Родительское собрание "Роль слуха в развитии речи детей" в старшей логопедической группе
Автор-составитель: Учитель-логопед Пристюк О.Н.
Задачи
дать детям элементарные представления об органах слуха и основных функциях;
уточнить, что уши у всех имеют разную форму, как у человека, так и у животных;
развивать слуховое внимание;
закреплять знания о правилах ухода за ушами;
обучить элементам самомассажа ушной раковины
воспитывать бережное отношение к своему здоровью
План
1.Консультация "Роль слуха в развитии речи детей"
2.Практическое задание
3.О синквейне
4.Рекомендация ст.медсестры Сысоевой В.М.
Ход собрания
Добрый день, уважаемые родители! Мы встретились сегодня с вами за круглым . Дети очень ждали вас и волновались. Мы разделяем их чувства и признаём, что вы действительно являетесь достойным примером для своих детей во всём. Тема нашей встречи: "Роль слуха в развитии речи детей".
Хочу представить вам наших гостей: Заведующая д/с Саенко Н.В., ст.воспитатель Беседина Н.А., Зарькова Е.В.,ст.медсестра Сысоева В.М. , воспитатели .
Семья- это та микросоциальная среда, в которой ребёнок начинает своё существование. От того, как она будет организована, во многом зависит его здоровье, уровень развития, его будущий характер. В семье ребёнок переживает первое эмоциональное общение со взрослыми, ощущает их внимание, любовь, что так необходимо для полноценного всестороннего развития малыша, формарования его личности.
Забота о правильном развитии и сохранения здоровья ребёнка начинается с организации здорового образа жизни в семье.
В.Л.Сухомлинский писал: "Забота о здоровье- это важнейший труд семьи и воспитателя".
Давайте выясним, что такое здоровый образ жизни. Немного вернёмся в детство. Поиграем с мячом.
Игра называется "Я начну, а вы заканчиваете фразу". Кому я бросаю мяч, тот продолжает предложение. И так, здоровый образ жизни-это (ответы родителей):
- благоприятный эмоциональный климат;
-доброжилательное отношение друг к другу;
-рациональное питание;
-полноценный сон;
-соблюдение режима дня;
-закаливание организма;
-овладение гигиеническими навыками;
-двигательная физическая активность;
-отрицательное отношение к вредным привычкам;
-занятие плаванием, спортом;
-прогулки на свежем воздухе и т.д.
Для развития речи ребёнка очень важным является его полноценный слух. Ребёнок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращённую к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий ( не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать органы слуха, не допускать хронических насморков.
Разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на собственную речь:
-она должна быть чёткой и внятной;
-не говорите с ребёнком громко, не говорите быстро.
Больше говорите с ребёнком: медленно, внятно, грамотно. Следите за своей речью, не употребляйте жаргонных слов, ругательных. Не злоупотребляйте просмотром телевизора, игр на планшете, компьютере, берегите зрение детей!
На прошлой неделе мы с детьми провели исследовательский проект на тему: "Зачем нужны уши?". Провели с детьми познавательную беседу об органе слуха.
Ткаченко А.- Мы ухо рассмотрели и обследовали.
Логопед
-И что вы узнали?
Карселян С.-У нас есть ушная раковина и слуховой проход и внутри уха есть сера липкая к ней прилипает пыль и микробы.
Логопед
-Слуховой проход широкий или узкий?
Дети --Узкий
Логопед
-Был проведён конкурс рисунков на тему:"Как беречь уши?"
Ребята, я хочу чтоб вы сейчас нам рассказали как нужно беречь уши?
Дети:
-В холодное время года, нужно носить шапку, чтобы защищать уши от холода;
-ежедневно нужно уши мыть водой;
-нельзя чистить уши ватной палочкой;
-нельзя чистить уши булавкой, можно повредить барабанную перепонку;
- нельзя засовывать мелкие предметы в уши;
-нельзя слушать громкую музыку в наушниках.
Логопед:
-Молодцы ребята, я уверена что вы будете беречь свои уши.
Игра"Сел петух на забор"
Цельигры: научить определять товарища по голосу.
Оборудование: маска петуха.
Ход игры: играющие образовывают круг. Один из них становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят слова:
Сел петух на забор,
Закричал на весь двор.
Слушай......., не зевай,
Кто петух у нас ,узнай!
Логопед:
-Ребята, как нам уши помогли в этой игре?
Ребёнок:
-Уши помогают различать голоса людей.
Логопед:
-Правильно! Уши нам помогают также слушать различные звуки окружающего мира. У нас в группе проходил конкурс рисунков на тему "Какие звуки мы слышим?". Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят нам много радости. Поэтому мы понимаем то, что нам говорят. Вспомните правило, которое я вам всегда говорю: Звуки мы слышим и произносим. Но иногда бывает, что люди не слышат. Таких людей мы называем глухими. Давайте с вами закроем уши (дети закрывают уши). Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно и трудно жить без слуха. Слух для человека- это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо их беречь.
Было дано домашнее задание выучить пословицы и поговорки , стихи про уши.
II. Практическое задание
Все вы любите играть в настольные игры. Я приглашаю к столу одну из мамочек, чтобы она про деманстрировала как правильно играть в игры на определение первого звука в словах.
Игра "Назови картинку и определи первый звук"
Цель игры: научить находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры: На столе картинки. Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную.
III. Синквейн
В своей теме по самообразованию, я взяла одну из методик по составлению описательного рассказа Синквейн. Сегодня я по пробую вам объяснить как это проводится, чтоб вам было легко в работе со своим ребёнком.
Слово синквейн происходит от французкого слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн- это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила составления для взрослых.
1 строчка-одно слово- название стихотворения, обычно существительное.
2строчка- два слова (прилагательное). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка- три слова(глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка- четыре слова (предложение). Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка- одно слово-ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Я вам раздаю листочки и образец, придумайте любое слово и по образцу составте свой синквейн. Кто выполнит тот может зачитать всем присутствующим.
Вывод:
синквейн-это французское пятистишие.
синквейн-помогает пополнить словарный запас.
синквейн-учит краткому пересказу.
синквейн-учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль.
синквейн-помогает развить речь и мышление.
Советую сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам.
IV.Слово предоставляется ст. медсестре Сысоевой В.М.
Наше мероприятие подошло концу. Всего доброго! Будьте здоровы!
Список используемых источников:
1.Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. – Научно-методический журнал «Логопед». - №5 – М., 2005.
2.Трошин О. В., Жулина Е. В. Логопсихология: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Инцеклопедия « Всё и обо всём»
4. Азбука здоровья
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в старшей группе на тему: «Развитие речи при ознакомлении с природой»
Конспект родительского собрания в старшей группе по ПДД
Родительское собрание по ПДД в детском саду. Старшая группа
Родительское собрание в старшей группе. Как научить говорить ребенка правильно?
Похожие статьи:
Родительское собрание в детском саду «Безопасность детей на улицах города»
Родительское собрание «Обучение детей дошкольников 5-6 лет чтению»