Сценарий летнего развлечения для старших дошкольников «На грибной полянке»
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цели и задачи:
Познакомить детей в игровой форме с грибами съедобными и несъедобными, научить отличать их по внешнему виду
Оборудование:
Муляжи грибов в натуральную величину (пенопласт) в корзинке
Распечатанные большие (15-20 сантиметров) грибы, ламинированные, на палочках (на полянке)
Мухоморы, лисички, маслята, бледные поганки, белые грибы , подберезовики, подосиновики маленькие (5-7 сантиметров) для игры
Два «портрета» мухомора в шляпках без белых точек на стенде. Там же – изображения грибов (большой и маленький). Для игры на внимательность.
Маленькие корзинки для детей
Столики, подносы, кастрюльки или контейнеры (прозрачные)
Зонтики
Место проведения: полянка перед домиком Медведя и Маши, затем – «лесная опушка» (спортивная площадка).
Музыкальное сопровождение:
Запись грома и веселая музыка для подвижных игр (по выбору музыкального руководителя)
Действующие лица:
Грибник и Мухомор
Предварительная работа:
Создание коллекции игр о съедобных и ядовитых грибах
Сказки, стихи, поговорки, народные приметы (сборник ) – папка с файлами.
Дети получают «задание на дом» - раскрасить картинку с грибочком и выучить стихотворение о нем. Итог – выставка.
(рисунки и стихи взяты из интернета)
ВСТУПЛЕНИЕ:
В нашем детском саду – настоящий лес. Лиственницы, сосны, ели, кедр, дуб, клены, и главное – березы. В этом году на грибных полянках особенно много уродилось сыроежек. Мы с детьми наблюдали за ними, рассматривали, замечали насколько подросли грибы за ночь, за выходные. Это и подтолкнуло к проведению развлечения «На грибной полянке». После праздника сыроежки мы срезали и отдали взрослым (родителям и воспитателям – любителям этих грибов)
В прошлые годы на полянке возле избушки регулярно появлялись подберезовики. В этом году пока – только один. Зато дети нашли первый масленок.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:
Воспитатель - Все к походу готовы?
Дети: Да!
Грибник – Здравствуйте, дети! Я-то грибник со стажем, с утра по лесу хожу. Вот – уже почти полную корзинку набрал. А вы тоже в лес за грибами пожаловали? Корзинки-то у вас есть? А ну-ка, покажите!
Мухомор – Приветствую юных грибников! Меня взять с собой не желаете?
Грибник - Откуда ты взялся, Мухомор? Красавчик ты наш ядовитенький!
Мухомор – Обижаете, дяденька грибник! Не ядовитый я ничуть. Детки меня обязательно с собой возьмут. Правда? Я ведь вполне полезный гриб. Даже лечебный. Есть меня нельзя, а в медицинских целях использовать можно!
Воспитатель – Нет уж, Мухомор. Вот тебя мы брать с собой ни за что не станем. И не проси. Оставайся в лесу. Пусть тебя лоси едят. Они, я знаю, действительно, мухоморы как лекарство используют.
Мухомор – Ну хоть не прогоняйте! Скучно мне тут стоять. Можно, я с вами погуляю?
Грибник - Не станем Мухомора прогонять, возьмем с собой в путь – дорогу?
Дети: Да!
Грибник - Ладно уж, пойдем!
Воспитатель – А прежде чем в путь отправляться, давайте-ка вспомним стихи о грибах
(ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ)
Боровик
По дорожке шли – боровик нашли.
Боровик боровой в мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли, хорошо, что тихо шли.
Волнушки
Волнуются волнушки: - Как быть нам без кадушки?
Все грибы в кадушках! Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты! Очень вкусные грибы!
Груздь
Под раскидистой сосной отыскала белка
Непонятный гриб лесной. Гриб, не гриб – тарелка!
- Больно странен он на вид, -Говорят ей звери. -
- Может быть он ядовит? Надо бы проверить.
Но смеется им в ответ белочка лесная.
- В нем ни капли яда нет, Этот гриб я знаю.
А вода в нем, ну и пусть, даже пить удобно.
Этот гриб зовется груздь. Он вполне съедобный!
Опята
В тесноте на пенечке сто опят. - Очень тесно тут! – вопят. –
Позовите грибника собирать опят с пенька.
Рыжик
Под сосной в хвоинках рыжих не ищи весною рыжик.
Рыжий рыжик рыж не зря: рыжик – вестник сентября.
Мухомор – Ничего себе! Так вы – подкованный народ! А я-то думал вы в лесу новички…
Воспитатель – Мы в лесу новички, но новички грамотные. Теоретически.
Грибник – Приступим к практике! По тропинке идите, да по сторонам и под ноги себе посматривайте! Вдруг грибок какой приметите. Съедобный или несъедобный…
Воспитатель – Постойте, посмотрите-ка, вот вдалеке показалась избушка. А возле избушки… Мне не кажется? Это и вправду Маша и Медведь из вашего любимого мультика? Ладно, тревожить их не станем, а вот грибы, пожалуй, поищем. Мне кажется, они тут обязательно должны быть...
Грибник – Точно! Я эти места знаю. Сейчас вам все грибы покажу и расскажу про них, что знаю. А вы примечайте. Потом я вас на другую полянку отведу. Там грибов будет – видимо – невидимо! Эти –то грибы мишке да Маше оставим, ладно?
Давайте сначала посмотрим, что за деревья здесь растут?
(ДЕТИ НАЗЫВАЮТ) - березы, дуб, кедр, елки, сосна, черемуха…
Значит и грибы могут встретиться самые разные.
РАССКАЗЫВАЕТ О СЪЕДОБНЫХ ГРИБАХ
Боровик - Белый гриб, царь грибов – как только его не называют! Он очень вкусный. Гриб может вырастать до 10 кг. Я однажды нашел гриб, который весил почти килограмм! Шляпка у боровиков коричневатая. А белый он потому, что у него мякоть белая. Порошок сушеных белых грибов кладут в супы и соусы. М-м-м!
Рыжик – Замечательный, очень вкусный гриб. Рыжики солят, маринуют, с ними делают пирожки, пельмени. Это просто объедение. И в нем белка столько же, сколько в мясе. Это мой самый любимый гриб. Представляете, рыжики «приехали» на корнях саженцев сосны в Австралию, а люди там их не едят – считают, что оранжевые грибы - ядовитые! Вот чудаки, правда?
Груздь – вовсе не грустный гриб. Просто он не растет в одиночку. Чаще всего эти грибы растут кучкой, грудой. Они любят прятаться. А я обожаю их искать. Это словно игра в прятки! Вы любите прятки? Вот и грибы любят. Прячутся в мох, под листочки, за деревья. Только искать их надо по честному. Как? Не переворачивать весь мох в лесу палками или сапогами, а заглядывать осторожно, и возвращать обратно дерн, что приподняли. У нас грузди иногда свиноройками называют. Догадались, почему?
Опята очень любят пеньки. Порой с одного пенька можно собрать целое ведро грибов. Только есть еще и ложные опята. Их просто различить. У ложных опят нет юбочки и шляпки у них яркие. Суп из сушеных опят я просто обожаю. И сушу на ниточках самые маленькие осенние опятки.
Подберезовик и подосиновик называются так, потому что растут под березами и осинами. Они похожи на белый гриб, только ножки у них гораздо тоньше, чем у белого и покрыты черными черточками, словно кора у берез. А у подосиновика и шляпка красноватая.
(Грибник показывает сначала муляжи грибов, потом рассказывает о них, а дети ищут в траве большие фотографии грибов, но не рвут их - грибы остаются на полянке).
Воспитатель – Спасибо вам за рассказ. Только где же ваша грибная полянка?
Грибник - Недалеко! Ступайте за мной!
Воспитатель – Вот и полянка показалась! Где же грибы?
ИГРА № 1 «Собери грибы в корзинку»
Дети собирают лисички и маслята (или подберезовики и подосиновики). Одна команда – собирает один вид грибов
Мухомор– Все, грибы кончились? А стихи тоже кончились? Или нет?
Грибник – Ждешь, что про тебя кто-то стишок сочинит?
Мухомор – А почему бы и нет? Я – самый красивый гриб в лесу! Это каждому ясно!
Воспитатель – Знаем мы стихи и про тебя и про твою подружку – бледную поганку
(ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ)
Мухомор
Гнуть над ним не стоит спину, не украсит он корзину...
Знают люди с давних пор: несъедобен мухомор!
Поганка
На полянке спозаранку повстречала я поганку
-Почему ты бледная? - Потому что вредная!
СЛЫШИТСЯ ЗВУК ГРОМА
Воспитатель – Дети, гроза надвигается! Давайте искать, куда мы можем прятаться!
Грибник - Куда нам спрятаться? Да вот под грибочки!
ИГРА № 2 «Под грибком»
Повторяется до трех раз
Мухомор– А дождь – то кончился! Выходите все!
Воспитатель – Да, пожалуй, и домой уже пора. Задержались мы в лесу. И корзинки уже полны…
Мухомор – А что вы им принесете? Вот эту кучу – малу грибов неизвестного происхождения? Кто их сортировать будет?
Грибник - А кто их перепутал, тот и сортировать будет!
Воспитатель – Это ты, мухомор все грибы переворошил? Ты напроказничал?
Мухомор – Ну я! А кто-то же должен их научить перебирать грибы? Бывает – заберется в корзинку неизвестный гриб - и вся «тихая охота» - насмарку. А то и отравление грибник получит!
Воспитатель – В самом деле. Надо же их разделить. На съедобные и несъедобные.
Но сначала вспомним о видах съедобных грибов и прочтем о них стихи. Мы ведь не о всех грибах читали стихи. О каких грибах еще не вспомнили сегодня? Выходите!
Подберезовик
Подберезовик, подберезовик, ловко спрятался под березою.
Да не прячься ты так старательно – я найду тебя обязательно.
Подосиновик
Под осинкой у ворот подосиновик растёт.
И горит, горит огнём шапка красная на нём!
Лисички
Золотистые лисички - любопытные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Масленок
Сел мышонок на масленок,
А масленок - липкий гриб,
Вот мышонок и прилип.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Мама, мама, вырyчай!
ИГРА № 3 – «На кухне»
Эта игра на внимание. Представим себе, что наш «улов» уже на кухне. Вот два столика. На каждом – грибы в кучке. Надо кучку разделить -
выбрать только съедобные . Несъедобные грибы – отложить в сторону (или выбросить в ведерко) Звучит музыка, дети (две команды) по очереди подбегают к столику и перебирают грибы. Грибник проверят.
Воспитатель – Молодцы! Замечательно справились!
Грибник - Ну теперь – то пора домой? Я – то уже с утра в лесу, проголодался. А вы не проголодались? Обедать не захотели?
Мухомор- Как домой? Уже домой? И что? И все? И вы меня так и покинете в лесу? С собой не возьмете и на память ничего не оставите?
Воспитатель - У меня идея!
Грибник – Какая идея?
Воспитатель – Сделаем мухоморчику на память портрет.
Мухомор – Два портрета!
Воспитатель – Два – так два. У нас тут есть два портрета. Только, кажется, художник их не успел дорисовать… Дети, чего тут не хватает?
Дети: Белых точек на шляпка!
Воспитатель - Закончим портрет?
Дети: Да!
ИГРА № 4. «Портрет Мухомор
Две команды налепляют белые точки на пластилиновый барельеф – портрет мухомора.
Мухомор - Вот спасибо, так спасибо! Вот этот я в кухню повешу, а этот – в зал!
Грибник – Ну и на здоровье!
Мухомор – Пока, ребятишки! В лес пойдете – съедобные грибы собирайте, а меня да детишек моих смотрите не обижайте!
Воспитатель - Мухоморчик, наши дети знают правила поведения в лесу. Правда, дети?
Грибник - А теперь пойдемте в березовую рощицу заглянем. Небольшая, но щедрая на сыроежки. Стихи – то про сыроежки тоже небось знаете?
Воспитатель – Знаем!
Сыроежки
И в лесу и на лужайках сыроежки в ярких майках
Всех спешат очаровать. «Почему бы не сорвать?»
Игры (описание):
1 «Собери грибы в корзинку»
На полянке в беспорядке рассыпаны изображения грибов. Каждый сорт грибов нужно собрать в свою корзинку. В зависимости от возраста участников, количество корзинок и грибов может увеличиваться.
Младшие собирают только белые грибы и рыжики. Потом можно добавлять опята, грузди, маслята, Играть можно все лето и каждую неделю добавлять по одному виду грибов. Так к концу летнего сезона дети познакомятся со всеми съедобными грибами своего региона.
2. «Под грибком»
Это подвижная игра.
1 вариант. Несколько человек получают в руки зонтики и превращаются в грибочки. Они стоят на месте. Пока играет музыка, дети (бабочки) порхают на лужайке. Музыка останавливается, и бабочки прячутся под зонтик (под грибок). По предварительной договоренности, под грибком могут спрятаться, скажем, только три (или два) человека. Для малышей этого достаточно. Они должны прятаться под свой грибок.
2 вариант. Пока играет музыка, по полянке проходит грибник (воспитатель) и срывает гриб (уводит за собой ребенка с зонтиком). Те дети, что остались без укрытия, выходят из игры. В конце игры остается только один гриб и два или три человека, которые считаются победителями.
3 – «На кухне»
Эта игра на внимание. Из большого количества грибов нужно выбрать только съедобные виды. Несъедобные грибы – отложить в сторону (или выбросить в ведерко)
Младшие сортируют только белые грибы и мухоморы. Потом добавляются бледная поганка и рыжик, опята ложные и обыкновенные.
4. «Портрет Мухоморчика»
Две команды бегают к пластилиновым барельефам и налепляют белые точки. (кто быстрее)
ПРИЛОЖЕНИЕ:
(стихи, не вошедшие в сценарий)
Дождевик
Этот гриб называется так: дождевик, или дедов табак.
Только тронешь его за бочок, и начнёт он курить табачок.
Моховик
Среди мха он жить привык, прячется искусно,
Незаметный моховик. Очень-очень вкусный.
Сморчок
Сморчок, сморчок, от рожденья старичок.
Вырос на опушке. Шапка на макушке.
Дунул ветер … и сморчок повалился на бочок,
Весь в морщинах – старичина!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по теме: Лето
Досуг на тему: Лето в старшей группе
Сценарий летней игровой программы для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Развлечение в старшей группе "Здравствуй лето!"
Похожие статьи:
Наблюдение за природой летом в старшей группе в детском саду
Лето в ДОУ
Про лето для дошкольников
Развлечение «Путешествие в лес». Старшая группа
Сценарий летнего развлечения путешествия на речку в детском саду для детей старшей группы