Рабочая программа кружка в ДОУ "Моя Хакасия"
Автор: Судочакова Надежда Валериевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана "Центр развития ребёнка - детский сад "Чайка".
Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений, родителям, студентам педагогических факультетов.
Пояснительная записка.
Любой народ по – своему велик,
Бесценен вклад его в наследство вековое.
Так сбережём свою культуру и родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, в существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание утверждать, что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в дошкольном учреждении и дома.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём, отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырёх лет, когда они узнают о многонациональном население нашей планеты. Причём у старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональных коллективах, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, выучить язык, на котором они говорят.
На своём кружке использую разные формы работы с детьми:
• лепка
• аппликация
• конструирование
• рисование
• сказки
• пословицы
• игры
Цель кружка: Формирование у дошкольников интерес к культуре и к традициям хакасского народа, формирование знаний о хакасских праздниках, о народном фольклоре, играх.
Задачи:
Обучающие:
• Закреплять и расширять знания, полученные на ОД, изобразительного искусства, математики, чтение художественной литературы, музыки и т.д. и способствовать их систематизации;
• Обучать разным приёмам лепки, конструирования. Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.
• Приобретение навыков исследовательской деятельности.
Развивающие:
• Развитие творческих способностей, духовной культуры,
• Обогащать сенсорный опыт детей,
• Развивать память, мышление с помощью хакасского фольклора.
• Пробуждать любознательность в области народно – прикладного творчества.
Воспитывающие:
• Воспитывать любовь к своей малой родине, к традициям и культуре хакасского народа.
• Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Принципы:
• от простого к сложному;
• связь знаний, умений с жизнью, с практикой;
• научности;
• доступность.
• системности знаний;
• воспитывающая и развивающая направленность;
• всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
• активность и самостоятельность;
• учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
Формы организации деятельности дошкольников:
• Индивидуальная.
• Работа в парах.
• Групповая.
• Коллективная.
Методы:
• Словесные – беседа, диалог, рассказ;
• Наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, показ видеоматериалов
• Практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения;
• Игровые – конкурсы, викторины, праздники.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения в кружке дети должны получить знания:
• О традициях и культуре хакасского народа;
• О видах декоративно – прикладного искусства (лепка, роспись, аппликация и т.п.)
• Хакасские песенки, пословицы, поговорки, игры, праздники.
Содержание кружковой деятельности
Программа рассчитана на 1 год (1 раз в неделю), возраст детей 5-6 лет
Построена по «восходящей спирали», », от простого к сложному, а также периодическое возвращение к определённым приёмам на более высоком и сложном уровне. Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление поделок, обыгривание игр, разучивание поговорок, пословиц, песенок.
Программа предполагает работу с детьми в форме совместной деятельности детей с педагогом. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед изготовлением игрушек, так и во время работы
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям дошкольного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
Предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций, сюжетно- ролевой игры.
Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. Коллективные работы способствуют объединению коллектива, приобретению коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы, доверия и открытости.
Деятельность проводится со всей группой. Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 20 -30 минут.
Программа предусматривает участие в конкурсах, выставках, изготовлении подарков, что является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Введение. Знакомство с особенностями хакасского орнамента
2. Изготовление элементов орнамента
3. Хакасская национальная одежда
4. Элементы национальной одежды
Октябрь
1. "Пого" – женское украшение
2. Знакомство с песней « Тадар Когенем
3. Подвижная игра «Кустiг абачахтар»
4. Пословицы, поговорки
Ноябрь
1. Хакасские орнаменты
2. Изготовление элементов орнамента
3. Сувенир «Пого» из цветного теста
4. Поделка «Подарок маме»
Декабрь
1. Сигедек (женская одежда)
2. Плат
3. Маймахтар (обувь)
4. Сыбычах (ёлочка)
Январь
3. Хакасские народные сказки
4. Инсценировка сказки «Мелей»
Февраль
1. Юрта – жилище хакасов
2. Конструирование юрты
3. Хакасские музыкальные инструменты
4. Аппликация «Чатхан»
Март
1. Хакасские композиторы
2. Знакомство с песней «Тыч-тач»
3. Народные праздники. Чыл пазы.
4. Настольная игра «Астрагалы»
Апрель
1. Хакасские национальные блюда
2. Пальчиковая игра «Талган хоор-хоор»
3. Талган
4. Хакасские народные обычаи
Май
1. Города нашей республики. Герб Абакана
2. Народные праздники «Тун пайрам»
3. Рисуем «Родной край»
4. Организация выставки работ для родителей
Итого: 12 часов
Рекомендуем посмотреть:
Программа кружка в детском саду для детей 6-7 лет
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей 3-6 лет
Программа кружка в ДОУ
План работы кружка по ИЗО в детском саду в старшей группе