Несколько советов по воспитанию детей
Автор: Шевченко Ольга Павловна
Совет
Спрашивайте ребенка о его делах (в садике, на прогулке и т.д.)
Разъяснения и последствия
Если вы хотите, чтобы вы знали о всех поступках и «похождениях» своего ребенка в будущем (более старшем возрасте) начните это делать с самого раннего возраста. Постепенно это войдет в привычку и ребенок сам будет хотеть вам что-то рассказать
Что и как надо делать
Задавая вопрос «как дела в садике?» не ограничивайтесь одним ответом «хорошо». Начинайте задавать вопросы: чем они занимались, как играли, что нового изучали и т.д. Поддержите его в разговоре вспомните или придумайте такую же ситуацию которая произошла с вами когда вы ходили в детский сад.
Совет
Не перебивайте ребенка если он вам что-то рассказывает, даже если вы хотите его поправить или что-то переспросить.
Разъяснения и последствия
Рассказывая о чем-то ребенка поглощают эмоции и он просто не запомнит, то что вы исправите или вообще проигнорирует ваш вопрос.
Что и как надо делать
Дайте ребенку высказаться, а потом вернитесь к интересующему вас моменту
Совет
Не повторяйте за ребенком неправильное слово
Разъяснения и последствия
Если ребенок сказал «смотри как много машинов», не повторяйте за ним «не машинов, а машин»: проговаривая два слова (правильное и неправильное) вы тем самым путаете ребенка и он уже не может запомнить как же надо правильно.
Что и как надо делать
Следует по окончанию фразы просто исправить его употребив правильное слово «машин», и попросить ребенка повторить это слово просто и употребляя его в предложении. Почему по окончанию фразы, потому что см. пункт «не перебивайте ребенка»
Совет
Если вы сказали ребенку «сейчас сделаю, приду, посмотрю и т.д.» исполните это сейчас (немедленно)
Разъяснения и последствия
Ребенок понимает, что «сейчас» это какой-то отрезок времени. Вчера «сейчас» это было через 5 минут, сегодня 20 минут, а позавчера вы сразу пошли и исполнили это «сейчас». Так как же ребенку определиться и ориентироваться во времени если это каждый раз по разному.
Что и как надо делать
Здесь только два варианта: или вы сказали «сейчас» и пошли сделали сразу, или сказали «сейчас» и уточнили (сейчас, это доделаю и посмотрю, приду, сделаю и т.д.)
Совет
Не отказывайте в желании ребенка помочь вам
Разъяснения и последствия
Ребенок стремится все делать как мама (папа), ему очень важно почувствовать себя взрослым, нужным, помощником. Отказывая в этом тем самым вы подавляете желание ребенка помогать и потом не жалуйтесь, что он не будет поддерживать порядок в его комнате.
Что и как надо делать
Создайте такую среде, дайте похожее задание, скажите что вы не успеваете что-то сделать пусть ребенок вам поможет даже если вам не нравиться как он выполнит работу.
Совет
Не ставьте себя выше ребенка.
Разъяснения и последствия
Если вы хотите, что бы ребенок вас слушал, услышал и понял не говорите с ним в положении «сверху вниз». Иначе ребенок, когда вы стоите над ним и что-то пытаетесь объяснить, вас воспримет как какого-то надзирателя и любое объяснение будет выглядеть как нотация, что для ребенка просто не усваивается и не запоминается
Что и как надо делать
Объясняя что-то ребенку опускайтесь на уровень его роста
Совет
Создавайте такие ситуации, что бы ребенок сам принимал решения.
Разъяснения и последствия
Такие ситуации позволят ребенку осознать, что он тоже имеет право голоса. Пусть для вас это не значительные мелочи, но когда вы даете ребенку право выбора вы формируете у него самостоятельность, ответственность, умение делать выбор. Если ситуации связаны с бытовой деятельностью, то воспитывается эстетический вкус.
Что и как надо делать
Например: расставляя цветы на полки спросите на какой полке этот цветок будет лучше смотреться; покупая в магазине обычный пакет (с ручками) спросите его какой лучше взять; какой дорогой вы сегодня пойдете в детский сад; накрывая на стол спросите какую тарелку лучше поставить папе (маме), пусть ребенок сам выберет какую одежду он оденет сегодня в детский сад и т.д.
Совет
Не «сюсюкайтесь» с ребенком слишком много и часто; не заменяйте слова простыми слогами.
Разъяснения и последствия
Сюсюкаясь с ребенком вы тем самым тормозите процесс развития речи ребенка. Машина она должна быть машиной, а не «би-би» (даже когда ребенок маленький).
Что и как надо делать
Не употребляйте в речи слишком много уменьшительно-ласкательных слов
Совет
Не бойтесь извинятся перед ребенком
Разъяснения и последствия
Задумайтесь ведь много есть ситуаций, где вы не правы, где без причины накричали на ребенка.
Что и как надо делать
Ну бывает сорвались, просто подойдите к ребенку извинитесь и объясните почему именно вы это сделали («измени меня сынок мама накричала на тебя, просто я очень устала а ты меня не хочешь слушать») Но обязательно вспомните пункт как надо объяснять.
Совет
Оценивайте поступок ребенка, а не его самого.
Разъяснения и последствия
Не надо говорить «ты разбил мою вазу, поэтому ты плохой». Не он плохой, а он просто совершил не хороший поступок
Что и как надо делать
Примерный ответ «Я тебя конечно люблю, но я очень расстроилась, что ты так не красиво поступил»
Совет
Выясняйте причину какой-либо неудачи.
Разъяснения и последствия
Например: кружка стояла на столе стола, ребенок бежал, задел ее НЕЧАЙНО, а вы обвиняете ребенка. Так кто же в этом виноват, что кружка стояла на краю стола?
Что и как надо делать
Выход: «ты конечно не виноват, что кружка разбилась, но давай ты больше не будешь бегать на кухне»
Совет
Не ругайте ребенка за проступки которые ему еще не понятны
Разъяснения и последствия
Часто слышится «вот опять пролил воду (из кружки) на себя». Прежде чем ругать его задумайтесь знает ли он такую особенность, что если наклонить кружку вода там выльется. Ребенок понимает, что можно выливать воду из кружки, когда ему это надо, но он не понимает, что наклоняясь вместе с кружкой вода тоже «наклоняется».
Что и как надо делать
Если уже это произошло, покажите, объясните на конкретном примере: наклонитесь сами с кружкой и вылейте эту воду. Ребенок увидит это со стороны и в следующий раз будет знать.
Совет
Оценивайте поделки, рисунки, работы ребенка по схеме «плюс – минус – плюс»
Разъяснения и последствия
Сначала (даже в самом некрасивом рисунки) мы находим положительные стороны, затем обращаем внимания на недочеты, и опять в целом оцениваем работу. Ребенок должен понять, для того чтобы было красиво надо немного постараться. Если постоянно говорить только хорошее о работе можно сформировать завышенную самооценку, если говорить только о недочетах это приведет к неуверенности в себе, замкнутости.
Что и как надо делать
Например: «Ой, какой красивый рисунок. Как красиво подобраны цвета. Только смотри здесь немножечко неровно и не аккуратно. Но вообще мне очень нравится твой рисунок, а особенно вот этот цветочек»
Совет
Соблюдайте единство требований
Разъяснения и последствия
Если мама что то не разрешила, папа не должен этого разрешать. (или наоборот). Таким поведение вы даете ребенку сделать вывод кто плохой, а кто хороший (из родителей). Если нет, так НЕТ.
Что и как надо делать
Если ребенок к вам подошел и спросил «а можно…». Вы должны спросить а что сказал (а) папа (мама).
Совет
Нельзя воспитывать от случая к случаю
Разъяснения и последствия
Например: Хотите приучить чтобы ребенок убирал за собой тарелку после еды? Значит надо напоминать постоянно. А не так как бывает «ладно он играется не хочу его отвлекать сегодня уберу сама, а завтра обязательно прослежу за этим»
Что и как надо делать
Чем бы не был занят ребенок позовите его и покажите, что он забыл сделать
Совет
Употребляя фразу «нельзя» обязательно поясняйте почему.
Разъяснения и последствия
Запретный плод как известно сладок. И если ребенку не объяснить почему нельзя это делать (брать, трогать и так далее) он попытается выяснить сам почему же все таки нельзя.
Что и как надо делать
Например «утюг нельзя трогать, он горячий и ты можешь обжечься» покажите ему как это «он горячий» - прогладьте что-нибудь и попросите его через несколько секунд положить на проглаженное место руку.
Совет
Не давайте пустых надежд ребенку
Разъяснения и последствия
Ребенок все помнит, особенно что касается его просьбы. Если он что-то попросил «мама поиграй со мной», а мама ответила «чуть попозже дорогой», а потом еще «попозже»…. И просто уже в будущем вы не дождетесь от него какой-либо просьбы (он пойдет и сделает сам).
Что и как надо делать
Никогда не обещайте ребенку то, что не сможете выполнить. Подумайте прежде чем ответить на просьбу ребенка. Если уж вы не можете поиграть с ребенком (по причине усталости) самый верный ответ на вопрос «ты поиграешь со мной» будет: «извини сыночек, но я сегодня очень устала. Я сегодня отдохну, а завтра мы обязательно с тобой поиграем»
Совет
Все дети разные
Разъяснения и последствия
Не сравнивайте никогда своего ребенка с другим. Не надо приводить в пример других детей. Он индивидуальность. «Смотри как Рома быстро одевается, а ты что так не можешь что ли?» Говоря речи в такой форме вы можете сформировать у ребенка много не очень хороших качеств, такие как неуверенность в себе, замкнутость, ненависть (в данном случае к этому Роме)
Что и как надо делать
Если вы хотите, что бы ребенок поторопился (с одеванием, имеется ввиду ситуация с Ромой) просто скажите ему «Интересно ты успеешь догнать Рому в одевании, смотри он уже кофточку одевает?»
Совет
Иногда можно симулировать
Разъяснения и последствия
Притворитесь, что у вас что-то болит, особенно в какой-нибудь легкой работе: «Ирочка у мамы так разболелась головка, может ты поможешь и вытрешь пыль, пока я лежу?» Услышав такую просьбу, ребенок сразу придет к вам на помощь, а вы тем самым сформируете у него чувство ответственности, заботливости, трудолюбивости.
Что и как надо делать
Только не возлагайте на ребенка слишком тяжелую работу, этим вы отобьете у него охоту вам помогать. Лучше если вы хотите дать ему сложное задание сделайте лучше это вместе: «Настенька, я так устала, но мне очень надо помыть посуду, давай ты мне поможешь, я буду мыть, а ты ее вытирай, так мы справимся быстрее»
Совет
Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам.
Разъяснения и последствия
Часто бывает (к примеру), что мама приводит ребенка в детский сад и для того чтобы он быстрей разделся, начинает его раздевать. Этим поведением вы показываете ребенку, что любую работу за него может сделать мама (папа). Поэтому ребенок, даже в самой простой ситуации, сразу обращается за помощью «мама достань мне мячик из-под стола». А вы же сами его приучили к этому.
Что и как надо делать
Если взять тот же пример с детским садом, просто приводите ребенка так чтобы у вас в запасе было минут 15. И вообще в любой ситуации, касающаяся ребенка откладывайте всегда запасное время. Так вам не придется повышать на ребенка голос «давай ешь быстрей мы опаздываем». Вы просто можете ему слегка напомнить «если ты немного поторопишься, мы успеем на автобус», зная что у вас в запасе есть время.
Совет
Задавайте ребенку чаще встречные вопросы.
Разъяснения и последствия
Часто бывает ребенок задает вопрос и родители сразу же дают на него ответ. Тем самым вы тормозите у ребенка процесс развития речи, мышления, не даете возможность ему самому подумать.
Что и как надо делать
При вопросе ребенка спрашивайте у него «а как ты сам думаешь?». Пусть ребенок включит свою фантазию, пусть попытается выразить свои мысли. А затем вы уже можете опровергнуть, дополнить или подтвердить его ответ.
Совет
После чтения какого-нибудь рассказа, сказки обсуждайте ее с ребенком.
Разъяснения и последствия
Очень часто бывает что после чтения произведения книжка закрывается и все. В любой сказке, рассказе, стихотворении есть смысл, но этот смысл ребенок не может понять он воспринимает это только как сказка и все.
Что и как надо делать
Разговаривайте с ребенком об этом произведении. Спросите его: чему учит то что вы прочитали, что хорошего и плохого в нем, а как нельзя поступать и т.д. такие обсуждения ускорят процесс развития речи, памяти, внимания, мышления.
Совет
Никогда не говорите ребенку «дай это сделаю я, у тебя не получится как надо»
Разъяснения и последствия
Используя такие фразы вы рискуете зародить в ребенке чувство неуверенности в себе, нерешительности, лень. Если вы постоянно будете делать все за него, то он никогда ничему не научится.
Что и как надо делать
Пусть ребенок делает сам, пусть это будет не красиво, неаккуратно, но это он сделает сам. Раз неаккуратно, два неаккуратно а на третий раз получится.
Совет
Никогда не переделывайте работу, которую сделал ребенок.
Разъяснения и последствия
Например: вы постирали белье и просите ребенка помочь вам его развесить, понятно, что он развесит не так аккуратно как вам хотелось бы. Ну и пусть так будет. Просто потто когда он пойдет играть, вы тихонечко все поправите. Исправляя работу ребенка на его глазах вы тем самым показываете, что он не умеет это делать и вам не нравится. В дальнейшем вы не дождетесь от него никакой помощи.
Что и как надо делать
Если вы хотите указать на недочеты в работе ребенка надо просто сказать: «спасибо тебе что помог, без тебя бы я не справилась, только давай вот эту кофточку повесим ровнее, смотри как аккуратно. А посмотри тут есть еще что-нибудь, что можно поправить? Ты у меня просто, молодец!»
Совет
Говорите с ребенком полными предложениями, не ограничивайтесь одной фразой или словом.
Разъяснения и последствия
Учите ребенка говорить правильно. Например на вопрос «мама, мы пойдем сегодня гулять?». Ответ должен быть примерно таким: «да, сегодня на улице хорошая погода и мы пойдем гулять». Полные предложения, да еще и с комментариями дает ребенку возможность лучше усвоить речь, установить причинно-следственные связи (погода хорошая, значит можно идти гулять).
Что и как надо делать
Не ограничивайтесь простым ответом.
Совет
Обсуждайте поведения других.
Разъяснения и последствия
Идя по улице обращайте внимания на поведения других детей, и обсуждайте их, выражайте сове мнение. Тем самым ребенок глубже осознает, что такое хорошо и что такое плохо.
Что и как надо делать
Например: «посмотри как эта девочка себя не красиво ведет, я бы не хотела, что бы мой ребенок так себя вел» или «смотри какой мальчик молодец, помогает нести сумку маме, его маме наверное очень приятно, что у нее такой помощник». Если какой-то ребенок идет и плачет, спросите у своего ребенка «как ты думаешь почему он плачет, что у него могло случится?» и т.д.
Соблюдение этих простых советов даст возможность легко и просто воспитать ребенка.
Удачи вам в воспитании ваших детей.
Рекомендуем посмотреть:
Какие игрушки нужны ребёнку от 3 лет
Советы родителям пятиклассников
Что такое весенний авитаминоз и как с ним бороться?
Как подготовить ребёнка к школе. Советы родителям
Похожие статьи:
Арт-терапия для детей
Ответы на детские вопросы Почемучки