Упражнения для формирования навыков самоконтроля у старших дошкольников

Игры и упражнения для формирования навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Приведем некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

Игра «Сделай так же». Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

• квадрат из треугольников по заданному образцу;

• елочку из треугольников;

• узор из разных геометрических фигур;

• композицию из разных геометрических фигур.

Можно разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома ребенку, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец) — нужно собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, взрослый дает ребенку карточку с нарисованными незакрашенными кружочками и предлагает их закрасить, ориентируясь на образец: 5 — красный, 4 — синий, 3 — желтый, 2 — коричневый, 1 — черный.

Игра «Сохрани слово в секрете». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек, книга и т. д. Основная задача этого упражнения — научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано, — подойдет любое.

Варианты правил:

1. Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].

2. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука.

3. Нельзя повторять названия животных.

4. Нельзя повторять имена девочек.

5. Нельзя повторять слова, состоящие из двух слогов и т.д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно «удерживать» правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил, например:

1. Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.

2. Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

Игра «Помоги пчелке собрать урожай». Изготовьте маленькую пчелку (не важно, объемной или плоскостной она будет). Объясните ребенку правила игры: «Настоящая пчела — очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буквы правильно, у нее получится целое слово. Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет».

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию. Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю. Ниже в качестве примера мы приводим вариант игры.

Пример. Пчелка сидела на букве «ш». Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Игра «Можешь ли ты делать два дела сразу?» (для читающих дошкольников). Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказ про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Правила чтения можно менять:

1. Произносить вслух каждое третье слово.

2. Произносить вслух последнее слово в предложении.

3. Произносить вслух все имена собственные.

4. Произносить вслух все слова, начинающиеся, например, на звук [к].

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

Игра «Как сказать слово, не произнося ни звука?» Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.

Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать. Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно, получилось слово «кот». Начинаем играть. Надеюсь, ты не «прохлопал» мои объяснения. Попробуем прохлопать слова «ток», «сок», «киса» и т. д.

Игра «Следи за своей речью» (аналог русской народной словесной игры «В барыню»). Ведущий говорит: «Барыня купила туалет. В туалете сто рублей, что хотите, то купите, „да“ и „нет“ не говорите, черное и белое не покупайте». И начинает задавать «каверзные» вопросы, пытаясь вынудить отвечающего говорить запрещенные слова, например:

— Вы хотите купить черное платье?

— Я хочу купить зеленое платье.

— А разве зеленое вам к лицу?

— Мне просто нравится зеленый бархат.

— Это будет бальное платье?

— Бальное.

— Ваше зеленое платье должно быть длинным?

— Да. (Ой!)

Проигрыш: надо было сказать, например, «разумеется».

Это игра, с одной стороны, вырабатывает умение задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, а с другой — развивает внимание у отвечающего на вопросы. Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить, и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много — это откровенная проверка внимания.

Например:

Вы сегодня завтракали?

Ваша прическа вам нравится?

Вы сегодня не опоздали на занятия?

Вы левша?

Вы любите кино?

Игра «Запрещенная буква». В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь за партой?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква «а». Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы «а» было бы затруднительно. «Как тебя зовут?» А спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. «Не могу вспомнить», — ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву — становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями мы будем считать тех, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.

Вариант игры: условием может быть замещение запрещенной буквы в слове на любую другую.

Игра «Что изменилось?» Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10—15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. «Кто первый желает проверить свою наблюдательность — пожалуйста, просим к столу!» Игроку предлагают в течение 30 секунд (считают до тридцати) ознакомиться с расположением предметов; потом он поворачивается спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим игрока: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?»

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается выигрыш в 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою «коллекцию», разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого игрока. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого игрока меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат — 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Игра «Маленький жук». Взрослый: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».

Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться на клеточном поле.

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо—вниз, 3 клетки влево и т. д.

Игра-упражнение «Где чей домик?» Эта игра развивает устойчивость внимания. Предложите ребенку рисунок с изображениями семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложное для малыша, тогда разрешите пользоваться карандашом, но со временем отложите его в сторону.

Игра-упражнение «Что изменилось?» Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Взрослый вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это даются 1—2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, расплести косичку и т. д., а также поменяться друг с другом местами. Затем водящий должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Игра-упражнение «Найди отличие» Все ребята любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где изображены, например, два жирафа (два гнома, два котенка, две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия. Можно также подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Игра-упражнение «Топ-хлоп». Игра на развитие внимания, памяти. Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное — топают. Например: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырой», «Ворона — перелетная птица». Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.

Упражнения на распределение внимания направлены на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

1. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания — 1 минута. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

2. Задание похоже на предыдущее. В течение минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой — кружки, правой — треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. При этом треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка — нарисовать как можно больше «правильных» треугольников и кругов.

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров, запись слов и прослушивание отрывка стихотворения и т. д. Важно сформировать у ребенка такое качество, как помехоустойчивость.

Рекомендуем посмотреть:

Факторы успешной адаптации ребенка к школе

Психофизиологическая готовность ребенка к школе

Как подготовить ребёнка к обучению в школе

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

Произвольное поведение и его развитие в дошкольном возрасте

Нет комментариев. Ваш будет первым!