Описание работы: в данном материале говорится о роли музея в патриотическом воспитании детей
«Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» словарь С.И.Ожегова
«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания» Ф. Дзери
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Все более заметной становится постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что ведет к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Как педагогам и родителям разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Ведь каждый из нас принадлежит какой-то точке на земле, которая называется отчим домом. И каждый принадлежит всей России. Каждому из нас принадлежит его Родина – малая, близкая, знакомая с детства и большая, необъятная Россия. Народ говорит: «Дерево без корней не растет». Уважение к собственным «корням» – одно из условий самоуважения и личного достоинства человека.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Достигается это путем формирование в ребенке единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал. Акцент на последнем особо важен: он связан с процессом перехода от созерцания красоты к ее активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребенка. В приобретении воспитанниками патриотических навыков, огромная роль отводится музею.
Необходимость возрождения патриотического воспитания через музейную педагогику сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашего образовательного учреждения. Достигается эта цель через реализацию программы патриотического воспитания, разработанной в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом учреждения. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Эффективными средствами патриотического воспитания являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы, олимпийским играм; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; воспитательские занятия по теме гражданско-патриотического воспитания; волонтерская работа и другие. Большую роль в воспитании любви к родному краю играет проведение народных праздников.
Одним из действенных методов патриотического воспитания в семьях учащихся, оказывающих наибольшее воздействие на мотивационную сферу школьника, является личный пример родителей, их активное участие в жизни ребенка. Совместное чтение, общая работа по дому и вне его, игры, спорт, посещение музеев, театров – все это служит патриотическому воспитанию. Одной из форм семейного досуга может стать музейные экскурсии. Знакомство с экспонатами позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, больше узнать о жизни замечательных людей своего города, края и страны.
Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром во всем их богатстве, разнообразии и противоречивости. В многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место.
Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию. Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности ребенка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через её экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, дает мощный стимул для формирования и развития личности ребенка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом, формируя механизмы самостоятельной зрелой оценки неизвестных ранее ценностей иной культуры, исторических пластов духовного опыта человечества. Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он приобщает ребенка к русской культуре, развивает его визуальную грамотность, образное и ассоциативное мышление, творческие способности, эмоциональную сферу.
Особый смысл взаимодействие музея и системы образования приобретает в условиях цивилизации XXI века, когда идет процесс, определяемый культурологами и философами как формирование «второго осевого времени». Сопровождаемый болезненными явлениями: разрушением духовных ценностей, «крушением гуманизма», снижением этических мотиваций, изменением нравственных ориентиров, распадом семейных традиций, он отрицательно сказывается на внутреннем мире ребенка. Возникающую потребность в дополнительных источниках восстановления гармонии с миром может в значительной мере удовлетворить музей - уникальное историческое, культурное, нравственное, природное, художественное пространство, обладающее огромными компенсаторными и адаптационными возможностями.
Особую роль в воспитательной работе нашей школы играет сотрудничество с Кежемским историко-этнографическим музеем им. Ю.С. Кулаковой. Общение с работниками и экспозициями музея способствует изменениям в развитии личности учащихся. Включая ребенка в глубокое и многогранное познание исторической реальности музея, обогащенной опытом чувственного восприятия предметного мира, открывая и приводя в действие резервы творческой активности детей, терапия искусством помогает формировать у детей способность к общению и повышает их адаптивные навыки. Музей в данной ситуации становится инструментом адаптации учащихся к окружающему миру.
В Кежемском музее трудится всего четыре человека. Это директор музея – Галина Григорьевна Брюханова, зав. сектором учета и одновременно экскурсовод – В.Д. Серегина, главный хранитель – Г.С. Винокурова и смотритель – А.П. Панова. В течение этого года сотрудники музея приглашали наши классные коллективы на различные мероприятия. Это классный час «Моя Родина – Россия», где экскурсовод музея В.Д. Серегина рассказывала детям начальной школы о государственных символах России, района, города. А также провела путешествие на Север России «Земля наш общий дом».Это урок-воспоминание «И сердце обнаженное мое…» об А.Ф. Карнаухове, поэте-ангарце, который провела директор музея Г.Г. Брюханова. Также Галина Григорьевна рассказала учащимся 11 классов о маршалах Победы. Кроме того, Галина Григорьевна приглашала ребят 8-10 классов на музейный урок «От Ангары и до Берлина» в майские праздничные дни.Уроки мужества, которые проводит в музее Галина Григорьевна не оставляют никого равнодушными . Она умеет достучаться до каждой детской души. И ребята замирают, слушая о том, как отважно воевали наши воины-ангарцы на фронтах Великой отечественной войны. Взрослые не могут сдержать слез, слушая ее проникновенный рассказ о тяготах жизни женщин, детей и стариков в тылу.
Каждый год ребята, посещающие летний оздоровительный лагерь при Кодинской СОШ №4, принимают участие в различных мероприятиях музея. Смотритель музея А.П. Панова всегда сердечно встречает ребят. В июне этого года сотрудники музея провели интересные познавательные экскурсии, увлекательные беседы о природе края, об его истории. Дети побывали на игре-конкурсе «Экологическое ассорти». На просмотре слайд-щоу «Встречай любовью стаи птичьи», беседовали о творчестве А.С. Пушкина, которые проводила В.Д. Серегина. Г.Г. Брюханова организовала для детей музейный урок «Мы дети твои, Ангара». Во время мероприятий проводились викторины, конкурсы, дети пробовали на вкус ягоды, растущие в нашей местности, пили из них морс, смотрели тематические мультфильмы и слушали пение птиц. По окончании мероприятий самые активные участники получали грамоты и благодарности, уносили с собой листы для рисования, которые дети с удовольствием раскрашивали, вернувшись в школу.
В течение всего года сотрудники музея предлагают посетителям экскурсионное обслуживание. Очень интересны и познавательны экскурсии «Природа и промыслы ангарцев», «Ангарская изба XVIII-XIX веков», «Из истории Богучанской ГЭС», «Кежемский район в годы ВОВ» и «Город, в котором я живу».
Большое спасибо работникам музея за их работу!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого урока по развитию речи в 1 классе. Новый год
Эссе ученика 4 класса. Моя гордость
Классный час, 3 класс. С чего начинается Родина?
Образовательная игровая программа для 3-4 класса. Мой город - Москва
Похожие статьи:
Классный час. Государственные символы России, 4 класс
Классный час в 3-4 классе. Воспитание любви к Родине
Конспект классного часа на тему: Мир для 3 класса
Литературно-музыкальная композиция по мотивам поэмы Симонова для начальной школы. Сценарий
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Лермонтов «Бородино»