Мастер-класс для дошкольников «ЗАМКИ И КРЕПОСТИ. Рисование с помощью копировальной бумаги»
Средина Ольга Станиславовна
воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Учебная или творческая работа
Задачи:
Знакомство со средневековой архитектурой,
Воспитание любви и интереса к истории,
Развитие фантазии и кругозора.
Совершенствование практических навыков владения графическими материалами
Обучение приемам работы с копировальной бумагой
Материалы:
Бумага, (альбомная и копировальная) карандаши
Предварительная работа:
Просмотр фотографий средневековых замков Европы и России
Знакомство с историей создания и устройством замков
Цитата из интернета
В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами. Весьма неспокойное было время: помимо больших войн, феодалы постоянно воевали друг с другом. Они старательно укрепляли свои жилища от вторжения. Строили их на естественных возвышенностях, а если приходилось строить на равнине – делали искусственную насыпь, заполняли водой ров, сооружали подъёмный мост. Постепенно укрепления становились всё более мощными - чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись. Замки превращались в крепости. Их окружала каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Башни строились таким образом, чтобы удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Зубцы на стенах существовали не для красоты - за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить лук или арбалет. Бойницы в стене специально делали узкие и длинные.
В нашей стране замков немного. Самый красивый – это Ласточкино гнездо. Черноморская жемчужина расположена на скале, на высоте 40 метров над уровнем моря.
Ход работы:
1 вариант (замок на равнине)
Сворачиваем белый лист и копировальную бумагу вдвое, короткими сторонами друг к другу. На стол кладем сгибом слева.
Рисуем горизонтальную линию. Это земля. Строим посредине прямоугольник башни. Проводим еще одну горизонтальную линию до сгиба листа – это стена.
На башне рисуем треугольную крышу.
Прорисовываем бойницы и архитектурные детали
Добавляем окна на разной высоте. Затем – трубы, лестницу, деревья вокруг, дальний лес и облака. Следка штрихуем башню. Рисовать светотенью объем здесь затруднительно.
Разворачиваем лист, вынимаем копировальную бумагу и тонируем работу с помощью ватных дисков
2 вариант (замок на холме)
Рисуем горизонтальной линией небольшую ровную площадку для замка и опускаем линию вниз (в правый угол листа). Получается небольшой холм. Строим на нем половину большой центральной башни, башню поменьше и соединяем их с помощью горизонтальной линии. Получается стена
На башнях рисуем и закрашиваем с нажимом треугольные крыши. На главной башне – половину треугольной крыши. Добавляем узкие проемы окон и вход
Рисуем фигурную рамку. Ее можно и с самого начала рисовать. Плавные или ломаные линии идут сверху, снизу и справа. (левая сторона листа – это середина рисунка).
Учимся рисовать кирпичные стены. Можно все стены «выложить» кирпичами, а можно часть – кирпичами, а часть – крупными булыжниками.
Для рисования кирпичной кладки сначала рисуем много горизонтальных линий на стене, как будто шведскую стенку. Затем начинаем рисовать вертикальные черточки между первой и второй полосой, обозначая кирпичи. Следующий ряд кирпичей не совпадает с первым. Рисуем черточки со смещением. Третий ряд повторят первый, а четвертый – второй ряд. Обычно дети запоминают последовательность довольно легко и самостоятельно «выкладывают» кирпичами стены и башни крепости.
Слегка штрихуем здания и на горизонта рисуем дальние горы. На небе появляются облака.
Разворачиваем лист, вынимаем копировальную бумагу. При желании дорисовываем или тонируем.
Можно вводить цвет. Лучше всего использовать мелки.
3 вариант (Ласточкино гнездо)
Этот вариант от предыдущего отличается только более проработанной скалой и наличием ограждения прогулочной галереи и балкона на втором этаже.
Немного другой архитектурный декор, форма окон – и уже другой замок!
Детские работы:
Литературное приложение:
Константин Бальмонт
(фрагмент)….
Красивы замки старых лет.
Зубцы их серых башен
Как будто льют чуть зримый свет,
И странен он и страшен,
Немым огнем былых побед
Их гордый лик украшен.
Мосты подъемные и рвы,—
Замкнутые владенья.
Здесь ночью слышен крик совы,
Здесь бродят привиденья.
И странен вздох седой травы
В час лунного затменья.
….
Станислав Востоков
«Очень средние века»
В СРЕДНИХ веках было все очень просто:
Люди все были СРЕДНЕГО роста,
Были в ту пору лишь СРЕДНИЕ братья,
В СРЕДНИЕ школы все шли на занятья,
СРЕДНЕ учились ребята тогда.
И в мире была всю неделю СРЕДА!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: Осень
Рисование в технике мозаика для детей 5-7 лет
Рисование на сыром листе бумаги для детей 6 - 7 лет
Рисование мелом по мокрой ткани с детьми 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото