Программа кружка в ДОУ: В гостях у сказки
Основной формой работы в кружке «В гостях у сказки» является групповые занятия по расписанию. Работа кружка «В гостях у сказки» предназначена для детей старшей - подготовительной группы. Занятия в кружке планируются один раз в неделю, продолжительностью не более получаса (30 мин.). Время для проведения занятий театральной студии – пятница, вторая половина дня. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в кружке и только потом переходить к целенаправленному формированию театральных умений и навыков.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Задачи программы:
- Умение детей брать на себя роль, используя различные средства выразительности для передачи образа (интонация, жесты, мимика, походка, выразительные движения);
- Научить детей организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться;
- Побуждать интерес детей к театрально–игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения.
- Развивать эстетические способности детей.
- Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
- Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.
- Воспитывать любовь к театру и театральной деятельности.
Направление работы:
- Знакомство с русскими народными сказками, сказками народов мира.
- Самостоятельное исполнение ролей в сказках.
- Воспитание интереса, любви и потребности к народному творчеству.
Принципы:
- специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
- комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами детской деятельности;
- импровизационности, согласно которому, театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;
- интегративности, в соответствии, с которым целенаправленная работа по театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Основной формой работы в кружке «В гостях у сказки» является групповые занятия по расписанию. Работа кружка «В гостях у сказки» предназначена для детей старшей - подготовительной группы. Занятия в кружке планируются один раз в неделю, продолжительностью не более получаса (30 мин.). Время для проведения занятий театральной студии – пятница, вторая половина дня.
Формы работы:
- рассказы о театре;
- беседы-диалоги;
- слушание музыкальных сказок;
- знакомство со сказками;
- рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
- организация спектаклей;
- оформление фотоальбома о театральной деятельности.
Содержание работы:
Материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в кружке и только потом переходить к целенаправленному формированию театральных умений и навыков.
Для овладения основами театральной деятельности, рекомендую использовать на занятиях:
- настольный театр игрушек;
- фланелеграф;
- упражнения для развития речи (народный фольклор - потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки, чистоговорки, скороговорки);
- куклы би-ба-бо;
- создание собственных приемов игры в постановке сказок.
Структура программы:
Весь образовательный цикл делится на три ступени театрализованного мастерства:
1 ступень – восприятие художественного литературного произведения (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность).
Цель:
- способствовать обогащению познавательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения;
- проводить ознакомление с текстом, работать по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры).
- познакомить с видами театров (музыкальный, драматический, кукольный);
- формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.
2 ступень – развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Цель:
- закрепление материала, пройденного на 1 ступени;
- знакомство детей с русскими народными сказками, со сказками народов мира;
- активизировать познавательный интерес к театральным профессиям;
- познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор;
- воспитывать желание узнать новое.
3 ступень - проявление творчества ребенка в игровой и театрализованной деятельности Цель:
- развивать у детей умение пользоваться жестами;
- развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность;
- побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты)
- развивать умение детей переключаться с одного образа на другой;
- воспитывать желание помочь товарищу;
- воспитывать чувство уверенности в себе;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Ожидаемые результаты:
- раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
- развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии) .
- развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность) .
- умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
- овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Работа с родителями предполагает:
Проведение родительских собраний, индивидуальных консультаций.
Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, помогают в изготовлении атрибутов для спектаклей, утренников, шьют костюмы.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: показ театрализованных представлений, утренники, фольклорные праздники.
Скороговорки
Я во двор вола вела,
За рога вола вела,
В хлев вела вола,
А вол в огород меня увёл.
Варвара варенье варила,
Да не выварила.
Галка села на палку,
Палка ударила галку.
Грач с горяча осерчал на грача.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди, грибок!..
Дед Данила делил дыню –
Дольку Диме, дольку Дине.
У пруда растут две ели,
Мы ершей под елью ели.
Мы их еле-еле съели,
Съели – спать легли под ели.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Журавль жабе не жених.
Жутко жуку жить на суку.
Заяц Егорка свалился в озёрко.
Бегите к озёрку – спасайте Егорку!
Ики, ики, ики, ики –
Крики, крики, крики, крики!
Икли, икли, икли, икли –
Это журавли, это журавли!...
Йог, йог, йог, йог,
На гвоздях проспал денёк –
От затылочка до пяток
Ни царапинок, ни ранок.
Бери круглый рублик,
Купи круглый бублик.
Кашевар кашу варил, подваривал, да недоваривал.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Король – орёл, орёл – король.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
Заборчик
- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
Лопаточка
- Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Часики
- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
Качели
- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.
А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.
Змейка
- Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
Осторожно народ:
Змея в пещере живёт.
Кто её не хвалит,
Того она ужалит.
Чашечка
- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Вкусное варенье
- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
Трубочка-желобок
- Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
Ну-ка делай, дружок!
Язычок в желобок.
Щёки ты не надувай,
Губками прижимай!
Плавно воздух выпускается
Желобок не разрушается.
Горка
- Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!
Маляр
- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Лошадка
- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Грибок
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
Гармошка
- Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть.
Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.
Пароход
- Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы
Болтушка – индюк
- Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
По двору индюк ходил
Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил.
Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я,
Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!
Дыхательная гимнастика
«Задуй свечку».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.
«Полное дыхание».
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.
«Ёжик».
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
«Ушки».
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.
«Качалка».
И. п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.
«Ёлочка растёт»
.И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.
«Зайчик».
И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.
«Как гуси шипят».
И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш...». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.
«Прижми колени».
И. п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.
«Гребцы».
И. п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.
«Скрещивание рук внизу».
И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.
«Достань пол».
И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.
«Постучи кулачками».
И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук». Повторить в среднем темпе 2-3 раза.
«Прыжки».
Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.
«Погрейся».
И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.
«Конькобежец».
И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.
«Заблудился».
И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.
«Снежный ком».
И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.
«Снеговик веселится».
И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.
«Вырасти большим».
И. п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.
Народный фольклор
Русские народные частушки, потешки, небылицы
Народные частушки, веселые песенки, потешки и прибаутки развивают детей, знакомят их с музыкальностью русского языка.
Потешки-небылицы
Ату-ту-ту-ту,
Заиграю во трубу,
Труба липовая,
Кольца медяные.
Через кошкин дом
Валит дым столбом. ,
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом.
По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть
Как бы верёвку сорвать.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
- Заяц белый,
- Куда бегал?
- В лес-дуброву.
- Что там делал?
- Кору драл.
- Куда клал?
- Под колоду убирал.
Стуки-стуки, глянь в ворота:
Верно, в гости едет кто-то:
Едет целая семья,
Впереди идет свинья.
Гусли гусь настроил,
А петух с трубою.
Кот и песик удивились –
Даже помирились.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек –
Спрятался!
Считалочки
Шла изба по мостику
И махнула хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит – выйди вон!
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
«Тили – тели», -
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
- Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты
Частушки детям
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Мы с товарищем плясали
Сапоги резиновы
На нас публика смотрела,
Все-то рты разинули.
От подружек-хохотушек
Столько шума-звона,
Как от сотни погремушек,
Даже от миллиона!
Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И – давай плясака!
Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!
Дополнительные атрибуты, материалы для театрализованных представлений
- музей русского быта - «Комната сказок»
- аудио, видео аппаратура
- диски с записями музыки, песен, танцев
- видеокассеты со сказками
- костюмы сказочных героев
- музыкальные инструменты
- атрибуты для игр, хороводов, плясок
- взрослые костюмы
Работа с родителями
Семинары для родителей
«Сказка – это волшебство»
Содержание Сроки
Тема: «Сказка в жизни ребенка»
- введение в тему, общие сведения
- беседа с родителями о пользе чтения художественной литературы
- предложить материал для заучивания потещек, стихов
- показ наглядного материала в помощь пошива костюмов для постановки спектаклей.
- опрос родителей «Что значит творческий ребенок?»
ноябрь
Тема: «Театральные игры, спектакли»
- «Театральная деятельность – как средство выразительности речи»;
- рекомендации по использованию чистоговорок, скороговорок в развитии речи ребенка
- опрос родителей на тему «Что развивает в себе творческий ребенок?»
февраль
Тема: «Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки.
- совместный анализ работы муз. руководителя и родителей по приобщению детей к театральной деятельности
- отчет музыкального руководителя о результатах проведенной работы в форме доклада (презентации)
- Совместное участие родителей и детей в выставке рисунков по теме «В гостях у сказки»
май
Приложение
Сценарии к спектаклям
Список методической литературы
1. Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду». Москва, 2009 г.
2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина// Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 61-68.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. : 2007
4. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С. 47- 49.
5. Васильева М.А. «Воспитание и обучение в детском саду», Москва, 2007 г.
6. Долбишева А.Ю. «Праздники в детском саду (сценарии, игры, аттракционы)». Ярославль, Академия развития». 1998 г.
7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. 216 с.
8. Князева О. А, Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской-народной культуры: программа. - СПб. : Детство-Пресс, 2002.-304с.
9. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
10. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие ребенка». Москва, 1988 г.
11. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду». Москва, 2009 г.
12. Новоселова Л.С. «Игра дошкольника». Москва, 1989 г.
13. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
14. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
15. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль, 1997 г.
16. Соболева А. В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А. В. Соболева. М. : ГНОМ и Д, 2000. 96 c
17. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Театр - творчество - дети. М., 1995.
18. Честнова Н.Ю. «Настольная книга для детского сада». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.
19. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». Москва, 2007 г.
Рекомендуем посмотреть:
Программа кружка в детском саду для детей 6-7 лет
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей 3-6 лет
Рабочая программа кружка в старшей группе "Моя Хакасия"
Программа кружка в старшей группе детского сада "Умные игры в добрых сказках"