Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Адаптация ребёнка в школе

Новый социальный опыт ребенка
Автор: Стреж Ольга Семеновна, социальный педагог МКОУ «Кодинская СОШ №4» г. Кодинск, Кежемский район, Красноярский край

Приход ребенка в школу связан с изменениями в его жизни. Все, что было до школы – друзья, игры, взгляды, ценности, все это переходит некоторым образом в новую стадию. Происходит изменение социальной роли ребенка. Он становится учеником. Ребенку предстоит себя заново опробовать, но уже в новой для него ситуации. Такая апробация очень важна для ребенка, пришедшего в первый класс. Ребенок, вследствие малого социального опыта и системы новых знаний о пребывании в школе, хочет соответствовать иным, чем прежде, оценкам своей деятельности. Основной доминантой апробации является новый уровень общения и новый социальный статус ребенка. Ему предстоит расширить уже имеющиеся связи со сверстниками и построить новые. Если ребенок пришел в школу из детского сада или же посещал подготовительные курсы при школе, он обладает опытом взаимоотношений с разными детьми, и, безусловно, этот опыт поможет ему расширить круг общения в школе. Но вполне возможно, что кто-то из детей не столь активно социализировался и его опыт  взаимоотношений ограничивается только семейным общением. Такому малышу труднее привыкнуть к новым условиям общения и социальной фиксации себя в новых условиях.
С приходом ребенка в школу меняется доминирующий в его жизни вид деятельности. Если в дошкольном возрасте это была игровая деятельность, то в начальной школе учебная деятельность является главной. Каждый человек, меняющий социальную ситуацию, проходит процесс адаптации. Для каждого этот процесс индивидуален. Кому-то это дается легко, кому-то трудно. Ясно одно: это длительный и трудный процесс. Мера трудности вхождения ребенка в новый для него школьный мир определяется, прежде всего, характером семейного воспитания. Очень важно, насколько семья смогла подготовить ребенка к изменению всей его жизненной направленности. И дело даже не столько в трудности обучения, хотя и для многих школьников это актуально. Речь идет о психологическом приспособлении к новым условиям.
Если ребенок не готов к принятию новой схемы его жизни, его может ждать дезадаптация (нарушение адаптации). Дезадаптация связана, прежде всего, с затруднениями, которые испытывает первоклассник, придя в школу. Эти затруднения лежат в сфере новых взаимоотношений, как со сверстниками, так и с учителями. Если в ребенке не воспитано чувство «локтя», уважения к другим людям, а наоборот, сформировано неадекватное трепетное отношение в себе, непринятие норм и правил, то ему очень трудно адаптироваться в школе. Иногда бывает и так, что семья пугала ребенка школой, и тогда у него развиваются страхи, тревожность, агрессия, а иногда и неврозы. К примеру, ребенок боится вслух отвечать учебное задание, и соответственно, перед каждым уроком у него возникает паника. Он может грызть ногти, хаотично двигать руками, шмыгать носом, гримасничать и пр.
Большую роль в адаптации ребенка играет семья, какая атмосфера в семье, какие книги читают ребенку и вместе с ним, какие беседы ведут, и какую показывают будущую учебную жизнь ребенка. Родители должны всячески поддерживать новый уровень жизни ребенка с приходом в школу. Для преодоления страхов и школьных фобий учителям и родителям необходимо объединить свои усилия на благо детей. Если ребенок страдает тревожностью, учителю необходимо сразу же стараться пресекать его состояние и переводить его в другое чувственное поле, используя психолого-педагогические приемы. Очевидно, что только в совместной и позитивно окрашенной деятельности семьи и школы первоклассник может черпать для себя силы войти в новый для него мир школьной жизни.

Источники:
1. Психология и педагогика : учеб. – М.: Проспект, 2009. – 400 с.;
2. Ребенок группы риска : откуда берутся трудные дети / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 350 с.;
3. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е.И. Холостова. – 4-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков  и К», 2010. – 244 с.

Рекомендуем посмотреть:

Организация комфортной жизни ребенка в школе Советы родителям младших школьников Страхи младших школьников Родительское собрание для будущих родителей первоклассников

Похожие статьи:

Факторы успешной адаптации ребенка к школе

Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей группы риска в общеобразовательных учреждениях | Организация комфортной жизни ребенка в школе
Опубликовано: 3734 дня назад (7 января 2014)
Просмотров: 2211
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!