Русская народная культура – явление совершенно особое. Очень важно изучать историю русского народа, обычаи и жизненный уклад предков – это оказывает огромное влияние на становление ребенка как личности, а значит и на развитие всего общества.
Современные научные исследования подтверждают, что музыкальное развитие необходимо для общего развития, так как с его помощью формируется эмоциональная сфера ребенка, совершенствуется его мышление. Приобщаясь к музыкальному искусству с самого раннего детства, дети постигают смысл заключенных в нем духовных ценностей, становятся отзывчивыми к красоте, как в искусстве, так и в жизни в целом.
Данная тема по самообразованию, мною выбрана не случайно. В ней раскрываются методы работы, которые помогают в исследовании индивидуальности личности ребенка, а так же возможность синтезировать полученные знания и навыки, развивать творческие способности, помогая ему успешно и полноценно развиваться.
Цель:
- повышение профессиональной компетенции по вопросу развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами русской народной культурой.
Задачи:
- формировать основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста, используя русскую народную музыку.
- развивать музыкально-творческие способности на основе синтеза различных видов русской народной музыки.
- учить умению сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
- воспитывать интерес к поисково-познавательной деятельности,
- привлечение к сотрудничеству родителей, для формирования музыкальной культуры ребенка.
Основные формы и методы работы:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- анализ продуктивной деятельности детей;
- обучающие и развивающие занятия;
- индивидуальная работа;
- работа с воспитателями и родителями по теме.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей, основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства, позволяет глубже изучить предмет. Например: слушая музыкальное произведение, ребенок не только воспринимает его на слух, определяет характер, образ и средства музыкальной выразительности, но и одновременно знакомится с эпохой его создания, биографией композитора, с музыкальными инструментами, а также с произведениями изобразительного искусства, поэзии, которые помогают дополнить восприятие.
Исходя из вышесказанного, мне хочется выделить основные этапы моей работы:
1. Составление перспективного плана работы с включением причисляемыхк русской народной культуре словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.
2. Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.
3. Работа с детьми по формированию певческих навыков.
4. Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
5. Музыкально-образовательная работа.
6. Использование пения в сочетании с хореографическими движениями.
7. Знакомство с русскими народными играми.
8. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Список использованной литературы:
1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С.-Петербург, 1998.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
3. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В. Штанько. - М.: ТЦ, 2007.
4. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е. С.Л. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия., 2004.
5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
6. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
7. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. / Управление дошкольным образованием, №5/2005.
8. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
9. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
10. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
11. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
12. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. - М, 2006.
13. Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
14. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
15. Развитие творческой активности. - М.: Педагогика, 1991.
16. Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
17. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
18. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
19. Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.
Перспективное планирование в младшей группе
Месяц НОД Другие виды деятельности Работа с родителями
сентябрь Тема: «Взрослые и дети»
Программные задачи:
- способствовать желанию детей слушать музыку,
- привлекать внимание детей к плясовой музыке,
- учить понимать ее задорный, веселый характер,
- выполнять простейшие движения по показу,
-учить пользоваться погремушкой.
• слушание музыки:
«Плясовая» р.н. м.
• пение:
«Ладушки» р. н.п.
• музыкально-ритмические движения:
упражнение: «Марш»
Е. Тиличеевой
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Игра с погремушками» р.н.м.
• развитие танцевально-игрового творчества:
Обыгрывание песни «Дождик»
муз. Карасева,
сл. Френкель
Материал:
- кукла Танюша,
- погремушки
- бубен
Подвижные игры:
«Кот и мыши»,
«Лиса и зайцы»,
«Две тетери» русская народная игра
«Прятки» русская народная игра
Музыкально-дидактические игры:
«Веселые ладошки»,
«Дождик»,
«Чей домик?»,
«Узнай по тембру»,
Пальчиковая игра: «Этот пальчик – дедушка...»
Ритмическая игра: «Эхо»
Дыхательное упражнение «Аромат»
Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкально-художественной деятельности детей.
октябрь Тема: «Осенний вернисаж» (Урожай)
Программные задачи:
- учит различать характер музыки и передавать его в движениях.
- подпевать в пении окончание музыкальных фраз, протягивать ударные слоги в словах «листочки летят» и т.д.
-учить детей навыкам драматизации.
- в танце двигаться по показу воспитателя, запоминать знакомые плясовые движения, заканчивать движения с окончанием музыки.
• слушание музыки:
«Осенняя»
М. Картушиной
• пение:
«Петушок» р. н. п.
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Погуляем» Т. Ломовой
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Погремушки»
• развитие танцевально-игрового творчества:
«Танец с листиками» укр. н. м.
Материал:
-осенние листочки, запись музыки на осеннюю тематику;
- игрушка Петушок;
-корзина с фруктами и овощами (муляж)
Подвижные игры:
«Кот и мыши»,
«Лиса и зайцы»,
«Зайка»
«Две тетери» русская народная игра
«Прятки» русская народная игра
Музыкально-дидактические игры:
«Дождик»
«Угадай, чей голосок»
«Узнай по тембру»
«Тихие и громкие звоночки»
Пальчиковая игра: «Строим дом..»
Ритмическая игра: «Эхо»
Дыхательное упражнение Собачка «нюхает» воздух
Консультация: «Культура поведения родителей и детей на празднике».
ноябрь Тема: «Это чудо-красота» (Краски осени)
Программные задачи:
-продолжать учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.
-петь в спокойном темпе, слаженно. Слушать музыкальное вступление.
-петь выразительно, передавая характер звучания.
-развивать ритм дыхания
-продолжать двигаться врассыпную легким бегом.
• слушание музыки:
«Заинька» русская народная песня в обр. В. Агафонникова
• пение:
«Дождик» р.н.п.
«Петушок» русская народная песня
.• музыкально-ритмические движения:
«Побежали наши ножки» русская народная попевка
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»
• развитие танцевально-игрового творчества:
М. Картушина танец «Озорные малыши»
Материал: ложки,
музыкально-дидактическая игра «Узнай по тембру»
кукла би-ба-бо Зайка
Подвижные игры:
«Лиса и зайцы»,
«Зайка»
«Поссорились и помирились»
«Прятки» русская народная игра
Музыкально-дидактические игры:
«Веселые ручки» «Угадай, чей голосок»
«Клубочек ниток»
«Тихие и громкие звоночки»
Пальчиковая игра: ««Кулачки».
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Обезьянки»
Дыхательное упражнение «Шарик»
Консультация для родителей «Каждый ребенок музыкален»
декабрь Тема: «Музыкальная гостиная» (Здравствуй, зимушка-зима)
Программные задачи:
-формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции. -воспитывать отзывчивость, желание доставлять радость от предстоящего праздника.
-учить петь естественным, светлым звуком, без напряжения и крика.
-передавать веселый, подвижный характер музыки, петь дружно, в подвижном темпе.
-учить детей ритмично ходить, правильно координируя движения рук и ног.
-продолжать развивать у детей чувство ритма.
-продолжать учить детей ходить по кругу, взявшись за руки, ритмично хлопать и кружиться на месте.
• слушание музыки:
«Песенка Петрушки»
Г. Фрида
• пение:
«Дед Мороз» А. Филиппенко, «Елочка» М. Красев
.• музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Ножками затопали» М. Раухвергера
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»
• развитие танцевально-игрового творчества:
.«Хоровод вокруг елки» А. Филиппенко
Материал:
игрушки Петрушка, Зайчик, Лисичка, Дед Мороз, искусственная елочка, мешок с подарками,
Музыкально-дидактическая игра
«Веселые ладошки»
«Солнышко и тучка» (грустно – весело)
Угадай-ка: ударные
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Обезьянки»
Дыхательная гимнастика:
«Лев рычит»
Подвижные игры:
«Игра в снежки»
«Зайка беленький сидит»
«Снег идёт»
Подготовка родителей к участию на празднике.
январь Тема: «В гостях у сказки» (Колядки)
Программные задачи:
- развивать интерес у детей к русской народной культуре;
- закрепить знания детей о культуре русского народа;
- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на русскую народную музыку;
- учить петь слаженно. Вместе начинать и заканчивать пение.
-продолжать знакомить с песенным фольклором
- рассказать о народном празднике Колядки.
- поддерживать и закреплять желание детей использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках.
• слушание музыки:
«Курочка» Н. Любарского
• пение:
.«Колыбельная» С. Разоренова, «Курочка» Н. Любарского
.• музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Ножками затопали» М. Раухвергера
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Дружные пары» эст н.м.
Материал:
фигурки настольного театра, костюм курочки, музыкальные инструменты, знакомые детям, яичко.
Музыкально-дидактическая игра
«Веселые ладошки»
«Где мои детки» (звуковысотность)
Птичка большая и маленькая
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Шинкуем морковь», «Змея»
Дыхательная гимнастика:
«Лев рычит»
Собачка «нюхает» воздух
справа, слева
Подвижные игры:
«Игра в снежки»
«Зайка беленький сидит»
«Снег идёт»
Рекомендации
по подбору музыкальных произведений для прослушивания дома танцевальной музыки, произведений по слушанию русской народной музыки с детьми
февраль Тема: «Об истоках русской народной культуры»
(Масленица)
Программные задачи:
- развивать интерес к обрядовым русским праздникам.
-обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
-вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• слушание музыки:
«Как у наших у ворот» русская народная песня
• пение:
«Пирожки» Филиппенко
.• музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Медведь» В. Ребикова, «Зайчики» К. Черни
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Погремушки»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Подружились» Вилькорейской
Материал:
ширма, игрушки: медвежонок, заяц, волк, лиса, бабка, дед, колобок
Музыкально-дидактическая игра
«Веселые ладошки»
Качели» (октава)
«Курочка и цыплята» (звуковысотность)
«Тихие и громкие звоночки» (динамика)
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Шинкуем морковь», «Змея»
Дыхательная гимнастика:
«Лев рычит»
Собачка «нюхает» воздух
справа, слева
Подвижные игры:
«Мой весёлый звонкий мяч»
«Солнышко и дождик»
«Самолёты»
Консультация «Народные праздники, гуляния, традиции»
март Тема: «Весна шагает по планете»
Программные задачи:
-создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра. -развивать речь, воображение, творческие способности.
-развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
-развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
-двигаться легко, ориентироваться в пространстве, заканчивать движение с музыкой.
• слушание музыки:
«Прогулка на автомобиле»
Н. Мяскова
• пение:
«Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой
.• музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Колокольчики»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Подружились» Вилькорейской
Материал:
колокольчик, картинки весны шапочка кота, автомобильный руль.
Музыкально-дидактическая игра: «Куда полетят птицы?»
Оркестр – «угадай-ка»: бубен, погремушка, колокольчик
«Колпачки» (тембровый слух)
Пальчиковая гимнастика «Колокольчик».
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Шинкуем морковь», «Змея»
Подвижная игра
«Кот и мыши»
«Пузырь»
«Поезд»
Памятка для родителей «Раннее выявление музыкальных способностей детей»
апрель Тема: « Если хочешь быть здоров»
Программные задачи:
-формировать навыки здорового образа жизни.
-вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению.
-расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
-познакомить с новым упражнением. Ритмично ходить и легко бегать врассыпную.
-слушать и подпевать новую песню. Повторить знакомую песню, передавать ее подвижный, веселый характер.
-различать долгие и короткие звуки в музыкально-дидактической игре.
-самостоятельно исполнять знакомый танец
• слушание музыки:
«Зайка», «Лошадка» Е. Вихаревой
• пение:
«Самолет» Е. Тиличеевой, «Бабушка-бабуленька»
Т. Назаровой
.• музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Колокольчики»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Подружились» Вилькорейской
Материал:
колокольчик, игрушка Хрюша, ширма, клубок, картинки к песням.
Дыхательная гимнастика
Собачка радуется, высунув язык
Музыкально-дидактическая игра: «Клубочек ниток»
«Ступеньки» (звуковысотный слух)
«Чей домик» (звуковысотность)
«Кто идет?» - ритм
Подвижная игра
«Воробушки и кот»
«Зайцы и волк»
«Догони меня»
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»
Пальчиковые игры:
«Капуста». Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей.
май Тема: «Волшебный мир природы»
Программные задачи:
-в игровой форме закреплять знакомый материал, создавать хорошее, радостное настроение.
-вызвать желание создавать различные образы, закреплять умение ориентироваться в пространстве, использовать элементы знакомых танцевальных движений в свободной пляске.
• слушание музыки:
Детский альбом Чайковского «Весна»
• пение:
Инсценирование песни «Жучок» Е. Вихаревой
.
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Зайчики» К.Черни
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»
• развитие танцевально-игрового творчества:
«Дружные пары» эст.н.м.
Материал:
ширма, куклы, персонажи сказки «Теремок»
Дыхательная гимнастика
Счет до 10 «от шепота до крика»
Музыкально-дидактическая игра:
«Курица и цыплята»
«Солнышко и тучка»
«Мишка и Мышка»
Подвижная игра «Куры в огороде»
«Птички в гнёздышках»
«Лошадки»
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»
Пальчиковые игры:
«Котик». Рекомендации для родителей по проведению летнего досуга
Перспективное планирование в старшей группе
Месяц НОД Другие виды деятельности Работа с родителями
сентябрь Тема: «Воронеж – город, в котором ты родился и растешь»
Программные задачи:
-закрепить знания детей о нашем городе.
-учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
-закреплять у детей навык определять характер музыки и передавать его в движении.
-продолжать развивать ощущение ритма.
-закреплять умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
• слушание музыки:
«Клоуны» р.н.м.
• пение:
«Лучше нет Земли родной» Т.Васильева.
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Цветы» Поле Мариа
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Наш край»
Д. Кабалевский
Материал: оборудование для видео презентации, костюмы, атрибуты для танцев (цветы, ложки, трещетки).
Дыхательная гимнастика
Собачка «нюхает» воздух
справа, слева
Музыкально-дидактическая игра:
«Петушок, цыплята»
«Солнышко и тучка»
«Качели» (звуковысотность)
«Тик – так»
Подвижная игра
«Мышеловка»
«Перелет птиц»
«Гори, гори ясно!»
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»
Пальчиковые игры:
«Горшок».
Эстафеты:
-«Собери солнышко»
- «Снайперы»
-«Белки»
Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкально-художественной деятельности детей.
октябрь Тема: «Осенний вернисаж» (Урожай)
Программные задачи:
-закрепить знание о том, от чего зависит наше здоровье;
-закреплять знания детей о фруктах и показывать форму (круглую), цвет, вкус.
-формировать и совершенствовать основные виды движений; активной двигательной деятельности;
-развивать у детей ощущение музыкальной фразы.
-учить детей различать и определять направление мелодии.
-учить детей четко произносить слова, запоминать текст. Петь эмоционально, с динамическими оттенками
• слушание музыки:
«Сладкая греза» Чайковского
• пение:
Распевание:
«Горошина» Карасевой , «К нам гости пришли» Александрова , «Хоровод с Осенью» Витлина,
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Шаг, бег» Надененко, «Шаг с притопом» р. н. м.
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
.«Листочки» Джойса
Материал: Корзинка с муляжами фруктов, фрукты, иллюстрации с эмоциями, главные герои сказки
Дыхательная гимнастика
Собачка «нюхает» воздух
вверху, внизу
Музыкально-дидактическая игра:
«Солнышко и тучка»
«Песня, танец, марш»
«Петух, курица, цыплята»
Подвижная игра
«Лягушки и цапля»
«Хитрая лиса»
«Перелет птиц»
«Гори, гори ясно!»
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»
Пальчиковые игры: «Горшок».
Создание наглядно – педагогической агитации для родителей. Папка – передвижка «Озвучивание стихов и картин»
ноябрь Тема: «Волшебный мир слов» (Краски осени)
Программные задачи:
-обобщить представление детей о признаках осени, закреплять знания об изменениях в осенней природе,
- вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений, чтении стихов
-учить детей сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать характер музыки.
- слышать в музыке осенние краски и передавать их в движении, пластике.
-развивать музыкальные способности, воспитывать эстетическое восприятие путем исполнения песен.
-воспринимать веселый, жизнерадостный характер песни, формировать доброе отношение друг к другу.
• слушание музыки:
:«Вальс» Кабалевского,«
• пение:
Распевание:
«Горошина» Карасевой , «К нам гости пришли» Александрова , «Хоровод с Осенью» Витлина,
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Шаг, бег» Надененко, «Шаг с притопом» р. н. м.
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
.«Листочки» Джойса
Материал: Осенние листья, иллюстрации с разной осенью, бубенцы, ложки, трещетки
1.
Музыкально-дидактическая игра
«Я начну, а ты продолжи»
«Песня, танец, марш»
«Качели» (ми 1– соль1)
«Узнай песенку по ритму
Подвижная игра
«Кот и мыши»
«Мышеловка»
«Ловишки из круга»
Дыхательная гимнастика
Собачка радуется, высунув язык
Пальчиковые игры:
«Бабочка»
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка», «Футбол»
«Змея» Работа над выразительным прочтением стихотворений на осеннем празднике.
декабрь Тема: «Музыкальная гостиная» (Здравствуй, зимушка-зима)
Программные задачи:
-развивать ловкость, координацию движений.
-закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами: восковыми мелками.
-узнавать пьесу, называть ее и композитора. Учить детей сопереживать, понимать средства музыкальной выразительности пьесы.
-добиваться четкого, ясного произношения слов.
-продолжать развивать ладовое чувство у детей, формировать первоначальные творческие проявления в самостоятельном поиске певческой интонации.
-узнать песню по мелодии, без слов.
-петь легко, весело, в подвижном темпе, передавать в пении динамику.
• слушание музыки:
«Вальс снежных хлопьев» Чайковского
• пение:
«Дед Мороз» Варламова, «Елочка-красавица» Левиной
«Новогодний хоровод» Морозовой
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Подбрось снежок и поймай», «Попади снежком в цель»
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Веселые дети» лит.н. м.
Материал: искусственная елочка, снежинки, ленты голубые, белые, игрушка Мишка, фигурки мишки, лисички, зайчика, снежки, колокольчик.
Музыкально-дидактическая игра
«Песня, танец, марш»
«Качели» (ми 1– соль1)
«Узнай песенку по ритму»
Подвижная игра
«Два мороза»
«Прыгни - присядь!»
«Угадай и догони».
Дыхательная гимнастика
Собачка радуется, высунув язык
Пальчиковые игры:
«Бабочка»
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка», «Футбол»
«Змея» Помощь родителей в подготовке Новогоднего утренника
январь Тема: «В гостях у сказки» (Колядки)
Программные задачи:
-развивать творческие способности детей, воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.
-работа с детьми по формированию певческих навыков.
-исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
-использование пения в сочетании с хореографическими движениями.
-развивать познавательный интерес к русской народной культуре.
-развивать творческую инициативу и самостоятельность детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.
• слушание музыки:
«Вальс снежных хлопьев» Чайковского
• пение:
Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения. (Колядки)
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Катание на коньках»
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
«Снежные бабочки» Вальс Свиридова, «Зеленый танец» Полька Рахманинова
Хороводы
Материал:
музыкальные инструменты, костюмы.
Музыкально-дидактическая игра
«Солнышко и тучка»
«Выбери инструмент»
«Узнай песню по ритму»
Подвижная игра
«Два мороза»
«Прыгни - присядь!»
«Угадай и догони».
Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»
Пальчиковые игры:
«Котёнок».
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка», «Футбол»
«Змея» Создание наглядно – педагогической пропаганды. Папка – передвижка «Развитие музыкальных способностей ребенка посредством фольклора»
февраль Тема: «Об истоках русской народной культуры»
(Масленица)
Программные задачи:
-возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
-обогащать духовный мир детей.
-обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
-вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
-воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях
• слушание музыки:
«Вот уж зимушка проходит» рус.нар. мел,
• пение:
«Едет Масленица» рус. нар. мел.,
«А я по лугу» рус. нар. мел.,
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Шаг, бег» Надененко, «Шаг с притопом» р. н. м.
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
«Ой, бежит ручьем вода» рус.нар. мел, «масленичные»
Материал:
Масленица» - наряженная кукла из соломы.
Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.
«Солнце» на палке,
Музыкально-дидактическая игра
«Солнышко и тучка»
«Выбери инструмент»
«Узнай песню по ритму»
Подвижная игра
«Прыгни - присядь!»
«Угадай и догони».
«Горелки»
Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»
Пальчиковые игры:
«Котёнок».
Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»
Консультация «Народные праздники, гуляния, традиции»
март Тема; «Если хочешь быть здоров»
Программные задачи;
-закреплять представление детей о способах сохранения и укрепления здоровья средствами музыки.
-способствовать развитию коммуникативных навыков и возникновению чувства общности среди детей.
-побуждать к выразительному выполнению импровизационных и имитационных движений.
-создать атмосферу эмоционального комфорта.
-учить детей ходить неторопливым шагом, ступая мягко, без сильного движения рук.
-разучивать элемент русской пляски. Развивать четкость движения голеностопного сустава.
-учить детей свободно размещаться по всему залу, находить свою пару
• слушание музыки:
Сладкая грёза"
П.И.Чайковского
• пение:
«Гуси», «Настоящий друг» Савельева, «К нам гости пришли» Александрова
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Спокойный шаг» Ломовой, «Выставление ноги на пятку и носок» р. н. м.
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Русская пляска» р. н. м.
Материал:
ложки, трещётки, бубенцы
Музыкально-дидактическая игра «Веселый, грустный бубенчик»
Мячики, кегли, обручи
Музыкально-дидактическая игра «Веселый, грустный бубенчик»
«Три поросенка» (звуковысотность)
«Угадай-ка»
«Ритмическое эхо»
Подвижная игра
«Прыгни - присядь!»
«Угадай и догони».
«Горелки»
Дыхательная гимнастика
Счет «от шепота до крика» от 1 до 10
Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»
Выпуск информационных буклетов «Интересные сведения о музыке»
апрель Тема: «Весна шагает по планете»
Программные задачи:
-закреплять умение чисто интонировать мелодии, упражнять в точной передаче ритмического рисунка попевки, развивать умение импровизировать в определенном жанре музыки (полька), разнообразить движения.
-учить понимать шутку, прививать хорошие манеры.
-закреплять умение выполнять различные виды шага, ориентироваться в пространстве.
-передавать в движениях различный характер вариаций.
• слушание музыки:
Сладкая грёза"
П.И.Чайковского
• пение:
Попевка: «Здравствуй, здравствуй, Музыка», «Бай, качи» р. н. м., «Гуси-гусенята» Александрова.
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Иголка и нитка».
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Металофон»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Русская пляска» р. н. м.
Материал:
фланелеграф, картинки Царицы Музыки, гномики, , металлофон, игрушки.
Музыкально-дидактическая игра «Веселый, грустный бубенчик»
«Песня, танец, марш»
«Колокольчик» (большой и маленький)
Подвижная игра
«Бездомный заяц»
«Скакалки»
«Скворечники»
Дыхательная гимнастика
Счет «от шепота до крика» от 1 до 10
Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»
Оказания методической помощи родителям по созданию предметно – развивающей среды в семье
май Тема « Такие разные звуки»
Программные задачи:
-продолжить знакомство с «Детским альбомом» Чайковского.
-учить детей ориентироваться в пространстве
-создавать воображаемый образ, двигаться эмоционально в характере музыки
-в пении работать над чистотой интонирования мелодии, умением петь с музыкальным сопровождением и без него.
-поощрять активность и инициативу
• слушание музыки:
Слушание «Старинная французская песня», «Немецкая песенка» «Неаполитанская песенка» Чайковского.
• пение:
Инсценирование песни «Как у наших у ворот» р. н. м., «Про лягушек и комара» Филиппенко
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение «После дождя» венг.н.м.
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Металофон»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Хоровод «По малину в сад пойдем» Филиппенко
Материал:
Иллюстрации к сказке костюмы
Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики» (звуковысотность) «Угадай-ка» (все виды музыкальных инструментов)
Подвижная игра
«Эстафета с мячами»
«Ловля обезьян»
«Передай мяч»
Дыхательная гимнастика
Счет «от шепота до крика» от 1 до 10
Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»
Памятка для родителей «Раннее выявление музыкальных способностей ребенка»
Перспективное планирование в подготовительной группе
Месяц
НОД Другие виды деятельности Работа с родителями
сентябрь Тема: «Воронеж – город, в котором ты родился и растешь»
Программные задачи:
-закрепить знания детей о нашем городе.
-учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
-закреплять у детей навык определять характер музыки и передавать его в движении.
- продолжать развивать ощущение ритма.
-закреплять умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
• слушание музыки:
«Клоуны» р.н.м.
• пение:
«Лучше нет Земли родной» Т.Васильева.
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Цветы» Поле Мариа
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Наш край»
Д. Кабалевский
Материал: оборудование для видео презентации, костюмы, атрибуты для танцев (цветы, ложки, трещетки).
Музыкально-дидактическая игра
«Бубенчики»
«Угадай-ка» (звенящие)
«Ритмическое эхо»
Подвижная игра
«Эстафеты:
-«Собери солнышко»
- «Снайперы»
-«Белки»
Дыхательная гимнастика
Собачка «нюхает» воздух
справа, слева
Артикуляционная гимнастика:
«Болтушка»
«Ириска»
«Шинкуем морковь»
Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкально-художественной деятельности детей
октябрь Тема: «Праздники и важные события (Народная культура и традиция).
Программные задачи:
-работа с детьми по формированию певческих навыков.
-исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
-использование пения в сочетании с хореографическими движениями.
• слушание музыки:
«Клоуны» р.н.м.
• пение:
Р.н.п. «Пошла млада за водой» в сочетании с хореографическими движениями
• музыкально-ритмические движения:
Музыкальная композиция «Осеннее размышление»
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Балалаечников» р.н.п. «Коробейники» р.н.п.
«Ложкари» А.Осипов
• развитие танцевально-игрового творчества:
Хоровод «На горе то калина»
Танец «Кадриль»
Материал:
оборудование для видео презентации, костюмы, атрибуты для танцев (балалайки, ложки, коромысло, ведро, органза).
Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальная лестница»
«Солнышко – тучка»
«Угадай песню по 5 звукам»
Подвижная игра
Р.н.и.
«Тетёра»,
«Кострома»
«Мышеловка»
Дыхательная гимнастика
Собачка «нюхает» воздух
вверху, внизу
Артикуляционная гимнастика:
«Болтушка»
«Ириска»
«Веселые обезьянки»
Консультация на тему «Формирование музыкальной культуры ребенка»
ноябрь Тема: «Волшебный мир слов» (Краски осени)
Программные задачи:
-закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
-учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
-продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
-воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
-закреплять умение детей слышать поступенное движение мелодии сверху вниз. Выпевать долгие звуки в конце фраз, правильно передавать мелодию в поступенном движении вниз.
-учить детей выразительно передавать игровые образы.
• слушание музыки:
«Осень» Александрова, «Скворушка прощается»
Т. Попатенко
• пение:
«Листопад» Березняк, «Ах, какая осень» Роот
• музыкально-ритмические движения:
Музыкальная композиция «Осеннее размышление»
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки»
• развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Три медведя»
С Кузовков
Материал:
Ларчик с шапочками костюмы персонажей сказки, осенние листочки.
Видео презентация сказки «Как три медведя мед искали»
Музыкально-дидактическая игра
«Угадай на чем играю»
«Найди ноту»
«Ритмическое эхо»
Подвижная игра
Р.н.и.
«Тетёра»,
«Кострома»
«Перелет птиц»
«Перенеси овощи в ложке».
Дыхательная гимнастика
Собачка радуется, высунув язык
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»
Консультация «Внешний вид ребенка на музыкальных занятиях»
декабрь Тема: «Музыкальная гостиная»(Здравствуй, зимушка-зима)
Программные задачи:
-воспитывать у детей желание познавать прекрасное, чувствовать красоту зимней природы
-развивать творческое воображение, воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту.
-продолжать учить детей ходить бодро, энергично, в соответствии с характером музыки.
-закреплять умение детей передавать в движении характер музыки.
-отрабатывать умение детей играть в ансамбле
-передавать изящные, шутливые, задорные движения детей, соревноваться в быстроте и точности выполнения движений.
• слушание музыки:
«Зима» Вивальди,
«Январь» П.И.Чайковского
• пение:
«Новогодний карнавал»
В Смирнова
• музыкально-ритмические движения:
Музыкальная композиция «Волшебные снежинки»
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки»
• развитие танцевально-игрового творчества:
«Новогодняя кадриль» р.н.м.
Новогодний хоровод (по выбору детей)
Материал:
Белая органза, ложки, трещётки,
Видео презентация «Зимушка-зима»
Музыкально-дидактическая игра
«Угадай на чем играю»
«Бубенчики»
«Кто саамы внимательный»
«Заводные игрушки»
Подвижная игра
«Два мороза»
«Хитрая лиса»
«Заморожу»
Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»
Артикуляционная гимнастика:
«Футбол»
«Маляр»
«Змея»
Помощь родителей в украшении музыкального зала к новогодним утренникам. Подготовка карнавальных костюмов.
январь Тема: «В гостях у сказки» (Колядки)
Программные задачи:
-развивать творческие способности детей, воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.
-работа с детьми по формированию певческих навыков.
-исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
-использование пения в сочетании с хореографическими движениями.
-развивать познавательный интерес к русской народной культуре.
-развивать творческую инициативу и самостоятельность детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.
-экскурсия в комнату сказок.
• слушание музыки:
«Вальс снежных хлопьев» Чайковского
• пение:
Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения. (Колядки)
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Катание на коньках»
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
«Снежные бабочки» Вальс Свиридова, «Зеленый танец» Полька Рахманинова
Хороводы
Материал:
музыкальные инструменты, костюмы
Музыкально-дидактическая игра
«Я начну, а ты продолжи»
«Песня, танец, марш»
«Подбери картинку по настроению»
«Угадай-ка» (ударные)
Подвижная игра
«Свободное место»
«Хитрая лиса»
«Волк во рву»
«Бездомный заяц»
Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»
Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»
Подвижная игра
«Бездомный заяц»
Папка – передвижка «Развитие музыкальных способностей ребенка посредством фольклора»
февраль Тема: «Об истоках русской народной культуры»
(Масленица)
Программные задачи:
-возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
-обогащать духовный мир детей.
-обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
-вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
-воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
• слушание музыки:
«Вот уж зимушка проходит» рус.нар. мел,
• пение:
«Едет Масленица» рус. нар. мел.,
«А я по лугу» рус. нар. мел.,
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Шаг, бег» Надененко, «Шаг с притопом» р. н. м.
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
• развитие танцевально-игрового творчества:
«Ой, бежит ручьем вода» рус.нар. мел, «масленичные»
Материал:
Масленица» - наряженная кукла из соломы.
Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.
«Солнце» на палке,
Музыкально-дидактическая игра
«Кого встретил колобок?»
«Лесенка – чудесенка»
«Кто как идет»
Подвижная игра
«Совушка»
«Не попадись»
«Бездомный заяц»
«Скакалки»
Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»
Артикуляционная гимнастика:
«Ириска»
«Змея»
«Маляр»
Консультация «Народные праздники, гуляния, традиции»
март Тема: «Весна шагает по планете»
Программные задачи:
-обогащать и закреплять знания детей о времени года.
-воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающему миру, через слушание музыки, пение песен, танцевальной импровизации, оркестровки произведений, рассматривание репродукций о природе.
-учить детей двигаться змейкой, придумывая свой узор.
-самостоятельно передавать движениями ритма капель
-развивать умение выражать в движении характер песни
-развивать творческие способности детей: передавать характер танца, импровизируя движения в соответствии с музыкой.
• слушание музыки:
Оркестрование пьесы «Подснежник»
• пение:
Распевание «Ветер» р. н. п.,«Во поле береза стояла» р. н. п., «Журавель» р. н. п.
• музыкально-ритмические движения:
«Ходьба змейкой» Щербачева, «Дождик» Любарского
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»
• развитие танцевально-игрового творчества:
«Утушка луговая» р. н. п.
Материал: оборудование для видео презентации, инструменты для оркестровки песни, голубые шарфики
Музыкально-дидактическая игра
«Передай эту песенку по кругу»
«Веселый поезд»
«Громко-тихо»
«Угадай-ка» (звенящие)
Подвижная игра
«Скворечники»
«Пожарные на ученье»
«Ловля бабочек»
«Ты слети-ка, сизый голубочек»
Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»
Артикуляционная гимнастика:
«Ириска»
«Змея»
«Маляр»
Выпуск информационных буклетов «Интересные сведения о музыке»
апрель Тема: «Волшебный мир природы»
Программные задачи:
-уточнять и закреплять представление о времени года, о природе.
-развивать наглядно-образное мышление.
-вслушиваться в музыкальные звуки, определять их на слух.
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы..
-правильно передавать мелодию песни, точно передавать ритмический рисунок. Учить детей правильно брать дыхание, между музыкальными фразами.
-учить детей точно и ритмично выполнять движения польки.
• слушание музыки:
"Утро" Э.Грига.
• пение:
Попевка «Эхо» Андреевой, «Ветер» р. н. п.,
«Всем нужны друзья» Компанейца,
«Во поле береза» р. н. п.
• музыкально-ритмические движения:
«Ходьба различного характера» р. н. м.,
«Делай так, как я играю» р. н. м.. • игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»
• развитие танцевально-игрового творчества:
"Бабочки и жуки" Жилина
.«Задорный танец» Золотарева
Материал: Детские музыкальные инструменты: треугольник, маракасы, свистульки, кубики, металлофон, румбы, колокольчики, игрушки самоделки, деревья, пеньки, костюмы героев сказки.
Музыкально-дидактическая игра
«Ну-ка, повтори!»
«Музыкальный магазин»
«Ритмическое эхо»
«Лесенка»
Подвижная игра
«Скворечники»
«А мы просо сеяли»
«Эстафета с мячами»
«Ловля обезьян»
Дыхательная гимнастика
«Одуванчик»
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Футбол» Привлечение родителей к обновлению гардероба театральных костюмов
Консультация «Сказка в жизни ребенка»
май Тема: «Моя Родина» (праздник Победы)
Программные задачи:
-воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к родине.
-закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
-продолжить знакомства с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение.
-совершенствовать и проверять движения поскока. Развивать движения голеностопного сустава, учить детей правильно выполнять танцевальные движения в паре
-развивать слух и чувство ритма.
-закреплять умение детей одновременно начинать и заканчивать игру.
• слушание музыки:
«День победы»А.Пахмутова
• пение:
«Песня о мире» Филиппенко, «Прадедушка» Ермолова.
• музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Ой, лопнув обруч» укр. н. м., «Янка» бел.н.м.
• игра на детских музыкальных инструментах:
«Гармошка» Тиличеевой
• развитие танцевально-игрового творчества:
«Русская пляска» р. н. м
Танец «Вальс победы:
Материал: оборудование для видео презентации, инструменты для оркестровки, цветы.
Музыкально-дидактическая игра
«Вовремя вступай»
«Ну-ка, повтори!»
«Музыкальный магазин»
«Ритмическое эхо»
«Лесенка»
Подвижная игра
«Скворечники»
«А мы просо сеяли»
«Будь внимателен»
«Плетень»
Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Футбол»
«Будь внимателен»
Организация фотовыставки «Поем и пляшем на празднике нашем»
Фотоматериалы по празднику «День Победы»
Рекомендуем посмотреть:
Самообразование педагога ДОУ
Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду
Самообразование воспитателя по теме: Детское экспериментирование
Перспективный план по самообразованию воспитателя детского сада
Похожие статьи:
Профессиональное развитие педагогов ДОУ в условиях малого города