Тема здорового образа жизни как основы культуры здоровья человека не теряет своей актуальности. Хотелось бы еще раз высказаться по этому поводу. Данная статья - это еще одно мнение о здоровьесберегающих технологиях в образовательных организациях моей области.
Использование здоровьесберегающих технологий современного педагога как вектор формирования культуры здоровья и гармоничного развития подрастающего поколения
В современном обществе в нынешнее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда важной. Это объясняется тем, что социумом и прогрессом к нашим детям предъявляются весьма высокие требования, а отвечать данным требованиям могут только здоровые дети.
По сведениям электронной версии журнала «Региональная Россия»:
«…Среди 13,62 миллионов школьников только 21,4 процента имеют первую группу здоровья, а 21 процент – хронические заболевания. Надо признать также, что уровень состояния здоровья современных первоклассников значительно ниже, чем среди их сверстников конца прошлого века: абсолютно здоровых детей всего 4,3 процента против 8,7 в конце 90-х годов. Более половины детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции. Более чем у трети юношей выявляется задержка полового созревания. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла за последние 10 лет на 9,3 процента…»
Проблема здоровья детей в каком бы то ни было обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях всегда актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно (здоровье) определяет будущее страны, геноцид наций, научный и экономический потенциал общества.
Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни человека, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому очень важно сформировать привычку к здоровому образу жизни у детей как можно более раннего возраста.
Главным результатом здоровьесберегающего образования должно стать обретение состояния гармонии, душевного равновесия и жизненных сил.
Отряхнувшись от пеленок, ребенок «вступает» в дошкольный возраст – один из активных и ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы правильного физического здоровья, происходит становление двигательных навыков, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, поведенческие качества.
В дошкольном учреждении и в семье большое внимание должно уделяться привитию навыков и привычек личной и общественной гигиены (мытье рук, посещение туалета перед занятиями физическими упражнениями, забота о чистоте тела, одежды, обуви, игрушек, помещения и пр.). От этого во многом зависит здоровье детей.
Все это реализуется, однако у многих семей наблюдается тенденция отстранения от физического воспитания детей. Я посетила несколько детских садов, недалеко от своего дома. После общения с педагогическим персоналом у меня сложилось мнение, что молодых мамочек мало интересует укрепление своего здоровья и здоровья ребенка. Вся забота сводится к тому, чтобы побыстрей поднять на ноги ребенка посредством лекарств и отправить в детский сад, чтобы заниматься своими более важными делами. Многие младшие воспитатели жаловались на несамостоятельность детей, часто обучение элементарным навыкам самообслуживания детей ложится на плечи педагогов. Родители настолько «отреклись» от воспитания детей, что о заботе и укрепления здоровья не приходится говорить. Сейчас бытует мнение, что воспитывать ребенка должны школа или детский сад. Этим девизом удобно пользоваться неблагополучным семьям.
Физическая подготовленность – первый ориентир в формировании культуры личности ребенка. Высокому уровню ее достижения способствует индивидуальный подход к детям в процессе формирования двигательных навыков. Опытным путем доказано, что использование современных технологий, требующих от ребенка дополнительного интеллектуального и волевого напряжения, анализа и самоанализа собственных действий, а также поисковая деятельность, «мягкое консультирование», идущее от запросов ребенка совершенствуют физическую подготовленность детей.
Второй ориентир – формирование знаний в области здорового образа жизни. Усвоение знаний о здоровье происходит на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации педагога. Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствует образованию в сознании ребенка ориентировочной основы действий, образца поведения, а главное – здорового образа жизни. В результате освоения физкультурных знаний у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой.
Третий ориентир – эмоционально-ценностное отношение детей к занятиям, укрепляющим и развивающим здоровье. Он тесно связан с активизацией эмоций ребенка, развитием его высших психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения и др.), созданием условий для проявления рефлексивного компонента самосознания и самоконтроля.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры окружения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
В своем интервью учитель физической культуры МОУ СОШ № 22 г. Саратова Садыкова Н.И. (обладатель награды «Учитель года» 2012 г.) очень просто и ясно высказала мнение о ведении здорового образа жизни подрастающего поколения:
«… Дети не будут заниматься физ. культурой, если ею не занимались в семье. Вся деятельность образовательных учреждений, направленная на воспитание ЗОЖ мало себя оправдывает . Работать надо с семьей. Решение проблемы реально только с государственным подходом…» И.В. Золотых,Н.А. Золотых. /Здоровье школьника — один из факторов эффективности обучения/ Журнал "Начальная школа" №8/2012
Что касается школы, то использование здоровьесберегающих технологий ведется педагогами слабо. Я как социальный педагог хотела бы отметить, что педагогический коллектив должен работать в заданном направлении со всеми категориями детей. Так как именно дети опекаемые, «дети группы риска» , дети из многодетных и малообеспеченных семей особенно нуждаются в укреплении здоровья, в воспитании положительных черт характера, нравственных и волевых качеств.
Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей - из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. 425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты. Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. За последние семь лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов — в 17,5 раза. Наркотики проникли в школы, вузы, их можно без труда купить на дискотеке, рок концерте, просто на улице. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из очень обеспеченных. Распространение наркомании повлияло и на рост ВИЧ-инфицированных. Ежегодно растет их число среди беременных и детей.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него не устойчивое внимание, память, из чего вытекают проблемы с усвоением учебного материала и запущенной неуспеваемостью. Эта общая слабость вызывает самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
В.А. Сухомлинский подчеркивал:
«…Часто ребёнок начинает отставать в учении просто потому, что он недомогает, сам не зная об этом. Педагог не имеет права не знать, что происходит с ребёнком, почему он нездоров, как состояние его здоровья отражается на его умственном и нравственном развитии.» В.А. Сухомлинский /Советы взрослым и юношеству./ (IV, с. 46)
Поэтому, крайне важно не ограничиваться занятиями физической культуры , но и использовать на всех уроках и переменах различные приемы и методики здоровьесберегающих технологий, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоничное развитие личности.
Такая комплексная деятельность педагогов решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации здоровьесберегающих технологий (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и т.д.) внимание учителя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно владеющего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем мире , успешно преодолевающего возникшие трудности, проявляющего стремление к творческим поискам, к исследовательской деятельности.
Мои выводы.
Умело используемые приемы здоровьесберегающих технологий во многом способствуют умственному развитию детей, так как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогают лучшему восприятию и запоминанию. На занятиях, где применяются физ. минутки у детей эффективнее развиваются все психические процессы , мыслительные операции . Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей жизнедеятельности, проявляя активность, самостоятельность, смекалку. Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное настроение. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма.
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования всесторонне развитой личности ребенка. Если в учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания) возможны сохранение здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических компонентов.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения только тогда, когда здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. А пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители и все общество.
Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников министерства образования до воспитателя, преподавателя в каждом образовательном учреждении.
Используемая литература
1. Вайнер Э. Н. Валеологические подходы и критерии здоровья и болезни/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2008. — №12, 2009. — №1. – С.47
2. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.
3. Золотых И.В., Золотых Н.А./Здоровье школьника — один из факторов эффективности обучения/ Журнал "Начальная школа" №8/2012
4. Ковалев В.Д. Спортивные игры. – М.: Просвещение, 1988.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. 2004.
6. Логвинова Т.Ю. Физкультура, которая лечит. Пособие для педагогов и мед. работников дошкольных учреждений. – Мозырь.: ООО ИД «Белый ветер», 2003.
7. Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников//Вестник Герценовского университета № 8 (44) 2007. — С.47–48.
8. Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496.
9. Поздняков, А. На зарядку становись! / А. Поздняков // Труд. – 2010. – № 128. – С. 4.
10. Шишкина В.А. Движение +движение. – М. : Просвещение, 1993.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в начальной школе. Моё здоровье - в моих руках
Выступление агитбригады: За здоровый образ жизни в начальной школе
Минутки отдыха для учащихся начальной школы
Классный час для 1 класса на тему: ЗОЖ
Похожие статьи:
Классный час в 1 классе на тему: ЗОЖ
Конспект классного часа в 3 классе на тему: ЗОЖ
Игра-путешествие для младших школьников на тему: ЗОЖ
Классный час на Осеннюю тематику, 2 класс
Классный час о режиме дня для учащихся начальной школы