Выступление для конференции
Автор: Колосова Ольга Николаевна, воспитатель.
Место работы: МДОУ д/с №196 компенсирующего вида, г. СаратовВыступление: «Рабочая мастерская» с родителями – изготовление офтальмотренажёров.
Цель: познакомить и научить родителей изготавливать в домашних условиях индивидуальные офтальмотренажеры для снятия зрительного напряжения у детей.
Для того, чтобы улучшить и восстановить зрение детей, в нашем детском саду, проводится комплекс мероприятий, связанных с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций. Это - занятия, игры, упражнения, гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз способствует развитию глазодвигательных навыков, снимает зрительное напряжение, улучшает кровообращение. Одним из видов гимнастики для глаз являются офтальмотренажёры. Это специальная схема зрительно - двигательных проекций. Работа офтальмотренажёра основана на движении глазного яблока во всех направлениях. Поэтому, чтобы повысить остроту зрения детей, улучшить их самочувствие, поднять работоспособность, во всех местах детского сада, где бывают наши дети, используются офтальмотренажёры.
В кабинете математики есть несколько видов офтальмотренажёров, все они используются по темам. Например, при изучении темы «Время» дети занимаются на офтальмотренажёре «Часы». Перед детьми, чуть выше уровня глаз, располагается макет часов. Варианты упражнений могут быть различными. Это и круговые вращения глазами по часовой стрелке от 1 до 12 и против часовой стрелки от 12 до 1. При изучении порядкового и обратного счёта используются офтальмотренажёры: «Солнышко», « В гости к улитке». На упражнениях - тренингах с числовыми таблицами, дети находят глазами цифры не только по порядку, но и по цвету, что обеспечивает более четкое восприятие предметов. Все упражнения и задания сопровождаются чтением стихов, загадок.
В спортивном зале нашего детского сада созданы все условия для проведения упражнений для глаз, офтальмотренажёры расположены на стенах. Занимаясь на офтальмотренажёрах, дети прослеживают глазами линии разной конфигурации: сплошные, закругленные, спиральные. В упражнениях «Забей гол в ворота» и «Попади мячом в корзину» дети следят за траекторией мяча по прямым, прерывистым линиям. Офтальмотренажёр «Путешествие дельфина к морским обитателям» усложняется поворотами вниз, вправо. Такие упражнения со схемами укрепляют глазные мышцы, развивают навыки пространственной ориентации, снимают утомляемость.
В кабинете логопеда игры и упражнения подбираются для детей в соответствии с лексическими темами. Офтальмотренажёр - один из видов упражнений не только по коррекции зрения, но и по развитию речи. Офтальмотренажёры «Космос», «Котята», «Бабочки», «Русалка и Флаундер». Работая на них дети проговаривают слова, выделяют труднопроизносимые звуки, овладевают связной, грамматически правильной речью.
В кабинете тифлопедагогов есть разные виды офтальмотренажёров. Это –офтальмотренажёры с опорой на схему «Космос», «Подводный мир», с сигнальными метками-мобиль «Рыбы». Он подвешен к потолку и имеет яркую красочную цветовую гамму. Этот офтальмотренажёр развивает способность концентрировать взгляд на дальних объектах. Настенные офтальмотренажёры «В гости к Буратино», «Цветные дорожки», «Геометрические фигуры». Индивидуальный офтальмотренажёр или «держалка» - «Бабочка», «Птичка». Педагог плавно передвигает офтальмотренажёр, то приближая, то удаляя его, тем самым создается дополнительная активность для всех групп мышц глазного яблока.
В кабинете изостудии офтальмотренажёры не только помогают улучшать зрение, но и сами по себе очень интересны детям. Настенное панно «Радуга» изготовлено из ткани красивых, насыщенных цветов, что способствует у детей развитию цветовосприятия, сюжетные настенные офтальмотренажёры «В гости к другу», «Дорожка к домику». Данный тип упражнений заключается в прослеживании глазами в положении стоя или сидя по заданным направлениям с одновременным вращением головой. Они проводятся в середине занятия длительностью 1,5-2минуты и способствуют снятию утомления, укреплению глазных мышц.
В группе «Семицветик» с детьми мы проводим несколько вариантов упражнений для глаз на офтальмотренажёрах.
1. Предметный офтальмотренажёр «Птичка». На кончике указки яркий предмет- птичка, вместе с ней дети отправляются в путешествие. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок мог до конца проследить его движение и сопровождается чтением стихов.
2. Работа со схемами, расположенными на стенах групповой комнаты. Это сюжетные офтальмотренажёры «Лягушки», «Бабочки»; настенное панно «Солнышко», «Тучка». Линии на этих офтальмотренажёрах разной конфигурации прямые, ломаные, закругленные, прерывистые. Прослеживать такие «запутанные линии» очень нравятся детям.
3. Офтальмотренажёры - предметы, расположенные на стенах групповой комнаты. Это силуэтное изображение героев сказок - Мартышка, Мишка, геометрических фигур. Если глаз долго смотрит вблизи, зрение слабеет. Поэтому мы часто предлагаем детям найти предмет, находящийся в глубине пространства для того, чтобы заинтересовать детей, загадываем загадку, читаем отрывок из сказки или стихотворение.
4. Офтальмотренажёр – панно – плед «Веселая дорожка». Дети сами придумывают сюжет игры и играя, развивают зрительно-двигательную координацию.
Все перечисленные виды упражнений проводятся комплексно, систематически, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей для преодоления зрительных нарушений, снятия зрительного утомления, укрепления глазных мышц.
-Уважаемые родители! Нам бы очень хотелось, для большей эффективности, чтобы работа на офтальмотренажёрах проводилась и дома. Сегодня мы с вами изготовим офтальмотренажёр для занятий с детьми. Посмотрите, пожалуйста, на образец. При изготовлении офтальмотренажёра необходимо выполнять определенные правила. Обычно, на офтальмотренажёре используются 2 предмета: животные, игрушки, транспорт. Важно чтобы между этими предметами была логическая связь, чтобы заинтересовать ребенка. При работе на офтальмотренажёре дети прослеживают глазами траекторию движения от одного предмета к другому. Траектория движения может быть разной конфигурации: круг, квадрат, овал, треугольник и может иметь разные направления, посмотрите, пожалуйста, на образцы. Желательно сопровождать движения глазами рассказом, стихами. Мы приготовили Вам заготовки, можно приступать к работе. Кто затрудняется, может траекторию движения сначала нарисовать простым карандашом.
-Посмотрите, какие интересные получились работы! Дорогие родители, вы можете заниматься на этих офтальмотренажёрах со своим ребенком несколько раз в день, можете придумывать новые сюжеты, менять предметы, чтобы кроме лечебного эффекта малышу было еще и интересно.
Приятно было с Вами работать, всего доброго!
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе
Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками»
Занятие с родителями в детском саду. Конспект
Литературная викторина по сказкам для детского сада
Похожие статьи:
План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности
Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития