Проект для детей старшей группы ДОУ. Тема: «Север России»
Описание материала. Данный проект направлен на ознакомление дошкольников с жизнью людей, живущих на севере нашей страны, с их культурой и бытом, с природой северного края.
Материал предназначен педагогам дошкольного образования, а также родителям, заинтересованным в воспитании и образовании своих детей. Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель ГБОУ школа 2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДК № 1 «Планета детства».
Цель проекта:
- Формирование у детей этнокультурной осведомлённости.
- Обогащение знаний о природе северного края. Задачи проекта:
- расширять кругозор воспитанников;
- закреплять знания детей о своей стране России, её многообразии;
- формировать представление воспитанников о севере России, о людях, проживающих на этой территории;
- обогащать знания о природе северного края;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать активную речь детей, внести в словарный запас новые слова (чум, яранга, иглу, стойбище, нарты, ягель, тундра, тайга и д. р.);
- развивать творческие способности детей через рисование, аппликацию, лепку;
- продолжать развивать конструктивные навыки детей, используя конструктор AVToys при создании поделок (чум, олень, огонь, нарты, рыба);
- воспитывать патриотические качества, гордость за свою большую, многонациональную страну, в которой живут и работают люди разных национальных принадлежностей, со своей особой культурой и бытом;
- обогащать опыт общения сверстников друг с другом;
- вовлекать родителей воспитанников к совместной работе с педагогами по обогащению знаний и умений детей по теме;
- создать выставку поделок из различных материалов «Сказочный север России».
Вид проекта: обзорно-ознакомительный, познавательный, творческий, групповой. Продолжительность проекта: среднесрочный (три недели). Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники (5-6 лет), родители воспитанников. Актуальность проекта: Наша страна велика и многообразна, в ней живут и работают люди разных национальных принадлежностей со своей культурой, бытом, историей. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, просто необходимо формировать у детей национальное самосознание, толерантное отношение к людям разных народов, проживающих на территории нашей общей большой страны. Проблематика проекта:
Недостаточность, поверхностность знаний и представлений детей по теме. Имеющиеся знания не систематизированы. Методы и технологии:
- рассказы воспитателей, беседы с детьми;
- рассматривание фотографий, карты, глобуса, картины из жизни домашних животных «Олени в тундре», «Северные олени», худ. В. А. Горбатов;
- просмотр презентаций, видеороликов познавательного характера, мультипликационных фильмов по теме;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- настольные игры с использованием игрового набора «Север»;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- непосредственно образовательная деятельность по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, фэмп, развитию речи;
- самостоятельная творческая деятельность детей. Взаимодействие с семьями воспитанников:
- рекомендовать родителям воспитанников посещение с детьми Государственного Дарвинского музея, его северной экспозиции;
- рекомендовать к просмотру с детьми мультипликационные фильмы по сказкам северных народов «Северная сказка» (1979 г.), «Гора самоцветов» сборник по сказкам народов севера;
- рекомендовать к просмотру документальные фильмы по теме проекта;
- привлечь к изготовлению атрибута для проведения подвижных игр «шапочка оленя/рожки»;
- привлечь к совместной с детьми продуктивно-творческой деятельности по изготовлению поделок «Сказочный север России».
Реализация проекта 1 этап – подготовительный
• Изучение материала по теме проекта;
• Обоснование его актуальности, проблематики;
• Определение целей и задач, способов и сроков его реализации;
• Подбор методических, дидактических, художественных, фото и видео материалов, необходимых для реализации проекта;
• Подготовка места для выставочного материала;
• Введение детей в проблематику данного проекта:
- Как называется страна, в которой мы с вами живём?
- Как вы думаете, в какой части нашей страны всегда бывает очень холодно?
• Выявление имеющихся знаний воспитанников о севере.
2 этап – основной (реализация проекта)
• Рассказы воспитателя, беседы с детьми по темам:
- Народы севера;
- Дома кочевников;
- Труд людей, живущих на севере;
- Олени и их значимость для народов севера;
- Растения тундры;
- Животный мир тундры;
- Красоты северного края.
• Рассматривание фотографий по темам: «Животный и растительный мир севера», «Стойбище», «Чум, яранга, иглу», «Традиционные занятия северян», «Одежда северян», «Оленьи и собачьи упряжки», «Животные севера и их детёныши», «Музыкальные инструменты северян.
• Просмотр видеороликов познавательного характера:
- Танцы народов севера («Звенящие ручейки», «Северный танец», «Сияние севера», «Дыхание севера»);
- Игра на музыкальных инструментах (варган, бубен) северян;
- Национальное горловое пение.
• Просмотр мультипликационных фильмов:
- «Таёжная сказка», производство киностудии «Союзмультфильм», 1951 год;
- «В яранге горит огонь», производство киностудии «Союзмультфильм», 1956 год.
• Чтение художественной литературы:
Сказки народов севера («Айога», «От чего у белого медведя нос чёрный», «Кукушка», «Альба и Хосядам», «Баручи», «Белая нерпа», «Ворон», «Всемогущая Катгыргын», «Гордый олень», «Идэ»).
• Слушание/заучивание стихотворений:
- «Север», Михаил Пляцковский;
- «Прислушайся, тундра», Виктор Кеулькут;
- «Мчится по тундре», Чарду М.
• Настольные/сюжетные игры с использованием игрового набора «Север» по замыслу детей.
• Дидактические/речевые игры:
- «Четвёртый лишний» по темам «Ягоды тундры», «Растения тундры», «Животный мир тундры»;
- «Закончи предложение» (Морж не мёрзнет в холодной воде, потому что… и т.п.);
- «Один-много» (Один тюлень, много тюленей и т.п.);
- «Кто у кого?» (У совы – совята и т.п.);
- «Подбери слово» (Собаки везут нарты быстро, собачьи упряжки какие? Быстрые. Оленевод поймал оленя ловко, оленевод какой? Ловкий и т.п.);
- «Кто больше назовёт слов?» (игра на внимание с использованием сюжетной иллюстрации);
- Словесная игра-ассоциация «Положи слово в ладошку» по темам «Север», «Тундра»;
- «Северные детки» (У тюленя белёк, у оленя оленёнок и т.п.);
- Загадки о животных севера.
• Подвижные игры с использованием игровых атрибутов (оленьи рога, гонг): «Важенка и оленята», «Ловля оленей», «Олени и волк».
- ФЭМП рисование в тетради по клеткам: «Олени на траве», «Чум», «Иглу», «Яранга», «Рыба на верёвочке», «Восход солнца», «Северная сопка», «Льдины», «Ледяной замок»;
- Развитие речи:
Рассматривание картин. Составление коротких описательных рассказов по картинам. Серия «Из жизни домашних животных»: «Олени в тундре», «Северные олени», худ. В. А. Горбатов.
Проговаривание чистоговорок (Ина-ина-ина – вот большая льдина. Эни-эни-эни – на севере олени/на льдине спят тюлени).
Рассказывание нанайской народной сказки «Айога» с использованием игрового материала из набора «Север».
• Совместная познавательная деятельность детей старшей и подготовительной группы «Что мы знаем о севере?» Две встречи.
• Самостоятельная творческая деятельность детей по рисованию, конструированию с использованием игрового набора «Север».
3 этап – заключительный
• Организация выставки «Сказочный север России» с использованием поделок совместного детско-родительского творчества, индивидуальных поделок детей из конструктора AVToys, детских рисунков по теме.
• Подведение итогов проекта. Беседа с детьми «Чем привлёк нас север дальний?»
• Оформление проекта и подготовка презентации.
• Выступление на педагогическом совете по теме «Сказки севера».
Предполагаемый результат:
- расширение кругозора воспитанников по теме проекта (у детей сформируются, систематизируются минимальные представления о севере России, её народах, их культуре и быте; пополнятся знания о климате, животном и растительном мире севера нашей страны);
- смогут наизусть прочитать понравившийся отрывок из стихотворения Виктора Кеулькута «Прислушайся, тундра»;
- получение мотивации для дальнейшего изучения жизни народов, проживающих на территории России;
- создание выставки совместного детско-родительского творчества «Сказочный север России»
Наглядный материал в презентациях: Дидактическая игры: «Четвёртый лишний» («Ягоды тундры», «Животный мир тундры», «Растения тундры»); Слайды с фотографиями
«Северные ягоды», «Северные растения», «Северное сияние», «Животные севера и их детёныши», «Стойбище», «Дома народов севера», «Северные упряжки», «Одежда северян», «Музыкальные инструменты северян», «Традиционные занятия северян».
Дидактическая игра «Животный мир тундры». Презентация
Стихотворный материал "Север"
Север – это звон упряжек
И под снегом мёрзлый мох.
Север – это край, где пляшет
Над ярангами дымок.
Север – это в небе синем
Тарахтящий вертолёт,
Север – это крик гусиный,
Это – вьюга, это – лёд.
Михаил Пляцковский
«Прислушайся, тундра»
Тихо в тундре на рассвете –
Даже речка не шумит,
Даже сам бродяга-ветер
Лапы вытянул и спит.
Тихо в тундре. Тонкий, робкий,
В лужах стынет синий лёд.
Из-за самой дальней сопки
Солнце рыжее встаёт.
И, приветствуя светило,
Тундра вдруг отозвалась –
Вся она заговорила,
Пеньем, свистом залилась.
Слушай! Слушай! Спозаранку
Всё ликует и поёт,
Это тундра-северянка
Славит солнечный восход!
Виктор Кеулькут
«Мчится по тундре»
Мчится по тундре оленья упряжка –
Тройка оленей, лишь комья летят.
Белый олень будто вышел из сказки –
Два колокольчика звонко звенят.
Словно посланец из дальних миров,
Гордо рога, как корону, он носит.
Как говорится в преданьях отцов –
Белый олень людям счастье приносит!
Чарду М.
Подвижные игры
«Важенка и оленята»
Количество игроков не ограничено.
Цель. Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции, внимания.
Игровое правило. Салить играющих детей-оленей нужно аккуратно, не толкая и не хватая сильно. Достаточно просто дотронуться.
Герои: Важенка (мама олениха), оленята, волк, ведущий.
Игровые атрибуты: обручи, шапочки оленей/рожки.
Описание игры. На свободной площадке лежат обручи, в каждом из них находится важенка и оленята. Волк зорко следит за оленями с другой стороны площадки. На слова ведущего: «Бродит в тундре важенка, с нею оленята. Топают по лужам оленята малые. Терпеливо слушая, наставленья мамины». Играющие оленята свободно бегают по тундре, выполняют разнообразные движения, соответствующие движениям оленей (бьют копытом, добывая ягель; наклоняясь, едят, пьют воду). На слова ведущего «Волк идёт!», оленята и важенки быстро убегают в свои домики (обручи). Пойманные «олени» выходят из игры.
«Ловля оленей»
Количество игроков не ограничено.
Цель. Развитие двигательной активности, ловкости, внимания, быстроты реакции, находчивости.
Игровые атрибуты: шапочки оленей/рожки, бубен.
Описание игры. Дети делятся на две равные команды. Одна команда «Олени», другая команда «Пастухи». Дети из команды «Пастухи» встают с одной стороны игрового поля, крепко взявшись за руки. Ведущий начинает играть в бубен, призывая «Оленей» к выходу на «пастбище». «Олени» имитируют движения животных (бегают, бьют копытом, «бодаются» рогами и т.п.). По сигналу ведущего «Лови!» «пастухи» стараются поймать «оленей», замкнув круг.
«Олени и волк»
Количество игроков не ограничено.
Цель. Развитие ловкости, координации движений, быстроты реакции, внимания.
Герои: олени, ведущий.
Игровые атрибуты: обручи, шапочки оленей/рожки.
Описание игры. Играющие (олени) распределяются по командам (3-4 человека). У каждой команды свой «дом» (обруч). Игроки команды запоминают друг друга. Ведущий играет в бубен. Олени, под звуки музыкального инструмента, свободно гуляют по тундре (бегают, резвятся и т.п). Как только ведущий крикнет слово «Волк!», команды должны быстро занять свои «домики». Выигрывает команда, которая первой соберётся в своём «домике».
Усложнение. Можно предложить игру на убывание команд. Победителем станет команда дольше всех продержавшаяся в игре.
Физкультминутка «Дует ветер северный»
Дует ветер северный (качают руками над головой),
Поднялась метель (кружатся),
Засыпает улицу, засыпает ель (приседания с плавными взмахами руками),
Всё равно на улицу мы пойдём гулять (шагают на месте),
А ты, ветер северный (сильно дуют, надувая щёки),
Пробуй нас догнать (бегают по кругу).
Словесная игра «Положи слово в ладошку»
Цель: развивать ассоциативное мышление, внимание.
Игровое правило: слова не должны повторяться.
Ход игры. Дети придумывают и называют слова, связанные одной тематикой. Например, тема «Север» - холод, снег, северное сияние, ягель, олень, чум и т.п. За каждое правильно подобранное слово ребёнку даётся фишка. Выигрывает тот, кто больше соберёт фишек.
Загадки о животных севера
Чёрный нос прикроет лапой,
Чтоб на льду тюленя сцапать,
Ляжет с краешку обычно
И часами ждёт добычу,
Внешне белый идеально,
Будто наш пододеяльник!
Ответ: Белый медведь
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...
Ответ: Олень
Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый...
Ответ: Морж
Крутые когти, мех густой.
Характер очень непростой.
И на врага нагонит страха
В серьёзной драке...
Ответ: Росомаха
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут...
Ответ: Песец
В Арктике живёт,
Обожает снег и лёд,
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он её весь день
С лёгкостью! Ведь он - ...
Ответ: Тюлень
Он круглый год пасётся
Среди полярных мхов,
По тундре носит солнце
На веточках рогов.
Ответ: Олень
Ольга Геннадьевна, здравствуйте!
Благодарю за приглашение на знакомство с проектом для детей старшей группы «Север России».
Масштабно по содержанию, интересно и познавательно для воспитанников. Ваша работа - находка для коллег, всегда можно воспользоваться материалом по теме недели. Красочные иллюстрации и приложение к публикации - огромный плюс разработки. Вы создаёте условия для закрепления знаний детей о своей стране России, её многообразии, это очень важно. Примите мой первый голос в Вашу копилочку! УДАЧИ!
Ольга Геннадьевна, с интересом познакомилась с вашим проектом. Вы с ребятами большие молодцы, узнали столько нового, прочитали стихи, сказки, познакомились с подвижными играми на данную тему... Я уверена, поставленные вами цели: формирование у детей этнокультурной осведомлённости и обогащение знаний о природе северного края - достигнуты. Три недели - вполне реальный для этого срок. Публикация привлекает внимание: много иллюстративного материала, помогающего представить весь объем работы. Материал будет полезен для педагогов.
Ольга Геннадьевна,спасибо за приглашение!
Интересная профессиональная разработка познавательного проекта на ознакомление дошкольников с жизнью людей, живущих на севере нашей страны, с их культурой и бытом, с природой северного края.
Уверена, что материал не останется незамеченным и коллеги им воспользуются. Желаю вам новых успехов в работе! Голос + 3.
С уважением, В.П.
Здравствуйте, Ольга Геннадьевна! Спасибо за приглашение. Представленный материал - супер!!! Проделана масштабная, увлекательная, познавательная работа для детей! Содержание проекта - выше всяких похвал! Мне все очень понравилось! С превеликим удовольствием голосую и желаю Вам дальнейших успехов и побед!
С большим интересом познакомилась с вашей публикацией. Проект получился очень познавательный, развивающий и воспитательный! Масса увлекательной информации, ярких иллюстраций, занимательных игр и заданий! Материал оформлен аккуратно, грамотно и красиво. Проектная деятельность сплачивает коллектив, развивает творческую деятельность. Примите голос.