Рисование на тему: Зима для детей 5-7 лет
«Зимнее солнце». Мастер – класс для воспитателей
Средина О.С. воспитатель МДОУ ЦРР д.с. №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинской обл.
Цель:
Знакомство дошкольников с возможностями ограниченной палитры в передаче цвета.
Обучение приемам работы на большом формате (А3).
Задачи:
Обучать способам работы плоскими и круглыми щетинными кисточками гуашью
Совершенствовать работу с палитрой по составлению оттенков холодных и теплых цветов,
Формировать умение замечать, видеть и описывать цветовые нюансы
Воспитывать любовь к родной природе.
Развивать любознательность.
Материалы:
Формат А3, палитра, две губки, гуашь белого, синего, алого и желтого цветов. Пластиковая ложечка. Кисти щетинные круглые и плоские (№ 1-5).
Литературные материалы:
Стихи русских поэтов
Предварительная работа:
1 Рассматриваем презентацию с фотографиями зимних пейзажей. В ней подобраны изображения восходящего или садящегося зимой солнца. Любуемся красотой родной природы.
2 Слушаем стихи о зиме.
С. Есенин
Белая берёзка под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Варианты:
А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."; А. А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка"; А. Н. Апухтин "Ризой белою, пушистой"; Л. А. Мей "Двойным зеленым строем..."; С. А. Есенин "Пороша" ; А. С. Пушкин "Зимняя дорога" 4 С. А. Есенин "Поет зима - аукает" ; И. А. Бунин "Метель"; С. Д. Дрожжин "Снег летает и сверкает..."; Н. А. Некрасов "Мороз-воевода" ; А. С. Пушкин "Зима!.. Крестьянин, торжествуя..."
Н. А. Некрасов "Мужичок с ноготок" ; А. С. Пушкин "Встаёт заря во мгле холодной..."; А. А. Блок "Ветхая избушка" ; К. Д. Бальмонт "Снежинка"; А. С. Пушкин "Зимнее утро" ; И. З. Суриков "Зима" ; Ф. И. Тютчев "Чародейкою Зимою..." ; А. А. Фет "Чудная картина..."
3 Беседуем о цвете неба (розовое, сиреневое) и солнечного диска. Находим оттенки солнца: белый, желтый, светло-желтый, золотистый, оранжевый, розовый…
Размышляем о солнце. Почему оно зимой только светит, а не греет? Почему на экваторе не бывает зимы, в Африке – снега? Видим ли мы на самом деле лучи от солнца, которые обычно рисуем? Какое солнце зимой – в сумерках или в тумане, в изморози: четко очерченное или выглядит как размытое пятно?
Практическая работа
Рисуем вместе с педагогом. Вариации приветствуются. Это может быть расположении линии горизонта, количество деревьев, сугробов, расположение следов на снегу.
Описание:
1). Берем лист формата А 3 и подготавливаем фон. Для этого берем две губки. Смачиваем их водой. Как вариант - можно смочить водой лист. На одну губку выкладываем немного белой и алой гуаши, на другую – белой и синей. Небо будет у нас розовым. А снег – голубым.
2) Работаем с палитрой. Выкладываем белую и синюю гуашь. Белую – с помощью ложечки (чтобы в баночке оставалась белая, а не грязная краска). Даже чисто промытая кисточка, набирая белую гуашь, добавляет в нее свой оттенок. Смешиваем, получая голубой цвет (можно составить несколько оттенков).
Белую гуашь и желтую смешиваем, получая бледно- желтый цвет.
Желтую и красную смешиваем, получая оранжевый цвет.
Белую и оранжевую смешиваем, получая бледно-оранжевый цвет.
3) Солнце встает (или садится). Значит, его круг будет лишь немного подниматься над линией горизонта. Солнце помещаем чуть правее или левее центра листа. Выкладываем белый цвет в центр солнечного круга. Обводим плавными движениями маленький солнечный круг большим желтым, оранжевым, светло-оранжевым. Чистой влажной кисточкой размывам переходы от одного цвета к другому.
4)
Рисуем голубые ели на линии горизонта. Располагаем их не как заборчик из одинаковых по высоте елочек, а в свободном порядке.
5) Поговорим о композиции листа. Красиво, правильно ли будет, если большое, главное на картине дерево будет располагаться прямо посредине рисунка? А если дерево прижмется к краю – останется ли оно главным? Где же его нужно нарисовать? Чуть правее или левее центра листа.
Синей гуашью рисуем ствол дерева на первом плане. Представляем, что это старый – старый дуб. Сначала рисуем его длинные боковые ветви, а затем – тонкие веточки.
6) На снегу появляются сугробы и следы.
Кто их оставил? Можно поиграть в игру, вспоминая кто не спит зимой в лесу, и какие
следы кому принадлежат.
7) На стволе – вертикальными черточками голубого оттенка – кора. Рядом со старым дубом – молодое деревце.
8). Берем самую толстую круглую щетинную кисть. Сухой кисточкой набираем голубую гуашь и, держа ее вертикально, наносим мазки, имитируя покрытые снегом веточки .
9) После высыхания работы можно (по желанию) поработать над стволом старого дуба. Берем черный восковой мелок и плашмя проходим по его поверхности. Из-за неровных мазков кора становится фактурной. Мелок оставляет следы только на выступающих частях.
Рисунки воспитанников подготовительной группы:
Рекомендуем посмотреть:
Правополушарная техника рисования для детей 5-7 лет на тему: Зима
НОД по рисованию в подготовительной группе. Воробей
Рисование в детском саду для детей 4-5 лет. Мастер-класс «Пингвины на льдине»
Поэтапное рисование: Снегирь в зимнем лесу. Мастер-класс с фото