Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Путешествие в прошлое ложки

Познавательный досуг в старшей и подготовительной группе.
Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Путешествие в прошлое ложки.

Автор: Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия «Путешествие в прошлое ложки», который ориентирован на формирование интереса детей к кухонной утвари, диалогической формы речи со взрослыми, дает представление о ремеслах предков. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов.
Цель: формирование представлений детей о кухонной утвари – ложке, истории возникновения и использования ложки.
Задачи: познакомить детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием, упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами, развивать интерес к ремеслам предков.
Материал: ложка – заготовка, металлическая и алюминиевая ложка, расписная ложка, иллюстрации разных видов ложек, для игры «Картошка» - столовые ложки, клубни картофеля, корзинка.
Подготовительная работа: рассматривание альбома «Ремесла наших предков», рассматривание разных видов ложек (иллюстраций, игра на ложках.
Ход занятия:
Педагог вносит сундучок в группу и загадочно говорит.
Воспитатель: Чтобы догадаться о чем будет наш сегодня с вами разговор , нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка.
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

Дети: Ложка!
Воспитатель: Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто – нибудь из вас задумывался, когда люди стали есть жидкую пищу ложкой, как появилась эта незаменимая помощница?
Дети: Нет!
Воспитатель: Когда – то одному человеку в древности пришла в голову мысль, что намного удобнее зачерпывать пищу из горшка, чем пить через край, доставать руками остатки еды на дне.
Ложка гораздо старше вилки.
Самая первая ложка была вытесана из камня, была она очень тяжелая и неровная. Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного, она была удобнее, легче, более гладкая, чем предшественница. И во время еды ложка из кости не обжигала губы, как каменная ложка.

ложка из камня

ложка из слоновой кости
Воспитатель: Ребятки, а какие ложки вам известны?
Дети: Металлические, серебряные, деревянные.
Воспитатель: Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. Липа оказалась самым подходящим деревом для изготовления ложки. Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи.
Русские простые люди с давних пор ели кашу и щи деревянными ложками.
Знатные , богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, очень долго служили, а у деревянной ложки стачивались быстро края, потому что ими задевали о дно посуды.


(Рассматривание старой деревянной ложки, сточенной по краям, и серебряной. Дети сравнивают эти ложки)
Воспитатель: Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого – то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого! Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто – то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из – за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать только спросив разрешения.

Воспитатель: У людей на Руси ложка всегда была при них, ее носили за поясом или в особых футлярах. В гости без собственной ложки не ходили, хозяин никогда не давал гостю ложку, а ждал, когда тот свою достанет. Даже царь Петр I, когда обедал в гостях, слуге приказывал с собой брать царскую ложку. Ел Петр I, как простые люди, деревянной ложкой, правда была она украшена слоновой костью, он не кичился своей знатностью.
А делали ложки на Руси с выдумкой. Они были вырезные, расписные, каждый край отличался своей задумкой ложки, не похожей на другие.
Вятские ложки отличались тем, что черпачок был удлиненный и плоский, в виде яйца, ручка загнута вниз с резьбой.

Круглые хохломские ложки расписывали черными, красными, золотистыми диковинными цветами, веточками и ягодами. Какие же получались яркие ложки, невозможно глаз отвести!

(Рассматривание иллюстраций ложек)
Воспитатель: Позже появились более практичные алюминиевые ложки (демонстрация ложки). Эти ложки гнулись и ломались, темнели от горячего.

Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего.

Но деревянные ложки можно и сейчас увидеть в домах, они украшают дом, а некоторые хозяйки до сих пор даже их используют. Это ложки с дыркой посередине – для компота, черпак – для ухи, муки...
- Скажите, ребятки, а еще деревянную ложку для чего можно использовать?
Дети: (ответы)
Воспитатель:Конечно, еще деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент. В России музыканты – ложечники, постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную.


(Дети пробуют играть на ложках)
Воспитатель: Поскорей возьмите ложку,
Соберите всю картошку!

Игра «Картошка»
Участвуют 5 – 7 детей. Из корзины на пол высыпается картофель. С помощью столовой ложки дети должны с пола собрать всю картошку, не помогая рукой. Победитель тот, кто больше всех соберет клубней.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие, мы узнали, когда и откуда пришла наша незаменимая помощница - ложка !

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий досуга в детском саду в старшей группе «День приветствий» Конспект тематического досуга в старшей группе на тему «Птичка-сестричка» Сценарий досуга «Путешествие по сказкам Пушкина» для детей старшего дошкольного возраста Спортивный досуг в старшей группе. Сценарий

Похожие статьи:

Досуги и развлечения в детском саду в старшей группе

Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения за столом

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила жизни

Конспекты занятий в старшей группе детского сада

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Путешествие в прошлое часов | Аппликация из цветной бумаги Осеннее дерево для детей подготовительной группы
Опубликовано: 3671 день назад (4 ноября 2014)
Просмотров: 16839
+21
Голосов: 21
Светлана Викторовна Безрученко # 4 ноября 2014 в 14:54 +3
Интересное, познавательное занятие, но мне кажется что нужно побольше менять вид деятельности.
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 15:05 +3
Большое спасибо за комментарий, но предлагаю ознакомится с материалом после редактирования!
Татьяна Теодоровна Щукина # 4 ноября 2014 в 15:42 +3
Интересное занятие,много иллюстраций,хорошо бы смотрелось в форме презентации!Не хватает физминутки по-моему!
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 16:25 +4
Большое спасибо за комментарий! Презентации не размещают на ресурсе. А физминутка, действительно, не помешала бы, но игра "Картошка", в какой-то мере ее компенсирует!
Альмира Идрисовна Хамидулина # 4 ноября 2014 в 16:24 +3
Добрый вечер, Ольга Ивановна! Спасибо Вам за приглашение на такую интересную экскурсию в мир ложки!Поставленную цель вы выполнили- у детей пополнились представления о ложках, причем разных, дети много узнали интересного их истории ложки! Вы украсили разработку множеством ярких картинок!В процессе работы дети были с вами в диалоге, отвечали на вопросы.Хорошо, что вы поговорили и о другом назначении ложки- музыкальном, и дети пробовали быть ложкарями!Мне ваша работа очень понравилась!Желаю Вам дальнейших творческих успехов!!!Примите мой голос!
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 16:24 +3
Альмира Идрисовна, большое спасибо за столь положительный комментарий! Хочется пожелать Вам так же творческих успехов!
Людмила Артемьевна Воронкина # 4 ноября 2014 в 16:38 +3
Здравствуйте Ольга Николаевна. Спасибо за приглашение.Мне очень понравилось путешествие в прошлое ложки. Удачно вставлены иллюстрации.Вспомнилось свое нижегородское детство, где на каникулах у бабушки в деревне мы ели из общей большой миски деревянными ложками, хохломскими. С улыбкой вспомнила как получила ложкой в лоб от деда, за болтовню за столом. Как же было это давно, и бабушки нет(а прожила она до 99 лет), и деревни той тоже нет, сгорела в в 1974 году.А ложки есть, деревянные, хохломские, по праздникам внуков балую, даю ими " откушать". Спасибо за вызванные воспоминания.
Единственное замечание, повторяется фраза "Ведь когда – то одному человеку в древности пришла в голову мысль, что намного удобнее зачерпывать пищу из горшка, чем пить через край, доставать руками остатки еды на дне.
Ложка гораздо старше вилки." Если не можете сами отредактировать, попросите модератора, еще есть время. И слово "ведь" лучше не употреблять.
Спасибо, творческих Вам успехов. С уважением Людмила Артемьевна.
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 17:11 +2
Людмила Артемьевна, огромное спасибо за ваш комментарий! Очень рада, что материал вызвал у вас такие яркие, теплые воспоминания детства. Ваша бабушка - настоящий долгожитель! Здорово, что вы часть традиции передаете своим внукам, так и живут традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Большое спасибо за вашу внимательность, обратили внимание на то, что текст дублируется. Обратилась к модераторам за помощью отредактировать текст. СПАСИБО ВАМ! ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И ИДЕЙ, ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ!
Ираида Анатольевна Толстопятова # 4 ноября 2014 в 17:13 +2
Добрый вечер Ольга Ивановна. Замечательное познавательное занятие с детьми. Успехов вам в вашей работе. Даю голос.
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 17:16 +2
Большое спасибо, что зашли в гости, за комментарий! Вам творческих успехов
любовь дернова # 4 ноября 2014 в 17:20 +3
Добрый вечер, Ольга Ивановна.Весьма познавательное занятие, много информации,подходящие иллюстрации,хотелось бы только добавить в заключительной части НОД какую-нибудь продуктивную деятельность. Успехов! Голос.
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 17:28 +2
Добрый вечер, Любовь! Спасибо за комментарий! Действительно, как вариант, можно в заключительной части дать детям разрисовать красками плоскостные картонные заготовки ложки, но опять же занятие ограничено во времени. Можно этот вариант включить в подготовительную работу. Вам тоже хочется пожелать творческих успехов.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 4 ноября 2014 в 17:34 +3
Уважаемая Ольга Ивановна, спасибо за приглашение познакомиться с вашим материалом.
Узнала для себя много интересной и полезной информации. Сама публикация показательна, наглядность помогает лучше воспринимать материал. Единственное, в конце мне бы хотелось увидеть, что итог вашего мероприятие провели не вы, а дети. Проделана серьёзная и качественная подготовительная работа вас как педагога. Желаю вам успехов! Голосую только ЗА!
С уважением, Т.Н.
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 21:34 +2
Уважаемая Татьяна Николаевна, благодарю, что откликнулись на мое приглашение! Большое спасибо за такой положительный комментарий! Действительно, занятие выглядело бы более законченным, если итог подвели дети! Ваше пожелание обязательно учту в следующем материале, по возможности! Творческих Вам успехов!
Ирина Вячеславовна Некрасова # 4 ноября 2014 в 18:16 +2
Добрый вечер, Ольга Ивановна! Благодарю за приглашение к Вам в гости! Мне очень понравился конспект занятия. Столько интересной информации для ребят и изложено все в доступной форме.А фотографии только помогают лучше запомнить и понять. С удовольствием воспользуюсь вашим конспектом в своей работе. Примите голос! желаю Вам творческих успехов!
С уважением. Ирина
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 21:36 +2
Уважаемая Ирина Вячеславовна! Большое спасибо за теплый отзыв, ваше мнение для меня важно!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 4 ноября 2014 в 19:16 +2
Здравствуйте Ольга Николаевна. Спасибо за приглашение. С большим удовольствием вместе с вами совершила путешествие в мир ложки. Занятие у вас получилось интересное познавательное. Вами проделанная большая предварительная работа. Подобраны замечательные иллюстрации ложек. Для себя я тоже узнала много нового. Думаю, что дети с большим интересом слушали и работали на током замечательном занятии. Примите мой голос.
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 21:40 +2
Галина Евгеньевна, большое спасибо за оставленный комментарий, спасибо за теплые, позитивные слова! Хочется пожелать вам творческих успехов!
Раиса Владимировна Коломыцева # 4 ноября 2014 в 19:20 +2
Добрый вечер, Ольга Ивановна! Большое спасибо за приглашение.Очень интересный и познавательный материал у вас получился. Детям было интересно узнать откуда взялась ложка, какие бывают , материал красочно оформлен . Вам мой голос +1.Желаю удачи!
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 21:44 +2
Раиса Владимировна, спасибо за комментарий! Творческих идей вам, вдохновения!
Наталья Алексеевна Коршунова # 4 ноября 2014 в 19:32 +2
Добрый вечер Ольга Ивановна. Замечательное познавательное занятие с детьми. Успехов вам в вашей работе. Даю голос.
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 21:45 +2
Наталья Алексеевна, благодарю вас за отзыв и голос!
Алёшина Марина Леонидовна # 4 ноября 2014 в 19:47 +2
Интересное ,познавательное мероприятие!!!Думаю,раз Вы,говорите,что можно играть на ложках,то почему бы не попробовать и под фонограмму задорной песни научить ребят это делать!!!Спасибо !!!+1
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 21:48 +3
Марина Леонидовна, спасибо Вам за комментарий. Можно и попробовать, спасибо за подсказку!
Ольга Михайловна Данилова # 4 ноября 2014 в 22:20 +3
Ольга Ивановна очень интересное и увлекательное путешествие в прошлое ложки. Мне самой было интересно узнать все это, а детки наверно слушали с открытыми ртами. А какие интересные иллюстрации к рассказам. все очень познавательно, нужно обязательно рассказать об этом детям. Спасибо Вам за такой досуг.
Ольга Ивановна Николаева # 4 ноября 2014 в 23:03 +2
Вам, Ольга Михайловна, спасибо за комментарий!!!! smile
Терентьева Наталья Сергеевна # 5 ноября 2014 в 08:44 +2
Замечательный конспект занятия. Вместе с Вами я совершила путешествие в прошлое такого знакомого, незатейливого предмета. Много предметов нас окружает, но мы мало задумываемся о их историческом прошлом. Вы заставили задуматься о том , что меняются со временем не только живые существа , но и предметы, они несут в себе мудрость поколений, частичку души своего хозяина. Спасибо за приглашение была рада побывать у Вас в гостях.
Ольга Ивановна Николаева # 7 ноября 2014 в 21:04 +1
Большое спасибо за отзыв!
Татьяна Анатольевна Волкова # 5 ноября 2014 в 17:28 +2
Актуальность темы очень высока,несет высокую культурно-историческую ценность,что не не мало важно для современных дошкольников..наверника на данном занятии дети не предпочтут современные гаджеты..а будут глубоко погружины и заинтирисованны в путешествие ложки. Благодарю.
Ольга Сергеевна Ольховская # 5 ноября 2014 в 20:55 +2
Ольга Ивановна, очень интересный материал, буквально с первых строк и иллюстраций. Заинтересовали! Думаю, деткам не менее интереснее. Знание истории это важно! Благодарю Вас за интереснейшее путешествие. С удовольствием голосую! Желаю успехов и побед!
Наталья Михайловна Рубцова # 6 ноября 2014 в 15:56 +2
Очень интересный и познавательный материал. Я думаю, если добавить презентацию, получится еще лучше.
Валентина Николаевна Мельникова # 6 ноября 2014 в 22:55 +2
Добрый вечер, Ольга! Спасибо за приглашение!! Познавательная экскурсия в мир ложки! Поставленная вами цель выполнена - у детей появились новые знания о быте в старину на Руси, о ложках! Я думаю, детям понравилось путешествие, которое вы для них устроили! Я также устраивала в средней группе "Праздник деревянной ложки! Только мы работали в тандеме с музыкальным работником. Сценарий праздника я писала сама, а муз.рук. помогла все это украсить музыкой, поставила нам танцы, разучила с детьми песни. Посмотреть сбежался весь д.с.!! Вы молодец!! В виде пожелания, или доброго совета, привлекайте в работу муз.рук. +1!!!
Ольга Ивановна Николаева # 7 ноября 2014 в 21:06 +1
Большое спасибо за комментарий! Спасибо за подсказку, обязательно возьму на вооружение! Творческих Вам успехов!
Вера Александровна Орехова # 8 ноября 2014 в 08:10 +2
Ольга Ивановна, спасибо за приглашение. Как интересно, много нового узнала и открыла для себя. Очень здорово, что Вы развиваете интерес детей к ремеслам предков, знакомите детей с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использованием. Вами проделана большая работа, все поставленные цели и задачи выполнены, материал оформлен грамотно, хорошие и интересные иллюстрации сопровождают текст, что соответствует требованиям Портала. +1. Желаю удачи!
Ольга Ивановна Николаева # 9 ноября 2014 в 00:36 0
Вера Александровна, большое спасибо за столь положительный комментарий, благодарю, что нашли время заглянуть ко мне в блог!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 8 ноября 2014 в 19:16 +1
Ольга Ивановна спасибо за приглашение. Ваш конспект очень познавательный и интересный, очень много и полезного Вы рассказали детям об истории ложки. Материал дополнен фотографиями, что помогает лучше воспринимать материал. Успехов Вам, творческого вдохновения. Голосую +1.
Ольга Ивановна Николаева # 9 ноября 2014 в 00:38 0
Большое спасибо, что нашли время для посещения моего блога, благодарна за ваш отзыв!
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 12 ноября 2014 в 14:56 +1
Ольга Ивановна! Очень интересный материал! Узнала много интересного.Спасибо!Голос!
Александр Семенович Жбанов # 12 ноября 2014 в 20:08 +2
Здравствуйте, Ольга Ивановна! Интересная история рождения ложки как инструмента для приема пищи. Беседа сопровождается яркими иллюстрациями, фотографиями, присутствуют элементы игры и конкурсные задания. С удовольствием голосую!
Галина Викторовна Гапонова # 17 ноября 2014 в 17:46 +1
Здравствуйте, Ольга Ивановна! Мне было интересно познакомиться с историческими фактами о ложках, просмотреть подобранные иллюстрации "главной героини", получилось интересное путешествие в прошлое ложки! С удовольствием голосую за представленный Вами конспект занятия для детей 5-7 лет!
Светлана Николаевна Ефименко # 23 ноября 2014 в 03:20 +1
Здравствуйте, Ольга Ивановна. У Вас, действительно, получился очень познавательный и творческий досуг в старшей и подготовительной группе на тему "Путешествие в прошлое ложки". Много увлекательной информации Вы даёте своим воспитанникам, и всё это проходит непринуждённо и с живым интересом со стороны детей.
Предложенная Вами публикация методически правильно оформлена, содержит красочный фотоматериал.
Примите мой голос Вашей разработке и пожелания успехов в работе.
Ольга Ефимовна Прудникова # 10 октября 2015 в 14:13 0
Ольга Ивановна, ваш познавательный материал вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Красочные иллюстрации сопровождают материал. Я думаю, что у детей появился вопрос, как же человек обходился без ложки? Весь материал преподнесён детям в доступной и увлекательной форме, большое разнообразие ложек. Может в дальнейшем вы и распишите трафареты ложек под хохлому... У вас получилось такое необычное занятие. Спасибо, за путешествие в прошлое ложки!