Психофизиологическая готовность ребенка к школе

Особенности психофизиологической готовности детей к школьному обучению

Критерии психофизиологической готовности ребенка к школе

В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению медики проводят по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами.

С точки зрения психического развития эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем таким детям свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации обучения: снижение памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля.

Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье.

С началом школьного обучения нагрузка на организм ребенка резко возрастает. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребенка.

Готов ли организм 6—7-летнего ребенка к таким нагрузкам? Физиологи говорят о том, что в возрасте 5—7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма, но к началу обучения эта перестройка еще не закончена, и в школе активное физиологическое развитие продолжается. То есть по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6—7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Необходимо помнить и о том, что все дети развиваются по- разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

Результаты исследования психофизиологического развития детей 6—10 лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически «зрелых» и уменьшается число «незрелых» детей, особенно девочек.

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Критерии готовности ребенка к школе

Морфологические.

— абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);

— пропорции тела (по результатам Филиппинского теста);

— смена зубов.

Физиологические.

— моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску);

— работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);

— чувство времени (зависит от скорости обменных процессов) должно приблизиться ко взрослому, иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.

Несоответствие уровня зрелости организма ребенка тем условиям, в которые его помещают (порой — из самых благих побуждений), — одна из серьезных проблем современной школы.

Широкий разброс индивидуальных вариантов темпов развития детей приводит к тому, что календарный (паспортный) возраст ребенка и уровень его морфофункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Биологически более зрелый ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, возбудителям детских инфекций и т. д.

Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. Так, в дошкольном возрасте (обычно в 5—6 лет) дети переживают так называемый полуростовой скачок роста.

Для того чтобы узнать, прошел или нет полуростовой скачок, нужно провести Филиппинский тест.

Попросите ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног. Тест точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Физиологами установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь — психическом.

Возраст, в котором проходит полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет. Такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы это развитие было гармоничным.

Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, когда качественно меняются многие из функций организма. В биологическом смысле организм становится надежнее, а следовательно, работоспособнее. С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка — до этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Зато после того, как полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе.

Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений — это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму.

И, наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается ко взрослому по внутреннему ощущению времени. Дело в том, что наши «внутренние часы» работают не от пружинки или батарейки, а от биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. У детей до полуростового скачка скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых. Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, им трудно сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30—35 минут.

При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений — один из важных показателей степени подготовленности к школе. Его оценка производится на основе наблюдений за походкой ребенка (чтобы понаблюдать за ней, можно попросить его принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты), а также за тем, как он бросает мяч взрослому и ловит мяч, брошенный ему. Показателями низкого уровня развития крупных движений служат:

• неустойчивая, неровная походка (ребенок спотыкается, падает, задевает ногой за ногу, шаркает ногами);

• наличие большого количества лишних движений, сопутствующих основному движению и мешающих его выполнению;

• существенное нарушение координации движений, приводящее к невозможности поймать и удержать мяч, бросить его взрослому.

Развитие крупных движений оценивается как низкое только в том случае, когда какие-либо из перечисленных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников. Развитие крупных движений сильно зависит от местных условий: от того, насколько дети много двигаются, какие подвижные игры у них распространены и т. п.

При недостаточном уровне развития крупной моторики важно добиваться повышения двигательной активности ребенка. Не следует привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физическая зарядка, шуточные игры типа «Каравай», «Баба сеяла горох» и т. п. Мы советуем родителям чаще играть с ребенком в мяч (полезны самые разные игры с мячом — чем они разнообразнее, тем лучше), стимулировать лазание его по лестницам и деревьям. Очень полезны занятия плаванием.

Наибольшую проблему при обучении первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Основными причинами являются две:

1) недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму);

2) несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму).

Тест 1. Для проведения теста необходимы листок бумаги и карандаш (или ручка). Посадите ребенка за стол, положите перед ним листок бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обведите кисти рук ребенка карандашом. Потом попросите снова положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. Задание: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.

В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот...» Начинать нужно с правой руки.

Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5—1—2—4—3 (1 — большой палец, 5 — мизинец).

Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и снова на левой. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно, сам ребенок старается поднимать только один палец.

Эти «лишние» движения называются синкинезиями, которые возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются не нужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом.

1. Подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2 (в нашем примере правая рука — 6 : 2 = 3; левая рука — 8 : 2 = 4).

2. Полученные по каждой руке результаты складывают: 3 + 4 = 7.

Что можно сказать о ребенке по результатам этого теста? Если количество синкинезий больше на левой руке, чем на правой, это значит, что для правой руки дифференциация двигательной системы развита лучше. При письме правая рука будет ведущей. Общее количество синкинезий на обеих руках равно 7. Много это или мало? Все зависит от возраста ребенка: для семилетнего ребенка это много, а для шестилетнего — мало. Возрастные нормативы по этой методике таковы:

• в 6 лет — 9;

• 7 лет — 6;

• 8 лет — 5;

• 9 лет — 3.

Следовательно, результат, равный 7, для шестилетнего ребенка — выше нормы, а для семилетнего — ниже нормы. В целом можно сказать, что чем младше ребенок, тем труднее ему выполнять действия, требующие координации и точности движений пальцев и кистей рук.

Тест 2. Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3—3,5 см. Если кисть развита слабо, ребенок склонен ее фиксировать на плоскости, поэтому не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированное™ кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов.

Тест 3. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный — необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе может быть значительным.

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показали, что речевая деятельность частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Что делать, если ребенок физиологически не готов к школе? Ответ простой и единственный — ждать! Но не сидеть сложа руки, а заниматься с ребенком, стимулировать развитие тех его систем и функций, которые уже созрели или начали созревать. Но ни в коем случае не забегать вперед, не пытаться сформировать то, что еще функционально не готово. Нет смысла сажать в землю незрелое семя — из него ничего не вырастет. А ребенок — такой же биологический объект и подчиняется тем же законам природы. Он способен лишь на то, для чего созрел!

А готова ли школа принять физиологически незрелого ребенка? Готова ли школа предложить ученику такие условия, которые не тормозили бы его развитие? Не создавали непрерывный стресс? Не перегружали его физически, эмоционально, умственно? Не предъявляли бы повышенных требований к еще неокрепшим системам иммунитета, пищеварения, выделения, к психике ребенка?

Массовая школа пока к этому явно не готова, в том числе и потому, что учителя, как правило, не знают (и не понимают, что они обязаны знать) возрастной физиологии. Они полагают, что ребенок — это маленький и слабенький взрослый, но это совершенно не так. Ребенок — принципиально иначе устроенный организм, нуждающийся в нашей заботе, но имеющий собственные средства для преодоления трудностей в своей жизни. Ребенок не «готовится ко взрослой жизни», ребенок уже живет полноценной жизнью каждый день, каждую секунду, и к этому надо относиться с пониманием и уважением.

Если ребенок развивается медленнее, чем другие, то это может означать, что он пойдет дальше других: «Тише едешь — дальше будешь». Многие великие в детстве были инфантильны, и лишь считанные единицы из числа вундеркиндов достигли чего-то стоящего во взрослой жизни. Быстрое развитие вовсе не означает, что все в организме хорошо. Оно означает лишь то, что такова природа этого юного существа. Быстрое развитие создает множество проблем, и лишь немногим по плечу достойно с ними справиться. Напротив, медленное развитие — это более мягкий, деликатный, щадящий режим, но от родителей как в том, так и в другом случае требуются уважение и забота. И (обязательно!) надо смирить свою гордыню по отношению к ребенку: ребенок ничего не обязан своим родителям, он живет свою жизнь, и никто не вправе вмешиваться в нее в угоду каким бы то ни было целям и амбициям. Жизнь ребенка в семье должна быть организована достойно — и это главное, что требуется от родителей.

Рекомендуем посмотреть:

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

Факторы успешной адаптации ребенка к школе

Как подготовить ребёнка к обучению в школе

Упражнения для формирования навыков самоконтроля у старших дошкольников

Произвольное поведение и его развитие в дошкольном возрасте

Нет комментариев. Ваш будет первым!