Факторы успешной адаптации ребенка к школе

Факторы успешной адаптации ребенка к школе

Рекомендации для родителей «Факторы успешной адаптации ребенка к школе»

Автор: Поликарпова Людмила Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МА ДОУ «Детский сад № 4», Пермский край, город Соликамск

Описание материала: Предлагаю вам рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы «Факторы успешной адаптации ребенка к школе». Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников, а так же для воспитателей при подготовке к родительскому собранию.

Задачи:

- раскрыть факторы успешной адаптации ребенка к школе;

- дать рекомендации родителям по преодолению возможных трудностей у дошкольников.

Многие родители, когда дети вырастают, и настает пора вести их в школу, бывают абсолютно уверены, что если ребенок умеет немного читать и считать, то никаких проблем со школой у них не возникнет. И каково же бывает удивление родителей, когда малыш огорчает их и отсутствием успехов в школе, и жалобами учителя, и многим другим!

На вопрос «что делать?» универсального ответа нет. Все дети разные, и причины их трудностей различны. И все же есть нечто общее в том, что должен уметь ребенок, когда идет в школу, и о чем должны знать как родители, так и профессионалы.

Какие требования предъявляет школа к ребенку?

Личностное взросление

Школа – это социальный институт, который существует и живет по определенным правилам. Они весьма условны, но ребенок должен быть готов «играть» по ним, понимать и принимать условность ситуации, в которую он попадает.

Ребенок «играет» роль ученика. Задача дошкольных учреждений: подготовить ребенка к освоению нового социального статуса. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Усвоить роль учителя и ученика ребенок может, играя в школу. Если ребенок посещает детский сад, где проводятся специальные занятия, много играет, общается с большим количеством сверстников, то он имеет хороший шанс подготовиться к школе в плане усвоения её социальных норм и требований. Занятия воскресной школы также способствуют успешной адаптации к школе.

В другом варианте в школе у ребенка могут возникнуть следующие трудности:

- не реагирует на замечания, мешает проводить уроки, паясничает, эмоционально неустойчив;

- неусидчивость, болтливость, но при этом учеба дается хорошо;

- чрезмерная подвижность, суетливость, легкая возбудимость.

Причины:

- избалованность;

- «негативная демонстрация»;

- двигательная расторможенность.

Действия родителя:

- установить тесный контакт с учителем;

- уделять ребенку больше внимания;

- замечания свести к минимуму;

- лучше таких детей занять в театральных кружках;

- использовать спокойный стиль взаимоотношений;

- консультация у специалистов (психиатра).

Важнейшим критерием готовности ребенка к школе является желание учиться в ней. Причины здесь могут быть самые важные: стремление поскорей стать большим, и сравняться в правах с другими членами семьи, интерес ко всему новому, желание пробрести новых друзей.

Мотивация:

- внешняя;

- внутренняя.

Для формирования внутренней мотивации необходимо проявлять живой интерес к тому, что сделал ребенок, что запомнил, что понял, интересоваться не оценками и похвалой учителя, а именно содержанием занятий. Если ребенок научиться объяснять маме, как он решил задачу, почему слово пишется так, а не иначе, все это будет оказывать положительное влияние на развитие у него учебной мотивации.

Не менее важной характеристикой личностной готовности к школе является умение ребенка критически относиться к своим способностям, знаниям, действиям, объективно себя оценивать. Если ребенок не твердо знает буквы, но говорит, что умеет читать, значит, потребности читать, у него еще нет. Если же ребенок говорит: «Я хорошо считаю до 10», это значит, что он не только умеет считать, но адекватно оценивает свои знания, видит их ограниченность, а значит, у него может возникнуть желание и потребность изучать математику.

Вероятные трудности в обучении детей с неадекватной самооценкой:

- не выполняет самостоятельно задания или делает их намного хуже;

- безразличен к отметкам и к происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу;

- отвечает неуверенно.

Рекомендации родителям:

- поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности;

- поддерживать доброжелательные взаимоотношения;

- найти и обеспечить сферу успеха.

Важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе, является то, что психологи называют произвольностью поведения. Произвольность поведения характеризуется умением ребенка управлять своим поведением, организовывать работу. В детском саду произвольность формируется через игру, коллективные занятия, на которых можно обучить ребенка подчинять свои действия разным правилам, воспроизводить образец, строить и выполнять сложные последовательности действий. Развитию произвольности способствует самостоятельность. Например, если у ребенка 6-ти лет есть свои маленькие обязанности, пусть очень простые, то такой ребенок оказывается лучше готовым к школе, чем тот, за которого все делают родители.

Интеллектуальная готовность.

Первоклассник должен быть способен выполнять разнообразные интеллектуальные действия: уметь выделять характерные признаки, делать простые умозаключения, сравнивать и обобщать, классифицировать, находить общее и различия.

Показатели интеллектуального развития:

- развитие пространственных представлений и образного мышления (этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания);

- умение ориентироваться на систему признаков (этот показатель позволяет выявить, сколько признаков одновременно может учитывать ребенок при выполнении того или иного задания);

- развитие знаково-символической функции (этот показатель необходим для усвоения понятий числа, звукобуквенных связей, любого абстрактного содержания).

С интеллектом тесно связано развитие речи ребенка. Ребенок 6-ти лет должен уметь формулировать смысл различных грамматических конструкций, с помощью которых формулируются объяснения  на уроке, иметь богатый словарный запас.

При низкой интеллектуальной готовности могут возникнуть трудности с освоением школьной программы.

Причины школьной дезадаптации:

 - наследственный фактор (индивидуальные различия, касающиеся интеллекта, особенностей темперамента, предрасположенности к неврозам и другим личностным особенностям);

- остаточные явления повреждения мозга (нарушения в период внутриутробного развития);

- большое значение имеет и общее состояние организма;

- важную роль в развитии ребенка играет социальная среда, которая его окружает (редкое общение с ребенком в период становления речи; недостаточные условия для двигательного развития; повышенная опека);

- определенную роль в формировании школьных трудностей играют половые различия в созревании мальчиков и девочек, которые обычно не учитываются.

Из выше сказанного можно сделать несколько важных выводов:

- чтобы подготовить ребенка к школе, требуется серьезная работа, как детского сада, так и родителей;

- если своевременно проконсультироваться со специалистами, оценить сильные и слабые стороны психологической готовности ребенка к школе, получить рекомендации, то у родителей возникнет реальная возможность подготовить своего ребенка к школе таким образом, чтобы он ходил туда с удовольствием, чувствовал себя уверенно и хорошо учился.

Рекомендуем посмотреть:

Произвольное поведение и его развитие в дошкольном возрасте

Психофизиологическая готовность ребенка к школе

Как подготовить ребёнка к обучению в школе

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

Адаптация ребёнка в детском саду

Елена Александровна Смирнова # 16 декабря 2013 в 12:01 0
Спасибо за материал. Обязательно воспользуюсь на следующем родительском собрании.
Людмила Николаевна Федорова # 5 января 2014 в 17:21 0
Спасибо за рекомендации.Есть с кем поделиться, а себе помещу в накопительную папку.
Галина Имамбаева # 8 января 2014 в 15:57 0
Большое спасибо за ваш материал. В этом году набираю 1 класс, пригодится на родительском собрании и размещу на своём сайте.
Светлана Владимировна Власова # 10 января 2014 в 19:27 0
В материале даны необходимые рекомендации родителям по преодолению возможных трудностей при адаптации ребенка к школе. Полезная и нужная информация. Спасибо!
Елена Евдокимова # 11 января 2014 в 20:41 +1
Здравствуйте. Очень полезный и актуальный материал. Обязательно воспользуюсь информацией на родительском собрании, так как у меня в  этом году, как раз, 1 класс.
Зоя Ивановна Затульная # 12 января 2014 в 19:14 0
Очень полезный материал. Его ценность - даны рекомендации для родителей. Можно воспользоваться им в своей работе.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 12 января 2014 в 19:17 0
Спасибо, что собрали нужный материал, выбрали самое важное! пригодится и родителям. и педагогам!
Дарья Белоук # 21 января 2014 в 18:23 0
интересный материал!!! необходим в работе и учителю и родителю!!!!
Тамара Владимировна Насунова # 1 февраля 2014 в 04:53 +2
Спасибо,Людмила Сергеевна, за очень полезную и нужную подборку материала по проблеме адаптации первоклассников. Но в статье вы больше говорите о проблеме интеллектуальной готовности ребенка. Думаю, что немаловажное значение имеет и уровень состояния здоровья, с которым дети приходят в 1-й класс. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь 25% детей.
Елена Михайловна Гаун # 2 февраля 2014 в 09:43 0
Большое спасибо вам за подобранный материал. В ближайшем будущем планирую родительское собрание, обязательно возьму на заметку и воспользуюсь вашим материалом. Спасибо!!!!!
Миляуша Газизова # 3 февраля 2014 в 20:57 +1
Очень полезный материал. Будем использовать в работе. Спасибо.
Татьяна Михайловна Пфаф # 13 февраля 2014 в 13:57 0
Очень полезные рекомендации, все так доступно и развернуто написано. Вы молодец!
Елена Валерьевна Пластинина # 22 февраля 2014 в 10:26 +1
Прекрасный материал для проведения родительского собрания для родителей будущих первоклассников. Очень важно понятно объяснить родителям критерии готовности ребёнка к школе. Спасибо за материал!
Анетта Анатольевна Петрова # 26 февраля 2014 в 06:46 0
Спасибо за материал, обязательно возьму на заметку!
Елена Владимировна Малютина # 28 февраля 2014 в 19:14 0
Материал показался мне интересным, кое что обязательно возьму на заметку
Марина Вячаславовна Васильева # 9 мая 2014 в 08:00 +1
Спасибо за материал! Данная тема актуальна я думаю в первую очередь для родителей. Родители испытывают большую тревогу за своего ребёнка и в этот момент и нам как специалистам важно создать положительный эмоциональный фон у родителей так тревожность мамы и папы передается и малышу. Как можно больше встреч, бесед, консультаций как индивидуальных так и подгрупповых, психологических тренингов, наглядных материалов-это всё создаст родителям грамотный подход в успешной адаптации ребенка к школе.
Наталья Станиславовна Шилова # 18 мая 2014 в 18:14 0
Очень полезный материал для родительского собрания. Данные рекомендации знакомят родителей с вопросами адаптации ребенка к школе и их решением. Повышает интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей
Лариса Ивановна Сухопрудская # 15 сентября 2014 в 18:00 0
Ох,как актуально! Нужно познакомить родителей будущих наших первоклассников, и многие вопросы сразу отпадут сами собой!Возьму передам своим педагогам!Спасибо!
Александра Геннадьевна Николаева # 18 сентября 2014 в 13:26 0
Сентябрь. Проблема адаптации детей актуальна как никогда. Спасибо за материал!!!
Елена Николаевна Ложкина # 30 сентября 2014 в 21:21 0
Очень важная и нужная тема родительского собрания. Проблема адаптации детей к школе всегда очень волнует родителей, знаю на собственном опыте и очень важно в этот момент проводить встречи, беседы, собрания. Спасибо Вам за интересный материал, обязательно воспользуюсь!!!
Евгения Геннадьевна Черемискина # 20 октября 2014 в 11:24 0
Информация важная.Можно использовать на собрании в группе по адаптации детей к школе.
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 21:54 0
Полезная информация. Лаконично, четко-можно оформить в буклетик, для раздаточного материала на собрании.
Галина Васильевна Егорова # 22 октября 2014 в 14:16 0
Хороший, развернутый материал как для родителей, так и воспитателей. Здорово, что есть примеры, что же делать в случае возникновения трудностей в школе. Тема весьма востребована. Спасибо!
Анна Борисовна Кирий # 23 октября 2014 в 08:43 0
Людмила Сергеевна, спасибо за содержательный материал. Он написан доступным для родителей языком и будет полезен с практической точки зрения!
Людмила Васильевна Гавричкова # 23 октября 2014 в 21:08 0
Как для родителей так и для педагогов период адаптации детей требует повышенного внимания и усилий.Материал способствует накоплению теоретических знаний.Спасибо.
Марина Анатольевна Малышева # 2 декабря 2014 в 17:26 0
В материале даны необходимые рекомендации родителям. Полезная и нужная информация. Спасибо!
Ирина Александровна Ашканова # 3 декабря 2014 в 17:15 0
Материал интересный, всё важное предоставлено в информации, ничего лишнего. Использую для своих родителей групп предшкольной подготовки!
Антонина Борисовна Чистякова # 10 декабря 2014 в 18:22 0
Очень полезная информация. Составляя отчёты по психологии, задумываешься о рекомендациях, чтобы они были разнообразными и выполнимыми. Обязательно воспользуюсь. Спасибо.
Елена Владимировна Мещерякова # 24 декабря 2014 в 17:25 0
Адаптация успешна только тогда когда сами родители настроены позитивно. Заметьте, чем больше беспокойнее родители, тем сложнее процесс привыкания. Все это отражено в статье. Родители, прочтите, пож-та.
Лидия Арсентьевна Журавлева # 2 января 2015 в 16:41 0
Сейчас у меня 4 класс. На следующий год я беру 1 класс. Работая много лет, каждый год адаптация первоклассников проходит по разному, со своими особенными проблемами.Ведь все дети разные. Как преодолеть данный период более правильно, безболезненно дает понять ваша работа.Вы даете рекомендации как учителям, так и родителям. Огромное спасибо!
Наталья Александровна Сердюкова # 5 января 2015 в 15:53 0
Спасибо за материал!
Наталья Николаевна Шилова # 27 февраля 2015 в 14:05 0
Интересный материал! Много нужного, важного. Спасибо!
Алена Юрьевна Никитина # 3 марта 2015 в 09:49 0
Спасибо! Очень полезный материал!.
Наталия Евгеньевна Кривенцева # 12 марта 2015 в 21:06 0
Сейчас четвёртый класс на следующий год набираю первый класс, многие дети приходят на подготовительные занятия, но есть домашние дети.Ваш материал очень пригодится в работе.
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 09:44 0
Материал очень полезный. Спасибо! Желаю Вам успехов!
Марина Леонидовна Рахманова # 23 апреля 2015 в 19:59 0
Уже набираем группы для подготовительных курсов будущих первоклассников. Обязательно нужно воспользоваться материалом для проведения первого родительского собрания осенью. Спасибо!
Светлана Александровна Каракутова # 28 июня 2015 в 20:08 0
Полезный материал для родителей будущих выпускников ДОУ. Обязательно воспользуюсь при проведении родительского собрания.
Юлия Сергеевна Астафьева # 21 июля 2015 в 21:30 0
Первый класс приближается, и ваш материал очень актуален! Все четко и ничего лишнего! Обязательно возьму на заметку!
Валентина Сергеевна Вешкина # 4 августа 2015 в 18:59 0
Здравствуйте, Людмила Сергеевна!Хочу отметить Ваш материал: консультация для родителей. Информация дана научным понятным языком, указаны причины проблемы, есть четкие рекомендации. Заинтересованный родитель сможет понять свою проблему и благодаря Вам, грамотно помочь своему ребенку!А начинающий учитель или воспитатель если будет использовать Ваши наработки, сможет повысить свой авторитет в глазах родителей, а также организует и проведет сопровождение адаптации первоклассников. Примите голос
Нина Владимировна Кошкина # 13 августа 2015 в 08:45 0
Очень актуальный для меня материал, набираю 1 класс. Буду использовать в подготовке к родительскому собранию.Спасибо автору!
Елена Васильевна Сачук # 18 августа 2015 в 19:59 0
очень актуальный материал. Начинаем готовить родителей уже с детского сада. Материал подобран четко, грамотно , ничего лишнего. Используем для составления памяток для родителей.Спасибо.
Евгений Евгеньевич Калабин # 14 сентября 2015 в 07:10 0
переход в школу - это всегда стресс,адаптация ребёнка к школе - важнейшая составляющая в подготовке родителей детей, посещающих сад.Людмила Сергеевна,вы серьёзно подошли к данной теме,материал изложен доступно. Спасибо за труд!
Ольга Михайловна Завалишина # 29 октября 2015 в 14:10 0
Адаптация ребенка к школе очень важная проблема.Вы серьезно подошли к данной проблеме и все верно и доступно изложили.Спасибо!
Татьяна Викторовна Рыжкова # 3 ноября 2015 в 16:40 0
спасибо за раскрытый вопрос, в современной жизни этой острый вопрос на который стоит обратить внимание. и я как мама будущего первоклассника приму к сведению эти аспекты.
Дарья Александровна Гордеева # 12 ноября 2015 в 22:42 0
Великолепный материал, который поможет родителям более лучше подготовить ребенка в 1 класс, что скажется в дальнейшем на его психологическом и физическом и конечно эмоциональном состоянии в первый год ребенка в школе.
Учитель физкультуры # 24 ноября 2015 в 20:43 0
Рекомендации «Факторы успешной адаптации ребенка к школе», на мой взгляд, будут полезны не только родителям, но и учителям - предметникам
Нина Алексеевна Обухова # 17 декабря 2015 в 18:23 0
Мой ребёнок идёт в школу.Воспользуюсь вашими рекомендациями. Спасибо большое.
Алла Александровна Довженко # 21 декабря 2015 в 21:50 0
Здравствуйте. Очень интересный,полезный и актуальный материал.Знакомит родителей с интеллектуальным развитием ребенка,а так же даются рекомендации. Возьму себе на заметку, так как у меня в этом году, 1 класс.
Елена Валерьевна Бубликова # 7 января 2016 в 19:58 0
Здравствуйте. Родителям новичков в школе рекомендую взять на заметку. Спасибо, полезный материал)
Олеся Владимировна Маслова # 20 января 2016 в 15:08 0
Для родителей первоклассников будет очень полезный материал
Елена Ивановна Добровольская # 2 февраля 2016 в 23:49 +1
Согласна со всеми комментариям, что материал очень полезен. Воспользуюсь им для родительского собрания для родителей будущих первоклассников. Только хотелось бы узнать список литературы используемый при подготовке данной статьи. Спасибо.
Галина Васильевна Колесникова # 24 февраля 2016 в 20:52 0
Большое спасибо за ваш материал. В этом году выпуская подготовительную к школе группу, пригодится на родительском собрании и размещу в родительском уголке. Только хотелось бы узнать список литературы используемый при подготовке данной консультации, на что можно сослаться. Спасибо
Ольга Олеговна Степаненко # 13 марта 2016 в 00:21 0
Спасибо за вашу статью.Очень интересна и доступная информация для родителей будущих первоклассников.Отличная памятка в родительский уголок.
mashulik # 23 марта 2016 в 16:14 0
Благодарю за статью. В этом году моя дочь пошла в первый класс. Конечно, переживаешь за каждый этап взросления своего чада, но, мне кажется, за адаптацию в саду я переживала меньше. Ознакомилась с материалом, вроде, наследственных факторов нет, будем надеяться на успех
Юлия Юрьевна Никитина # 28 марта 2016 в 17:36 0
Адаптация школьников всегда актуальная тема! Учащиеся младших классов испытывают массу трудностей при переходе в основную школу. Ваша статья полезна для меня , так как я преподаю в разных классах. Обязательно возьму на заметку ваш материал.
Ирина Анатольевна Борунова # 1 апреля 2016 в 20:31 0
Спасибо за статью. Я с Вами согласна, чтобы подготовить ребёнка к школе-это серьёзная работа.Материал очень интересный и полезный.Людмила Сергеевна Вы подошли к этой проблеме серьёзно. Благодарю.
Полина Павловна Манина # 8 апреля 2016 в 09:34 0
немаловажное значение имеет и уровень состояния здоровья, с которым дети приходят в 1-й класс. Согласна со всеми комментариям, что материал очень полезен. Воспользуюсь им для родительского собрания для родителей будущих первоклассников.
Наталья Викторовна Дьяченко # 16 июня 2016 в 10:39 0
Очень полезная информация для родителей первоклассников. Использую эту информацию для родительского собрания. Спасибо.
Елена Леонидовна Филина # 29 июля 2016 в 15:17 0
Очень актуальная тема успешная адаптация ребенка в школе.Именно от того, как ребенок адаптируется в первые дни зависит очень многое.Это и стрессовые ситуации, раздражительность,переутомление.Я считаю что данный материал очень необходим не только родителям первоклассников, но и педагогам, учителям, воспитателям. Каждый педагог проводит в своей работе анализ адаптации первоклассников. Проводит беседы с родителями и данный материал будет хорошим подспорьем в работе.
.
Валентина Анатольевна Сисева # 29 июля 2016 в 20:45 0
Здравствуйте,Людмила Сергеевна.Хочу поблагодарить за ваш материал.Очень интересная полезная и актуальная для меня информация, так как отправляю своего ребёнка в 1 класс.И хотя работаю учителем в школе всё равно боюсь и переживаю.
Елена Петровна Краснова # 7 октября 2016 в 11:05 0
Очень приятно, когда в предлагаемом материале (опыте работы) изложено все конкретно, понятно, доступно. Консультация может быть использована и как самостоятельный материал, и как основа к любому родительскому собранию в начальной школе, так как проблема успеваемости затрагивается на каждом собррании и является актуальной на всех этапах обучения.
Ольга Станиславовна Кутузова # 15 декабря 2016 в 22:41 0
Сейчас проводим собрания для родителей будущих первоклассников. Использую данный материал на очередном собрании. Спасибо!
Елена Владимировна Гусева # 11 января 2017 в 10:37 0
Как психолог могу сказать, что, первоначально, у ребенка мотивация внешняя - новизна обстановки, красивые школьные принадлежности, новый статус и т.п., внутренняя мотивация во многом будет зависеть от учителя и, конечно, отношения родителей. До поступления в школу именно родителям необходимо формировать правильную мотивацию ребенка и вызывать у него интерес к учению, как к чему-то полезному и приносящему радость. Поэтому, я считаю, что рекомендации должны быть в большей степени для родителей будущих первоклассников, и более развернутые и подробные - про режим дня, стиль общения в любых ситуациях, способе решения возникающих трудностей и т.д. Статья очень актуальная, но хотелось бы еще конкретики и развернутости.
Елена Владимировна Гусева # 11 января 2017 в 10:52 0
Вы пишите "- консультация у специалистов (психиатра)", я думаю, что психиатр, это слишком в данном случае. Начать надо, хотя бы, с психолога. Психиатр работает с более серьезными расстройствами психики.
Наталья Сергеевна Рожнева # 16 марта 2017 в 18:04 0
Здравствуйте! Материал очень хороший и своевременный. Некоторые родители считают, если у ребенка память хорошая, -можно в школу. А об остальных составляющих психологической готовности к обучению не задумываются.
Татьяна Юрьевна Борисенко # 2 октября 2017 в 16:09 0
Адаптация ребенка к школе очень важная проблема.Важнейшая составляющая в подготовке родителей детей, посещающих детское учреждение.
Озода # 5 октября 2017 в 13:05 0
Спасибо,очень интересный материал.Я обязательно возьму себе на заметку
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 20:47 0
Спасибо за интересный материал.
Наталья Алексеевна Ирицкая # 8 февраля 2018 в 10:14 0
Тема адаптации детей к новым социальным условиям очень важна. Материал интересный,в доступной форме.Большое спасибо за идею.Начала использовать в своей работе при проведении консультаций для родителей.