Рисование на тему Зима для старших дошкольников. Мастер-класс с пошаговыми фото
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Учебная или творческая работа
Задачи:
Знакомство с русским севером, с его уникальной природой и природными явлениями
Развитие фантазии и воображения
Совершенствование практических навыков владения графическими материалами
Обучение приемам штриховки
Воспитание терпения, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца
Материалы:
Бумага, фломастеры (либо цветные карандаши)
Предварительная работа:
Отгадывание «полярных» загадок .Знакомство с фотографиями, на которых запечатлено северное сияние.
Цитата:
Что такое полярное (северное) сияние?
Полярное сияние - красивейшее завораживающее явление природы. Оно выглядит как разноцветные полосы на небе, огромные переливающиеся занавески или радужные ленты. В ширину они могут достигать нескольких сотен, а в длину - нескольких тысяч километров. Полярное сияние возникает на высоте более 80-100 километров. И хотя это земное явление, причиной его являются процессы, происходящие на Солнце. На нашу планету постоянно "дует" так называемый солнечный ветер. Он состоит из заряженных частиц, которые испускает солнечная корона. Их мы и видим.
Фотографии
Полярные загадки
Он король полярных льдин,
Черно-белый господин.
Ух, для птички он велик,
Ходит очень важно.
Самый южный материк
Заселил отважно.
(Пингвин)
Ночь полярная, ни зги,
Холодно, угрюмо.
Нас в упряжку запряги -
Довезем до чума.
У природы строгий нрав
За полярным кругом.
Человеку, гав-гав-гав,
Легче с верным другом.
(Собаки-лайки)
Хоть и ест он только мох
В тундре каменистой,
Этот зверь собой неплох
И рога ветвисты.
(Северный олень)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад.
(Белый медведь)
Белой глыбой ледяной
В океане встал стеной.
Знает каждый капитан,
Как опасен великан.
(Айсберг)
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют.
(Полярное сияние)
В эти темные полгода
С освещеньем туго.
В сумраке живет природа
За полярным кругом.
(Полярная ночь)
Там, где близко полюса,
Происходят чудеса.
Солнце в небе кругом ходит
И полгода не заходит.
(Полярный день)
Пробираюсь к полюсам
На широких лыжах,
Чтоб к научным чудесам
Оказаться ближе. (Полярник)
Вступление:
Умение штриховать, ровно и аккуратно раскрашивать рисунки кажется несложным. Что в нем такого? Гораздо более важным наверно является умение изображать дома, людей и животных, составлять интересные декоративные композиции. Но это не так. Точнее, не совсем так.
Штриховка делает руку юного художника крепкой, развивает мелкую моторику, а штриховка по форме предмета позволяет показать его подлинный, а не «смятый» вид. Небрежная, беспорядочная штриховка только портит рисунок. Ее необходимо упорядочивать.
Однако учебная штриховка на чистом листе – это скучное занятие. Изображение северного сияния гораздо интереснее!
Ход работы:
1
Проводим произвольную линию горизонта. Зная, что на ней разместится снежная крепость или замок снежной королевы, часть линии делаем более ровной.
2
Рисуем далекие горы . Плотно заштриховываем их синим цветом.
3
Если это – королевский замок, то он будет напоминать готические соборы. Каждая крыша или башня – как перевернутая сосулька. Двери, окна, архитектурные детали, каждый юный художник придумывает сам. Я советую детям закрыть глаза и представить себе замок. Именно представить, а не вспомнить рисунок из книжки или кадр из мультфильма.
Педагог рисует вместе с детьми, но дети за ним не повторяют
4
Наступает самый интересный момент. Можно лист повернуть (при этом штриховать станет немного легче), а можно не переворачивать.
Цвета берутся сочные, яркие. Чаще других в атмосфере можно различить изумрудные оттенки. Фломастер ведет одну бесконечную линию, штрихуя небо зигзагом. Полоса может менять ширину и направление, «гулять» по небу. Но она должна быть достаточно плотной, не «дырявой». Можно предварительно потренироваться проводить такие линии – змейки за мольбертом или на черновике.
5
Следующий цвет «бежит чуть выше или ниже первой линии. Он легко забегает на первый цвет, сужается или расширяется, колышется, как легкая шторка.
6
Следующий цвет может быть более насыщенным по тону или более бледным. Цвета дети выбирают произвольно. Холодную гамму можно использовать всю. Это голубые, синие, фиолетовые оттенки. Из теплых цветов выбираем алые, розовые, красные или оранжевые.
7
Штрихуя у самой земли или у края листа, подкладываем листок плотной бумаги или картона, чтобы не наехать на изображение. Можно и просто пальцем поставить «преграду» фломастеру.
8
Когда вся поверхность неба заиграла яркими красками, можно где-то усилить контраст или ослабить его.
9
Теперь можно заняться передним планом. Изобразим на нем несколько деревьев. Например, сосен. Выберем для этого самый темный фломастер. Сначала, конечно, рисуем стволы.
10
Дорисовываем ветви, веточки, хвою.
11
Теперь рисуем сугробы. Ближе к зрителю они больше, дальше – меньше.
12
На последнем этапе можно воспользоваться мягкой кистью и водой. Фломастер довольно легко размывается. Северное сияние при этом становится более размытым и легким.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ – ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ
«Снежная крепость»
Использовать цветные карандаши при изображении северного сияния тоже можно. Колорит при этом получается более приглушенный, мягкий и спокойный. Тени от сугробов карандашами рисуются легко, без нажима. А вот рисование самого сияния без нажима, пожалуй, невозможно. Волшебный многоцветный карандаш, правда, не очень помог. Все его оттенки при сильном нажиме слились в серую массу.
В этом варианте мы вместо сосен нарисуем пушистую ель.
Детские работы:
(старшая группа)
Детские работы:
(подготовительная группа)
Рекомендуем посмотреть:
Правополушарная техника рисования для детей 5-7 лет на тему: Зима
Рисование в подготовительной группе в детском саду. Зимний пейзаж поэтапно с фото
Рисование в детском саду для детей 4-5 лет. Мастер-класс «Пингвины на льдине»
Поэтапное рисование: Снегирь в зимнем лесу. Мастер-класс с фото