Организация комфортной жизни ребенка в школе
Автор: Стреж Ольга Семеновна, социальный педагог МКОУ «Кодинская СОШ №4»
г. Кодинск, Кежемский район, Красноярский крайРоль режима в жизни ребенка
Успешность обучения ребенка в школе во многом обеспечивает выполнение режима. В современном российском обществе многие к режиму относятся, на наш взгляд, несколько поверхностно. Правильно организованная жизнь учащегося позволяет ему достигать больших результатов обучения, поскольку силы рационально распределены. Организованный ребенок умет планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности и соотносить со временем, затраченным на их выполнение. Не так сложно сформировать у ребенка чувство времени. Для этого нужно приучить его к режиму. И здесь мы сталкиваемся с огромной сложностью, которая заключается вовсе не в особенностях ребенка младшего школьного возраста, а в отсутствии готовности взрослых организовывать режим ребенка.
Требования к режиму просты. Это чередование видов деятельности, и обязательная прогулка. Кормление должно быть в одно и то же время. А главное - засыпание не тогда, когда закончатся все телевизионные программы или родители вернутся из гостей, а в строго отведенное время. Для младшего школьного возраста – это 21.00-21.30 час. И ничто не должно менять этого режима, если родители хотят, чтобы их ребенок был психически здоров.
Медики установили своеобразные пики работоспособности учащихся младшего школьного возраста. В день у ребенка выделяют два подъема сил и энергии – с 8 часов утра до 11 часов дня. Потом идет некоторое снижение работоспособности, и второй подъем - с 16 часов до 18 часов. Надо заметить, что уроки в школе в первый подъем ставятся самые сложные – математика и русский язык. А во второй подъем приходится подготовка домашнего задания дома или в режиме продленного дня. Если говорить о днях недели, то самыми продуктивными считаются – вторник и среда. Самая низкая продуктивность отмечается в субботу. Если рассматривать активность в году, то самый активный месяц – октябрь, а пассивные – январь и март. В соответствии с этими данными рассчитываются каникулы в школе.
Начало организации жизни ребенка начинается с утреннего подъема. Желательно, чтобы он проходил в одно и то же время и спокойно. Лучше разбудить ребенка, включить легкую приятную музыку, сделать с ним зарядку. Такие действия помогают ему окончательно проснуться. Конечно, хорошее настроение у ребенка будет, если он выспался. А высыпается ребенок тогда, когда накануне лег в положенное время в спокойной атмосфере, не нарушенной чрезмерной активностью или неприятностями. Родители должны знать, сколько времени необходимо ребенку на умывание, зарядку, одевание и завтрак. Естественно, что портфель уже собран с вечера и его заполнение не входит в утренние мероприятия.
Особого разговора требует завтрак школьника. Он должен быть полезным, а не только вкусным с точки зрения ребенка. Это конечно же - каша, сок или йогурт и чай, а не чипсы и шоколад, Можно также давать творог, стакан молока, лучше теплого. Хлеб лучше всего зерновой: и полезнее, и сытнее. Далее ребенок спокойно одевается, желательно сам. И теперь ребенок готов идти в школу. В школе его жизнь проходит организованно, поскольку выполнение режима предусмотрено нормативами школьной жизни, и санитарными нормами и правилами.
После школы ребенок возвращается домой. Днем особо важны две вещи – это обед и прогулка, и лишь потом – уроки. Если ребенок в школе получил лишь завтрак, то горячий обед после нее обязателен. Опять же обед должен быть полезным. Горячий суп, второе, сок, а не бутерброды, лакомые кусочки, пирожки и тому подобное. Это очень вредно для его организма и совершенно не влияет на восстановление сил ребенка. А они ему нужны, поскольку с 16 до 18 часов – второй подъем работоспособности, во время которого надо выполнить домашнее задание.
Вечер имеет особое значение в режиме ребенка. Ведь только в это время суток ребенок имеет возможность пообщаться со всеми членами семьи. Для родителей важно общение с ребенком не менее, чем ему с родителями. Поэтому можно и поступиться какими-то своими интересами. Вместе почитать или посмотреть мультфильм, обсудить день и школьные новости. Желательно вместе проверить уроки и собрать портфель. Все это – необходимый набор действий, полезный для ребенка во всех смыслах. И затем, в положенное время - в постель. Младший школьник должен спать не менее 10 часов в сутки. Подросткам можно спать чуть меньше – 8-9 часов. Чтобы сон ребенка был спокойным, не рекомендуются перед сном просматривать сложные фильмы или активные игры. Лучше почитать или поговорить с родителями, и главное условие при этом – темы для разговора должны быть спокойными.
Выполнение режима приучает ребенка к организованности и способствует формированию здорового образа жизни. Сонный, невыспавшийся и задерганный ребенок не может в полной мере использовать свой потенциал и пропускает в жизни очень много интересных для его становления вещей. Поэтому родители, от которых зависит организация режима, должны в полной мере быть ответственными в этом важном для психического и физического здоровья ребенка деле.
Источники:
1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М., 2004
2. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы // Начальная школа. – 2006
3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2006
4. Петрова Л.И. Ребенок на пороге школы. – Ростов н/Д, 2011
5. Петрова Л.И. Родители – особая профессия. – Ростов н/Д, 2010
Рекомендуем посмотреть:
Адаптация ребёнка в школе
Советы родителям младших школьников
Страхи младших школьников
Как подготовить ребёнка ко сну
Похожие статьи:
Как правильно общаться с родителями
Как найти общий язык с родителями
Отношения с мамой
Почему у девушки не складывается личная жизнь