Мастер-класс по рисованию для детей дошкольников «Церковь. Рисование с помощью копировальной бумаги»
Средина Ольга Станиславовна - воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Учебная или творческая работа
Задачи:
- Знакомство с понятием симметрии
- Знакомство с русскими храмами
- Совершенствование практических навыков владения графическими материалами. Развитие мелкой моторики.
- Воспитание патриотизма, интереса к истории родной страны.
Материалы:
Бумага, копировальная бумага, карандаши простые и мелки цветные (мелки или пастель – по желанию)
Предварительная работа:
Знакомство с понятием симметрии в архитектуре
Эти здания – симметричны. Правая и левая половины построек повторяют друг друга.
Эти сооружения несимметричны. Все элементы архитектуры расположены по-разному.
А эти?
Знакомство с древнерусской архитектурой
Изначально храмы на Руси строились в основном из древа. Они, так же как города и села, нередко горели. Древних деревянных церквей сохранилось немного. После пожаров, всем миром их восстанавливали, но впоследствии все-таки начали строить из камня. Строили и из кирпича.
Не было на Руси двух одинаковых храмов. Каждая церковь имела свой особенный архитектурный облик.
Вот – нарядный, словно пряник, храм Василия Блаженного. Он стоит в Москве на Красной площади.
Вот – восстановленный храм Христа Спасителя. Он тоже стоит в Москве.
Вот – остров Кижи. На нем – чудом дожившая до наших дней деревянная церковь.
Вот – строгая, простая и нежная, словно лебедушка церковь Покрова на Нерли.
А это – калейдоскоп новых и старых церквей.
Завершают их одна, три, пять или девять (до 33) глав. Они и золотые бывают и голубые со звездами, и зеленые. Каждый собор посвящен своему святому или христианскому празднику. Храмы – украшение наших городов и сельских пейзажей. Ими любуются россияне и туристы со всех стран мира, приверженцы разных религий.
Рассмотрим устройство храма
(это только для ознакомления или для педагога. Запоминать термины не обязательно)
Ход работы:
Накладываем копирку на белую бумагу. Складываем обе пополам. В зависимости от задачи горизонтально или вертикально.
1 вариант
Свернув листы пополам (короткими сторонами друг к другу), кладем их сгибом слева. Рисуем от руки горизонтальную линию земли.
Строим на ней прямоугольник церковного здания, крышу и меньший прямоугольник барабана с половинкой купола.
Пристраиваем меньший прямоугольник с крышей. Это апсида.
Делим здание аркатурным пояском пополам
Изображаем вход, окна и детали архитектурного декора.
Оживляем пейзаж с помощью деревьев
Разворачиваем лист. Его можно дорабатывать в цвете или просто тонировать с помощью ватного диска или кусочка копировальной бумаги.
2 вариант
Складываем два листа вместе длинными сторонами. Получается очень вытянутый формат. Его хорошо использовать для высоких и стройных зданий.
Рисуем два вытянутых прямоугольника и соединяем их между собой.
Добавляем купола, делим здания на части с помощью горизонтальных линий.
На куполах и здании рисуем архитектурные детали и украшения. Прорисовываем узкие окна, рисуем половинку двери.
По краю листа рисуем декоративную линию - рамку картины. Можно нарисовать летящих птиц. Разворачиваем ее и вынимаем копировальную бумагу.
3 вариант - в цвете
Складываем оба листа длинными сторонами друг к другу. Разную толщину линий могут дать тонкий и толстый карандаши.
Рисуем землю и воду.
В этом варианте мы используем линейку. С ее помощью рисуем ровные линии стен.(Хотя, конечно, полезнее работать без вспомогательных средств, тренирую мелкую моторику).
Продолжаем рисовать. Добавляем купол.
Рисуем окна, аркатурный поясок, узоры на куполе.
Добавляем архитектурные элементы. На небе изображаем облака.
Возле церкви рисуем березку.
Разворачиваем работу.
Работаем мелками. Ими можно плашмя легко закрашивать большие поверхности и в тоже время мелкие детали прорабатывать.
Небо - голубое, вода - синяя
Разными оттенками зеленого раскрашиваем траву и листву. Купол будет золотой.
4 вариант - с усложнением
Детские работы:
Детские работы в цвете:
К СВЕДЕНИЮ
(цитата из интернета)
Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов — символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя. Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима. Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционная техника рисования гуашью при помощи листьев деревьев для детей от 5 лет поэтапно
Мастер-класс по рисованию для детей 5-6 лет. Животные жарких стран
Мастер-класс по рисованию для детей 5-7 лет на тему: Весна поэтапно с фото
Как нарисовать Змея Горыныча карандашом поэтапно для детей 5-7 лет