Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей группы риска в общеобразовательном учреждении
Описание материала: данная статья может быть полезна в работе социальным педагогам, учителям-предметникам, классным руководителям, тем педагогам, которые работают с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях.
Многообразие современного мира, воздействуя на ребенка, подвергает его различным рискам. Поэтому взрослым необходимо вовремя оказывать помощь ребенку, если его поведение приобретает отрицательную направленность.
Словарь русского языка С.И. Ожегова дает определение слова «риск» - «возможная опасность, действие наудачу в надежде на счастливый исход». В переводе в испанского, слово «риск» означает «подводная скала». Что же может быть причинами риска для ребенка? Это, конечно же ситуация неопределенности. А неопределенность формируется на основе – незнания, случайности и противодействия.
Для ребенка незнание – естественная среда, ведь он только познает мир, развиваясь. Отсутствие знаний в той или иной области создает ситуацию для риска. В жизни ребенка много случайностей, иногда выбор тех или иных действий связан именно со случайностью. А противодействие ребенок проявляет в ситуации, когда ему взрослые люди пытаются навязывать свою точку зрения. Противодействие ребенка в различных ситуациях жизни во многом определяется его воспитанностью. Как и чему научен ребенок в семье, какова его генетическая наследственность, каков его возраст, каковы его индивидуальные особенности, от всего этого будет зависеть его способность противостоять внешнему навязанному решению.
В процессе социализации на ребенка влияние оказывают различные социальные институты. Ребенок открыт для социального влияния, и именно эта открытость приносит как положительные, так и отрицательные результаты. На становление и развитие ребенка действует социальная атмосфера – положение в семье, общение со сверстниками в различных ситуациях, увеличение информационного поля.
Часто ребенок сталкивается в обществе с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослых, а зачастую и с откровенной враждебностью. Все это способствует попаданию их в группу риска.
К группе риска относят детей, которые нарушают какие-то установленные социальные нормы. Социальные нормы состоят из этических, нравственных, правовых. Слово «норма» в переводе с латинского означает – образец, предписание. Это совокупность требований общества к своим членам с целью регуляции их деятельности и отношений.
По мнению Л.С. Выготского, норма представляет собой отвлеченное понятие и не встречается в чистом виде. Как таковых норм нет, но есть различные формы отклонения от норм. И если форма отклонения продолжительная, устойчивая и стабильная, то можно говорить об антиобщественном поведении ребенка. И если не работать с таким ребенком, то его поведение усугубляется.
Ребенок «наращивает» отрицательный опыт, приобретает негативные установки. В результате ценностные ориентации ребенка приобретают отрицательные характеристики, так мы можем охарактеризовать ребенка группы риска.
Кого же мы можем отнести к группе риска? Это трудные и педагогически запущенные дети, дети с ЗПР, дети с девиантным поведением.
Каковы же причины отклонения, ведущие к попаданию детей в группу риска? К ним можно отнести – биологические (наследственные); социальные (влияние семьи, сверстников, СМИ); психологические (связанные с индивидуальными и возрастными особенностями личности) и педагогические (воспитательные).
Влияние ситуации в семье считается самой главной причиной появления трудностей в жизни ребенка. Эти ситуации возникают, когда налицо недостаток внимания к ребенку, к его проблемам; отношение к нему, как к никчемному члену семьи; низкий интеллектуальный уровень членов семьи; негативный пример родителей; низкий материальный доход семьи; безработица; пьянство; алкоголизм и наркомания.
Успешность работы с детьми группы риска заключается в умелом использовании факторов (биологических, социальных, психологических, педагогических), в построении содержательной программы работы с такими детьми.
Каждый ребенок группы риска нуждается в школе в постоянной поддержке со стороны педагогов. В основу моделей педагогической поддержки положены основные педагогические идеи, способствующие максимальному участию ребенка в организации своей жизнедеятельности. Первая идея – это субъектность школьника – его активная и заинтересованная позиция в овладении учебным материалом и нравственными качествами. Вторая идея – гуманизация образовательной среды – создание условий, максимально приближенных к индивидуальным особенностям ребенка и способствующих раскрытию его личностного потенциала. Третья идея – это непрерывность индивидуальной поддержки, реализующаяся в преемственности всех педагогических решений и действий в их последовательности. Четвертая идея – опережающий характер поддержки, который предполагает профилактическое направление учителя в работе с трудным ребенком.
По определению О.С. Газмана, педагогическая поддержка предусматривает совместную работу педагога и воспитанника по определению интересов последнего и путей преодоления возникающих у ребенка затруднений. Основным звеном в этих действиях является забота о ребенке, решение его жизненных проблем. Для конкретного трудного, отверженного семьей или обществом ребенка разрешение его конкретной проблемы – это не только снятие напряжения и улучшение его личностного самочувствия. Это своеобразная тренировка в разрешении конфликтов, возникающих в окружающей среде. Это помощь в «возникновении» новой самоактуализирующейся личности. Педагог помогает трудному подростку в его личностном самоопределении и движении по лестнице индивидуальных достижений. Таким образом, педагогическая поддержка обусловливает становление каждого учащегося субъектом образовательного процесса, субъектом своей жизнедеятельности.
Основным принципом работы с детьми группы риска является принцип их защиты. Программа педагогической защиты может состоять из следующих блоков: целевой (образ планируемого результата) – диагностический (анализ полученных данных для установления причинно-следственных связей между условиями жизнедеятельности трудного ребенка и результатами его обученности и воспитанности) – содержательный (виды деятельности, в которых наиболее раскрывается индивидуальная сущность ребенка) – аналитический (постоянное соотношение действий и результатов) – фиксирующий (фиксация успешности совместных действий педагога и учащегося по преодолению затруднений).
В работе с детьми группы риска необходимо применять созидающие приемы:
- проявление доброты, внимания и заботы (вникая в нужды и обиды ребенка, педагог может помочь ему улучшить условия пребывания в мире взрослых);
- поощрение (данный прием направлен на закрепление положительного поведения ребенка);
- авансирование личности (педагог, авансируя учащегося, дает ему возможность исправиться, демонстрируя уверенность, что все изменится к лучшему);
- доверие (педагог поручает ребенку ответственное дело, демонстрируя уверенность, что у него все получится, ведь именно доверие может изменить мироощущение ребенка);
- создание условий для нравственных упражнений (от педагога требуется правильно подобрать систему нравственных ситуаций, которые будут влиять на формирование «западающих» нравственных качеств ребенка);
- укрепление веры в собственные силы (сущность приема заключается в создании такой педагогической ситуации, где ученик мог бы применить свои силы, и что самое главное – получить положительный результат);
- прощение (этот прием нейтрализует наказание ребенка – ребенок, ожидая наказание за проступок, не получает его от педагога и за это будет признателен ему за понимание его страданий);
- убеждение (убеждая ребенка, необходимо опираться на его жизненный опыт и умело подводить его к выводам о правильности предлагаемых форм поведения).
К социально-педагогическим услугам, которые осуществляют социальные педагоги школы можно отнести:
- социально-педагогическое консультирование (оказание квалифицированной помощи в правильном понимании и решении проблем: детско-родительских отношений, воспитания и развития детей и подростков, формирования супружеских и семейных отношений, предупреждения педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т.д.);
- социально-педагогическая диагностика (на основе современных приборов, тестов, должна давать оценку состояния учащегося для оказания эффективной педагогической помощи, попавшим в конфликтную ситуацию, установление форм социальной дезадаптации, определение интеллектуального развития детей, изучение склонностей и т.д.);
- педагогическая коррекция (должна оказывать эффективную педагогическую помощь родителям в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье, а также в исправлении неадекватных родительских установок);
- организация досуга в учреждениях дополнительного образования (должна способствовать расширению общего кругозора, сферы общения, повышению творческой активности клиентов, привлечению к участию в праздниках, к клубной работе и кружковой работе);
- определение формы обучения учащихся, нуждающихся в реабилитации (с учетом степени дезадаптации, уровня знаний, физического и психологического состояния);
- организация профориентации учащихся;
- социально-педагогический патронаж семей (качество патронажа оценивается по степени его влияния на обеспечение нормального семейного воспитания членов семьи и создания в семье нормальной социально-педагогической обстановки).
В работе с детьми группы риска необходимо, прежде всего, следовать принципам индивидуального подхода к воспитанию. Психическое развитие детей протекает неравномерно, и педагог в этом смысле должен быть всегда начеку, он должен своевременно заметить отклонения в развитии ребенка, чутко реагировать на изменения его потребностно-мотивационной и эмоцинально-волевой сфер. Только следуя этим принципам, педагог сумеет избрать правильную тактику и определить те индивидуальные меры воздействия, которые наиболее эффективны по отношению именно к этому ребенку или подростку. Осуществляя индивидуальный подход в воспитании детей, педагог, таким образом, включается в единый комплексный процесс профилактики отклонений и способствует их раннему выявлению и своевременной реабилитации.
Совместная деятельность педагогов и учащегося по организации и реализации программы поддержки и сопровождения, укрепляет характер ребенка группы риска. Защищает его от жестокости жизни, помогает найти свое место в социуме в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями личного потенциала. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались.
Программа социально-педагогической поддержки и сопровождения учащихся группы риска требует последовательности и системности в работе педагога. Все составляющие программы должны быть взаимосвязаны и нацелены на ситуацию успеха для каждого отдельного ребенка, нуждающегося в помощи.
Источники:
1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением : учеб.-метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 239 с.;
2. Газман, О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя // Газман О.С., Иванов А.В. - М.: 2001. - 260 с.;
3. Модели взаимодействия с детьми группы риска : опыт работы социального педагога / авт.-сост. А.Н. Свиридов. – Волгоград : учитель, 2010. – 184 с.;
4. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.;
5. Ребенок группы риска : откуда берутся трудные дети / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 350 с.;
6. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; - М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 976 с.
Похожие записи:
Как выявить семьи группы риска в детском саду
Социально – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Ранняя профилактика отказов от новорожденных в лечебных учреждениях
Научно-исследовательская деятельность воспитателя детского сада