Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эмоциональная готовность ребенка к школе

Консультация для педагогов: Эмоциональный компонент готовности ребенка к школе
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы, ведется активная работа по интеллектуальному развитию ребенка при подготовке к школе. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка при подготовке к школе не всегда уделяется достаточное внимание.
Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей – адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, плаксивость, страх к школьному обучению, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения ребенка в школе.
Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Но этого не достаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном обществе, не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни.
Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной компетентности. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.
В этой сфере педагог должен работать на перспективу, так как эмоциональная сфера личности ребенка обладает:
- интенсивностью проявления эмоций;
- непосредственность в проявлении эмоций;
- быстрой переключаемостью, сменой настроений;
- поверхностью эмоций.
Педагог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
- устойчивости чувств;
- глубины чувств;
- осознания причин появления тех или иных эмоций;
- проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
- эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии эмоциональной готовности может помочь:
- использование примеров из сказок, рассказов;
- упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию;
- постановка сказок детского театра;
- сочинение историй;
- рассматривание картин, рисунков, фотографий;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- этюды;
- использование элементов психогимнастики.
Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.

Рекомендуем посмотреть:

Как проверить готовность ребёнка к обучению в школе Консультация для родителей. Готовность ребёнка к школе Психологическая готовность ребёнка к школе

Похожие статьи:

Социально - личностная готовность ребенка к школе

Консультация для родителей ДОУ на тему: Новый год | Стихи для детей про эмоции и чувства
Опубликовано: 3161 день назад (28 марта 2016)
Просмотров: 8228
+2
Голосов: 2
Валентина Игоревна Клименко # 28 марта 2016 в 10:52 0
Здравствуйте, Ольга Викторовна! Познакомилась с Вашей консультацией для педагогов "Эмоциональный компонент готовности ребенка к школе". Очень хороший материал! Такую консультацию можно провести с родителями дошкольников. Спасибо! Примите голос!
Ольга Викторовна Погорелова # 28 марта 2016 в 18:56 0
Валентина Игоревна, спасибо за Ваш отзыв и голос!!!
Ольга Дмитриевна Джаврук # 28 марта 2016 в 17:48 0
Нужный материал, спасибо. Пригодиться в работе с родителями. Часто на эмоциональную готовность родители не обращают внимание, для них важнее интеллектуальная готовность, хотя эмоциональный компонент не менее важен.
Ольга Викторовна Погорелова # 28 марта 2016 в 19:06 0
Ольга Дмитриевна, спасибо за отзыв. Согласна с Вами, что сейчас для родителей важнее интеллектуальная готовность, поэтому большое внимание, в своей работе, уделяю коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Надежда Леонидовна Бушмакина # 30 марта 2016 в 19:10 0
Согласна.По-моему эмоциональная готовность -самая главная.в моей практике были случаи интел. готовности, но эмоц. не готовы: отставали от сверстников