Мастер-класс для дошкольников ВАЗОЧКА С ЦВЕТАМИ. Рисование и аппликация. Миниатюра
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Создание учебной или творческой работы
Задачи:
Расширение словаря художественных терминов. Знакомство с понятием «миниатюра»
Закрепление понятия « орнамент»
Совершенствование практических навыков работы с фигурными дыроколами, клеем ПВА
Освоение навыков композиционного построения листа при рисовании натюрморта
Воспитание точности и аккуратности
Возрастная аудитория:
От воспитанников старших - подготовительных групп до школьников младших классов. Чем большую часть работы берет на себя взрослый, тем младше аудитория.
Материалы:
Бумага (белая и цветная)
Фигурные дыроколы (с различными цветами)
Клей ПВА или клей-карандаш
Зубочистка (или кисточка)
Салфетка тканевая или бумажная
Карандаш многоцветный (или фломастеры)
ЧТО ТАКОЕ «МИНИАТЮРА»?
Миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приёмов.
ЧТО ТАКОЕ «ОРНАМЕНТ»?
Орнамент – это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Орнамент бывает разным (в том числе - растительным или геометрическим).
Какой это орнамент?
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Педагог нарезает листы А4 на небольшие фрагменты (А7). Из обычного альбомного листа получатся 8 штук. Затем вырезает из цветной бумаги пастельных оттенков вазочки. Ваза должна быть не больше половины листочка, поэтому для ее изготовления нужен формат А8. Из альбомного листа получается 16 вазочек.
Дети пробуют вырезать цветы с помощью фигурного дырокола. Поскольку силы в руках у них еще немного (особенно у девочек), то лучше работать стоя. Много цветов за один раз выдавить у них не получится, поэтому большую часть работы педагогу придется взять на себя.
Можно брать цветную бумагу одного цвета, но это не интересно. Гораздо более полезным будет дать попробовать детям подобрать самостоятельно гамму оттенков.
У нас получилось несколько разных баночек. Легче всего образовалась гамма холодных (голубых и синих цветов). Девочкам понравились розовые и желтые оттенки.
ВСТУПЛЕНИЕ:
Что такое «Миниатюра», как вы думаете? (Варианты ответов). Правильно, это что-то маленькое. Девочки, наверное, знают, что мини - юбка – это маленькая юбка. Макси - юбка – длинная юбка. Мальчики, назовите самую маленькую машину! А самую большую машину? (карт и Белаз)
Как вы думаете, что труднее нарисовать: огромную картину или маленькую? (Варианты ответов). И то и другое – трудно. Особых навыков и особых инструментов требует работа художника – миниатюриста.
Обычно мы с вами работаем в альбомах. Формат привычного альбомного листа называется А4. Иногда мы рисуем на листах большего размера. Это размеры - А3, это - А2. Какой номер имеют листы ватмана, на которых мы делаем коллективные работы? Не будем гадать - А1.
Сегодня мы будем использовать необычно маленькие листочки. Посмотрим сколько таких листочков уместится в обычном А4? Правильно, 8 листочков! Как же его можно назвать? А 7!
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
На наших миниатюрах уж приклеены вазы, в которых мы будем размещать букеты с цветами. Цветы вы приготовили сами с помощью фигурного дырокола. Они находятся на столе. Волшебный карандаш готов к работе? Готов! Приступаем.
Рисуем рамочку. Проводим прямые линии со всех четырех сторон нашего листочка, немножко отступая от края. (Для воспитанников старших групп можно эти линии начертить заранее)
На вазе проводим три – четыре горизонтальные линии. Ведем их от края до края, а не только посредине! Между ними рисуем геометрический орнамент, используя круги, овалы, треугольники, зигзаги.
Можно добавить вазе симметричные ручки.
Прежде, чем рисовать стебли цветов, рассмотрим несколько вариантов построения композиции, разберем ошибки. Найдем и правильный вариант. Какой это номер? (6) В первом стебли слишком короткие (над цветами останется много пустого места), во втором – слишком длинные (цветочки придется приклеивать буквально к рамке картины), в третьем – очень близко прижаты (цветы будут перекрывать друг друга). В четвертом один стебелек с большим количеством боковых веточек в широком горлышке не устоит, наклонится вправо или влево. Такой цветок можно изобразить растущим в горшке. Там корешки его удержат. В пятом – цветы склонились на один бок, и пространство слева от вазы осталось пустым. Да и ваза так может перевернуться.
Выбрали нужный вариант, нарисовали стебли. Поскольку букет у нас пышный, на каждом стебле нарисовали еще один, отходящий в сторону стебелек.
К стебелькам добавляем небольшие листочки. Они овальной формы, рисуются и сразу закрашиваются, не отрывая руки, как сплюснутый клубочек,
Клеем ПВА можно пользоваться по-разному. Мы откручиваем верхнюю часть крышечки и выдавливаем из носика, держа флакон вертикально, небольшие капельки на места расположения цветов. Чаще всего у девочек это получается с первого раза, а вот мальчикам необходимо отрегулировать силу нажима, чтобы капельки не стали лужами. Можно и кисточки использовать.
При работе с клеем – карандашом все гораздо проще. Он выкручивается и промазывает нужные места на рисунке.
В процессе работы с фигурным дыроколом, цветочки спрессовываются по несколько штук, поэтому перед выкладыванием их на клей необходимо осторожно перетереть их в руках и выложить в один слой на столе.
Выкладываем цветы осторожно. Можно, наверное, и пинцеты использовать, но мы обойдемся без технических приспособлений. Каждый цветочек кладем на каплю клея. Пальцами не придавливаем.
Вот тут-то и могут пригодиться салфетки. Если чьи -то пальчики все же попали в клей, вытираем их салфеткой.
Когда все цветы уже выложены, берем обыкновенную зубочистку и прижимаем каждый цветочек. Образовавшиеся излишки клея ничем не убираем. На них можно выложить еще один или несколько цветков и сдвинуть той же зубочисткой на нужное расстояние в сторону.
Зигзагом перечеркиваем рамочку. При этом она становится чуть изящнее, чем была.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
(стихи О. С. Срединой)
Есть у нас забавный, маленький кувшин.
В нем живет, наверно, крохотуля – джинн.
А плеснешь водички – выгонишь жильца…
Жаль, что незабудки вянут без конца!
ДЕТСКИЕ РАБОТЫ:
Старшая группа:
Подготовительная группа:
Вариант
Рекомендуем посмотреть:
Аппликация из цветной бумаги в детском саду. Цветы в вазе
Рисование термоклеем. Мастер-класс
Цветы в вазе своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Объемная аппликация из бумаги для детей 6-7 лет. Цветы в вазе