Одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.
Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс школьного обучения и даже при нормальном уровне интеллектуального развития могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности следует уделить особое внимание.
Произвольность поведения — это умение слушать и умение слушаться. Развитие произвольности — многокомпонентный процесс, который требует обязательного формирования целой системы осознанной саморегуляции (способности удерживать цель деятельности, составлять программу исполнительных действий, формировать модель значимых условий деятельности, уметь увидеть свои ошибки и скорректировать их в деятельности и после нее). Успешное выполнение любой деятельности возможно только при наличии целостной системы произвольной саморегуляции.
Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.
Развитие произвольности поведения связано со становлением регулятивной функции психики. В данном возрасте дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств.
К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У дошкольника должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т. п. — все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т. п. — эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте — выучишь уроки)».
У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность.
Волевая готовность (произвольность поведения) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делать то, что от него требует учитель, режим школьной жизни; ребенок управляет своим поведением, умственной деятельностью, регулирует свои действия и эмоции.
Наличие произвольности у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слов регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей средством не только общения, но и организации поведения.
К шести годам у детей происходит оформление основных компонентов волевого действия, но они еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Достижение цели определяется мотивацией. Исходя из этого, взрослый должен:
• ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей, — тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
• направлять ребенка, помогать ему в достижении цели;
• приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
• воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п. Умение организовать рабочее место, поддерживать на нем
порядок, своевременно начинать работу — важные навыки, которые необходимо формировать у ребенка к началу школьного обучения.
Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребенка только-только оформляются к 7 годам. До этого периода произвольное, управляемое поведение ребенка затруднено. Так как поведение ребенка до 7 лет непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно эмоциональное, необходимо развивать его физические способности, двигательную сферу: быстроту, ловкость, пластику, скорость в играх, беге, прыжках, метании.
Следует использовать этот период для развития разнообразного познания, накопления разных сведений. На основе общего развития поведение ребенка перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого. Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек: он направляет ребенка, учит контролировать свое поведение, оценивать свою деятельность.
Взрослый должен научить ребенка:
• понимать и принимать задачу, ее цель;
• планировать свою деятельность;
• подбирать средства для достижения цели;
• преодолевать трудности, достигая результата;
• оценивать результаты своей деятельности;
• принимать помощь взрослых при выполнении задания. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т. д. Многим просто не хватает внимания. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться на половине пути: знает — и ладно, красиво делать научится потом — и допускают ошибку.
Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца — при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания, конструировании. Надо приучать ребенка думать и о результате (не быстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть).
Родители нередко утверждают ребенка в его нежелании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок: не важно, что ему ставят; главное — что ему интересно и что он старается, делает как может, — этого достаточно. Следует нацеливать ребенка на стремление к хорошему результату: не просто «как может», а так хорошо, насколько он способен, ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба — это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней пребывания в школе.
На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их — это первая форма самоконтроля. Обратите внимание, может ли ребенок сосредоточенно заниматься каким-либо делом — рисовать, лепить, мастерить и т. д.
Для совершенствования системы произвольной саморегуляции наиболее эффективны занятия конструированием. Начать конструирование можно по образцу, например предложить ребенку воспроизвести из деталей реально построенный дом. Ребенок учится правильно выбирать необходимые детали блоков, соотносить их по размеру, форме, цвету. Пусть ребенок внимательно рассмотрит, изучит тот дом, который ему следует собрать самостоятельно по образцу.
Затем проведите наблюдение по следующему плану.
1. Характер и последовательность строительства дома.
2. Соблюдается ли определенная последовательность сборки?
3. Удерживает ли заданную цель (предложенный образец)?
4. Выдержано ли соответствие постройки по размеру, цвету, форме блоков конструкции?
5. Как часто сверяет свои действия и их результат с эталоном?
По окончанию постройки задайте вопросы ребенку, насколько осознанно он выполнял задание, например: «Как ты думаешь, правильно ли ты построил дом?», «Есть ли в твоем доме одинаковые детали?» Проанализируйте вместе с ним достигнутые результаты конструирования. В дальнейшем можно постепенно усложнять задание по конструированию: вместо образца рисунок, план, замысел и т. п.
Максимально приближенным к учебной деятельности упражнением по развитию произвольности является графический диктант. Ребенку дают образец геометрического узора, выполненный на листе бумаги в клетку, и предлагают воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Работу можно усложнить, предлагая под диктовку взрослого выполнять подобные узоры на листе бумаги (вправо на 1 клеточку, вверх на 2 клеточки, влево на 2 клеточки и т. п.).
Формируйте у ребенка произвольное (управляемое) поведение — умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам: ему пока непросто следовать как чужой, так и своей воле.
В этом помогут следующие игры.
Игра «,,Да“ и „нет“ не говорить». Подготовьте несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет?» и т. п.
Изредка задавайте вопросы, требующие утверждения либо отрицания, например: «Ты девочка?»
Если ребенок выигрывает, то он сможет управлять своим вниманием в школе. Для разнообразия включайте запреты на другие слова: «черное», «белое» и т. п.
Игра «Режим и порядок». Изготовьте из ватмана полоску с желобком, в который вставьте кружочек цветной бумаги, который можно передвигать пальцем. Прикрепите полоску на видное место к стене. Объясните ребенку: сделал дело — передвинь кружочек к следующей метке. Дошел да конца — получи приз (сюрприз, что-то приятное). Так можно приучать ребенка к порядку: убирать разбросанные игрушки, одеваться на прогулку и т. п.
Благодаря использованию подобных визуальных ориентиров постепенно «внешнее» планирование собственной деятельности переходит во внутренний план и становится правилом, предъявляемым ребенком к самому себе «в уме». В результате у ребенка появляется внутренний контроль за последовательностью действий, формируется умение доводить начатое дело до конца.
В наглядной форме можно обозначить и сборы в школу, и подготовку уроков, проигрывать любую жизненную ситуацию. Так частная способность быть организованным в данный момент будет способствовать развитию произвольности (управляемости поведения).
Игра «Донесение». Пусть ребенок представит, что он разведчик и пишет зашифрованное донесение в штаб. Текст донесения диктует родитель — «связной». Ребенок зашифровывает предметы символами-значками, которые напомнят ему об этом предмете. Так развивается символическая (знаковая) функция сознания.
Научить ребенка планировать свои действия и доводить их до конца можно с помощью вопросов перед предстоящим действием: «Как ты будешь это делать?» Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек можно спросить: «Что куда убирать и в какой последовательности?», а перед конструированием: «Что построить и какие материалы для этого потребуются?»
Необходимо учесть, что одно дело — планирование как подготовка к действию, а другое — его реализация. Работа должна доводиться до конца! Подведение итогов действия — очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация. Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов были доведены до автоматизма.
Нередко кажется, что все школьные беды ребенка — от его невнимательности. Попробуем разобраться в причинах этого явления, доставляющего столько хлопот ребенку и родителям. Внимание — это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе. Именно невнимательность является основной причиной неуспеваемости детей начальных классов.
Психологи различают внимание и внимательность.
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям, без исключения.
Внимательность — сложившееся качество личности. Рассеянный школьник, как и другие дети, способен обратить внимание на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его личным качеством. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях.
Рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности, но много ли внимательных среди здоровых детей?
Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, у него в данный момент другие желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становятся жизненным стилем. Поэтому необходимо развивать у ребенка умение сосредоточиваться, чтобы предупредить невнимательность.
Существует достаточно много специальных упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Такие упражнения должны быть интересными и не восприниматься ребенком как скучные уроки.
Например, если ребенок невнимателен при чтении и письме, предложите ему такое задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным) и попросите ребенка: «Вычеркни все буквы „т“, а все буквы „д“ обведи кружком». Потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет уменьшаться.
Можно найти специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению внимания. Предложите ребенку в каждой фигурке таблицы поставить определенный значок, например в квадрате — горизонтальную черточку, в кружке — вертикальную, в треугольнике — точку и т. д.
Очень полезны упражнения по расшифровке сообщений, записанных специальными значками (каждой букве соответствует определенный значок). Придумайте такой «секретный алфавит» и составьте с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный, но очень полезен для тренировки способности к концентрации и распределению внимания.
Известное упражнение — отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.
Возможно, что вашему ребенку понадобится тренировка специфического вида внимания. Например, он хорошо воспринимает информацию, представленную в зрительном, наглядном виде, но пропускает то, что предъявляется на слух. Вспомните выражение «В одно ухо влетает, из другого вылетает». Это про него. Значит, необходимо развивать у такого ребенка слуховое внимание, учить его сосредоточиваться на своих слуховых ощущениях.
Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. А затем пусть он перечислит то, что услышал (шум льющейся на кухне воды, звуки с улицы, разговор за стеной и т. д.). Или такое упражнение. Вы называете ребенку несколько имен в произвольном порядке. Каждое должно прозвучать несколько раз. Например: Катя, Антон, Даша, Дима, Антон, Антон, Даша, Катя, Дима, Катя и т. д. При этом отмечаете для себя, сколько раз назвали то или иное имя. Задача ребенка — сказать, сколько раз прозвучало каждое имя.
Бывает, что ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии зрительной информации. В таком случае стоит тренировать его наблюдательность, умение подмечать детали, сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие признаки. Возьмите несколько любых мелких предметов, расположите их на столе. Попросите ребенка в течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а вы в это время что-то измените: переставите предметы, добавите такой же, но другого цвета, что-то вовсе уберете. Попросите ребенка сказать, что изменилось. Полезно также сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд, но различающихся в деталях.
Главное — занимайтесь понемногу каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксируйте его успехи.
Факторы успешной адаптации ребенка к школе
Психофизиологическая готовность ребенка к школе
Как подготовить ребёнка к обучению в школе
Упражнения для формирования навыков самоконтроля у старших дошкольников
Нет комментариев. Ваш будет первым!