недостатков грамматического строя речи;
- улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
- совершенствование коммуникативной функции речи;
- повышение мотивации речеговорения;
- обогащение речевого опыта;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
- обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением, обобщающие слова);
- дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;
- формирование способности давать определения словам;
- формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, составлять схемы слов, находить ударение;
- овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;
- профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом, грамматическим структурированием словосочетаний и предложений, усвоением способов суффиксального и префиксального словообразования, автоматизацией навыков флексийного словоизменения, использованием форм множественного числа;
- умение понимать интонационную окраску высказывания;
- умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);
- умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;
- формировать начальные умения монологического высказывания.
-
Содержание курса
В соответствии с выделенными в программе направлениями логопедическая работа в 1 дополнительном классе может быть конкретизирована в следующих разделах:
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся (воспитанникам) с нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью.
Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения.
Этот раздел направлен на повторение и уточнение имеющихся у школьников с ЗПР знаний и умений, усвоенных в период обучения в 1 классе. У обучающихся (воспитанников), не обучавшихся в 1 классе по варианту 7.2, приводятся в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые дети получили в период обучения в массовой школе. В ходе работы по данному разделу не только уточняются представления обучающихся (воспитанников), о слоговой и звуковой структуре слов, совершенствуются навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и определяются основания для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных; формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков обозначения мягкости на письме).
Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли различных лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков и умений адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с темой высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков (формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение умениям конструирования предложений в соответствии с грамматическими нормами; формирование и коррекция навыков словоизменения и словообразования).
Связная речь (повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель - логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области звуковой стороны речи:
- сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
- уточнение представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
- умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения.
В области лексической стороны речи:
- уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение подбирать слова к вопросам, к предметам;
- умение давать понятийные определения простым словам;
- расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
- использование слов с обобщающим значением;
- возможность понимать значения слов с переносным смыслом.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
- различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия между звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих звукам;
- обозначение мягкости согласных на письме;
- составление графических схем слов;
- выделение ударного и безударных слогов;
- дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.
В области грамматического строя речи:
- понимание интонационных характеристик предложения;
- умение конструировать предложения из разрозненных слов;
- умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным словам;
- умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания;
- овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
- автоматизация префиксального и суффиксального способов словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
- умение прослушивания связного текста;
- определение главной мысли текста;
- озаглавливание текста;
- составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему;
- возможность моделирования простых диалогов;
 начало овладения правилами связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса
Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р
Логопедическая олимпиада для младших школьников
Рабочая программа по логопедии для учащихся 1-3 класса