Конспект итогового игрового занятия для детей подготовительной к школе группе: «Волшебная страна знаний»
Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель.
Место работы: ГБОУ школа № 2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДП № 1 "Планета детства".
Описание материала. Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности. Конспект занятия предназначен для родителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей, работающих с детьми старшей и подготовительной к школе группе.
Цель. Ориентировка в звуко-буквенной системе родного языка.
Задачи. Упражнять в умении определять первый звук слова, называть слова с заданным звуком. Продолжать учить проводить звуковой анализ слов, на примере слова «книга». Закреплять умение различать ударные и безударные гласные, определять на слух ударный гласный звук слова. Развивать мыслительную деятельность, путём составления слова из отдельных букв. Формировать качества сочувствия, отзывчивости, желание помогать ближним.
Предварительная работа. Дидактические игры и упражнения из методического пособия «Обучение дошкольников грамоте» под редакцией Н.В.Дуровой.
Ход занятия.
- Ребята, а вы сказки любите? Хотите, я вам расскажу? Тогда слушайте внимательно.
В одной сказочной стране Знаний жили Звуки и Буквы. Звуки и Буквы были очень дружны, и как все друзья любили играть. А больше всего им нравилось складывать из букв разные слова. Но вот однажды, злой волшебник Бука позавидовал их крепкой дружбе. Он решил навредить добрым, дружным жителям волшебной страны. И нагнал на их страну большие чёрные тучи. Подул сильный ветер, разлетелись Буквы и Звуки по разным уголкам света. Перемешались они, потерялись. Перестали веселиться оставшиеся жители страны, скучно и грустно им стало без своих добрых друзей и без возможности играть в любимую игру. А злой волшебник Бука радуется, смеётся от своей проделки. Но знает он, что если вдруг найдутся такие смельчаки, которые выполнят без ошибок все его задания и ответят на его сложные вопросы, то пропавшие Звуки и Буквы найдутся и вернутся в свою волшебную страну Знаний. Но пока таких смельчаков не находилось.
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт, если исчезнут все звуки и буквы? (Предположения детей: «Станет очень тихо»; «Люди не смогут читать»; «Люди не смогут писать письма своим друзьям» и т.д.)
- Вы сможете помочь жителям волшебной страны? (Да.) Тогда будьте внимательными и постарайтесь не ошибаться, выполняя задания Буки. А задания находятся в этих конвертах с цифрами, давайте откроем конверт с цифрой 1. (В конверте картинки с изображением лампы и лимона.)
1.
Картинки
- Посмотрите, что на них изображено? (Лампа и лимон.) С какого звука начинается слово «лампа»? (Со звука «Л».) Что вы можете сказать про звук «Л»? (Он твёрдый согласный.) С какого звука начинается слово «лимон»? (Со звука «Ль».) Что вы можете сказать про звук «Ль»? (Он мягкий согласный.) А какой буквой обозначаются звуки «Л» - «Ль»? (Буквой «Л».) Молодцы, вы отлично справились с первым заданием и нашли первую пропавшую букву "
Л", посмотрите, вот и она.
Ребёнок кладёт букву на отдельный столик. Открывают следующий конверт. (В конверте две карточки синего и зелёного цвета.)
2.
Игра с мячом «Братцы» (Игра быстрого темпа.)
- Помните, что обозначают синяя и зелёная карточки? (Синей мы обозначаем твёрдый согласный, а зелёной – мягкий согласный.) Вы сможете найти потерянные звуки, если правильно назовёте их «братцев».
Я кину мяч и назову твёрдый согласный звук, а вы в ответ – его мягкую пару. И наоборот. Но помните, есть такие согласные звуки, у которых нет пары («Щ», «Ч», «Ш» и т.д.) Если вы услышите такой звук, вам нужно сказать, что у этого звука пары нет.
Игра заканчивается звуком «Ш».
- Что вы можете сказать про это звук? (Звук «Ш» твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.)
Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются с твёрдого согласного «Ш» (шапка, шуба, шар, шарф и т.д.).
- Какой буквой обозначается звук «Ш»? (Буквой «
Ш».) Молодцы, ребята! Мы нашли еще одну букву.
Ребенок кладёт букву на отдельный стол. Открывают конверт с цифрой 3. (В конверте картинки с изображением мальчика и девочки с портфелями в руках.)
3.
Игра «Отгадай, что в портфеле»
- Ребята, Бука загадал слово, которое обозначает, то, что дети кладут в портфель, когда идут в школу. Если вы отгадаете слово вредного Буки, то узнаете еще одну потерявшуюся букву. Как вы думаете, что несут дети в своих портфелях?
Дети перечисляют школьные принадлежности. После того, как будет названо не менее 10 слов, воспитатель называет того ребёнка, который назвал слово «Книга».
- Молодец, ты не подвёл ребят и угадал нужное слово. С какого звука начинается слово «Книга»? (Слово начинается со звука «К».) Что вы можете рассказать про этот звук? (Он твёрдый согласный.) Назовите его мягкую пару. (Звук «Кь».) Какой буквой обозначаются эти звуки? (Буквой «
К».) Молодцы, вот мы и нашли еще одну пропавшую букву, это буква «К». Давайте откроем следующий конверт. (В конверте картинка с изображением детей делающих зарядку.)
4. Любая физкультминутка по выбору педагога. Открывают следующий конверт с цифрой 5. (В конверте картинка с изображением книги.)
5. Звуковой анализ слова «Книга».
Работа проводится за столами.
- Вам нужно составить схему слова «Книга» при помощи цветных фишек. Воспитатель даёт установку на внимание. Во время выполнения задания следит за правильной осанкой детей. Первый справившийся ребёнок выполняет задание у мольберта. После того, как слово будет разобрано, воспитатель предлагает поставить в слове ударение, используя белую фишку.
Индивидуальная работа.
- Сколько всего звуков в слове «Книга»? (В слове «Книга» пять звуков.) Сколько твёрдых (мягких) согласных? (Два твёрдых согласных – «К», «Г». Один мягкий согласный – «Нь».) Сколько гласных звуков в этом слове? (Два гласных звука – «И», «А».) Назовите ударный гласный этого слова. («И») Назовите безударный гласный. («А»)
Какой буквой обозначается звук «А»? (Буквой «А».) Мы угадали еще одну букву - "
А". Скорее открываем последний шестой конверт. (В конверте картинка с изображением мяча.)
6. Игра с мячом (Игра быстрого темпа.)
- Я буду называть разные слова, а вы определите ударный гласный звук.
Воспитатель произносит слова с интонационным выделением ударного гласного, например: кукушка, помидор, радуга, липа и т.д. Последнее слово «Облако».
Индивидуальная работа.
С какого звука начинается слово «Облако»? (Это слово начинается со звука «О».) Что вы можете рассказать про этот звук? (Он гласный.) Какой буквой обозначается этот звук? (Буквой «
О».)
- Вот мы и справились с заданием, чары вредного Буки развеялись и мы нашли последнюю потерявшуюся букву.
Кладут букву к остальным на отдельный стол.
7. «Любимая игра Звуков и Букв»
- Вы помните любимую игру друзей? Они любят составлять из букв разные слова. Давайте и мы попробуем составить слово из тех букв, которые мы нашли.
Дети составляют слово из букв «О», «Л», «Ш», «К», «А».
- Какое слово у вас получилось? (ШКОЛА).
- Молодцы, вы все сделали правильно и помогли друзьям вернуться к себе домой. Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний!
Рекомендуем посмотреть:
Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи
Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе. Электроприборы
Похожие статьи:
Конспект итогового занятия - викторины в подготовительной группе «Приключения Незнайки по дороге в 1 класс»
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Детский сад
Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека