Конкурсы

Социально - личностная готовность ребенка к школе

Социально-личностная готовность старшего дошкольника к школьному обучению

Что такое социально-личностная готовность ребенка к школе

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающему и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе определяется по желанию или нежеланию ребенка выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Об отношении к учителю и учебной деятельности можно судить по восприятию ребенком различных ситуаций урока, умению воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, ведут себя на занятиях адекватно.

Ситуация 1. Петя, ученик 1-го класса, получил неудовлетворительную оценку и спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая?!» У Пети возникает чувство обиды, мысль о том, что учитель к нему несправедлив, придирается. Почему возникла такая ситуация?

Вывод. Подобные ситуации возникают в том случае, когда учитель не разъяснил ученику, что отметки ставятся за результат его деятельности, а не за усилия, которые он затратил на выполнение задания. Именно здесь уже заложена причина нарушения отношений учителя с учеником. Возможен конфликт.

Ситуация 2. Проводилось исследование отношения учеников к школе. Первый замер проводился за две недели до поступления в школу, а второй — после двух месяцев обучения. Результаты показали, что отношение учащихся к школе ухудшилось. Но ухудшилось по-разному, в зависимости от стиля деятельности учителя — в большей мере у учителей авторитарного стиля. Какой вывод может быть сделан на основе результатов данного исследования?

Вывод. Ухудшение отношения к школе связано не столько с трудностями школьной жизни и учебы, сколько с особенностями общения учителя с учениками. Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем, и со сверстниками.

Отношение к сверстникам будут складываться успешно, если у ребенка развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать с товарищами, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Для ребенка очень важно уметь быть членом детского общества и действовать совместно с другими детьми.

Ситуация 3. Родители 6-летнего Саши постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У мальчика сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Попробуйте сделать прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.

Прогноз. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), будет воспринято им как недоброжелательность, несправедливость, и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе, своим способностям, своей деятельности, ее результатам. Хорошо, если ребенок имеет адекватную самооценку. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т. д. Правильная оценка ребенком себя, своего поведения, своих способностей, своей деятельности, ее результатов обеспечит ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Ситуация 4. Маша, ученица 1-го класса, однажды пожаловалась бабушке на свою учительницу: «Светлана Ивановна не разрешает, чтобы мой Миша (любимая игрушка-медвежонок) лежал на парте. Говорит, чтобы я его в школу не брала. Но он тоже хочет учиться! Без него я в школу не пойду!»

Подумайте, готов ли ребенок к обучению в школе? Специальные исследования старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу.

Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе. Хотел бы он идти в школу? Чем его школа привлекает или огорчает?

Почему так важно беседовать с ребенком о школе?

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение — стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе. Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создать у ребенка положительную установку на учебу в школе.

Ситуация 5. Первоклассник Слава не любит уроки по математике и русскому языку, а на уроки физкультуры, музыки, изодеятельности готов ходить каждый день, поясняя: «Там ничего писать и учить не надо». Анализируя данную ситуацию, важно знать, как ребенок готов к принятию новой социальной позиции — положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника.

Выясните, как ребенок относится: а) к школе; б) к учебной деятельности; в) к учителям; г) к самому себе. Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа: «Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу?»

Ребенка могут привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть, желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью — учением. Например, желанием писать, читать, считать, решать задачи. Быть школьником — это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и сама учеба воспринимается ребенком как ответственное дело.

После того как получены результаты беседы с ребенком о школе и его рисунки на эту тему, предварительно проанализируйте причины того или иного отношения к школе. Затем обратите особое внимание на отношение ребенка к учебной деятельности. Что в ней привлекательно для него и что, напротив, непривлекательно? После этого проанализируйте результаты отношения ребенка к учителям, сверстникам и самому себе. Последние данные сопоставьте с предыдущими данными о школе и учебной деятельности. Сделайте общий вывод об отношении ребенка к школе и его новой социальной позиции школьника.

Ситуация 6. Мама 6-летнего Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу. С чем связано такое рассогласование? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять?

Вывод. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка. Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе «по-детски», учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Ситуация 7. Мама 6-летнего Коли просила посоветовать, что ей делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе. Сформулируйте основные рекомендации для родителей по подготовке положительного отношение ребенка к школе.

Решение. Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Все семейные мероприятия должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как его сознание, так и чувства. Здесь уместны совместное чтение художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Ситуация 8. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам: «В школе двойки будут ставить», «Играть будет некогда», «В школе программа трудная».

Решение. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе: «Даже двух слов сказать не можешь...», «Там тебе покажут!» Совет родителям: не запугивать ребенка школой! На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Задание 1

Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа:

— Хочешь ли ты идти в школу?

— Что в школе интересного?

— Чем бы ты занимался, если бы не ходил в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.

Задание 2

Проведите тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т. Д. Марцинковской). Стимульный материал: набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.

1. Если бы было две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая — только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты хотел бы учиться?

2. Если бы было две школы — одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты хотел бы учиться?

3. Если бы было две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сласти и игрушки, то в какой из них ты хотел бы учиться?

4. Если бы было две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты хотел бы учиться?

5. Если бы было две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой — нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил ее заменить другой учительницей или мамой, то кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год» — согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу» — согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: «Что тебе больше всего нравится в школе?» — что бы ты ответил ему?

Инструкция. Ребенку говорят: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше».

Проведение теста. Ребенку читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания ребенка.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный — 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше. Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, необходимо провести работу по формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.

Задание 3

Проведите тест «Лесенка» для исследования самооценки (по Т. Д. Марцинковской). Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. На рисунке нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку.

Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?»

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопросы о том, куда их поставят взрослые — родители, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступень. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако, если при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы. В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Готовя ребенка к школе, его следует учить:

— правилам общения;

— умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

— умению управлять своим поведением без агрессивности;

— умению быстро осваиваться в новой обстановке.

Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?

Чтобы ответить на эти вопросы, следует внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т. п.). Во время игры можно увидеть:

— следует ли ребенок правилам игры;

— как ребенок устанавливает контакты;

— считается ли с другими как с партнерами;

— умеет ли управлять своим поведением;

— требует ли уступки от партнеров;

— бросает ли игру при неудаче.

Одним из наиболее важных моментов в плане социально-личностного развития является кризис семи лет, который является закономерным в развитии детей (чередование стабильных и критических периодов). В период кризиса происходит скачкообразное изменение психики ребенка, развитие носит разрушительный характер, наблюдаются трудности в воспитании ребенка.

Выделяют семь признаков кризиса семи лет, в основе которых лежит потребность ребенка в социальном признании.

1. Негативизм — нежелание что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.

2. Упрямство — настаивание на своем не потому, что этого сильно хочется, а потому что он потребовал.

3. Строптивость — поведение ребенка направлено не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка взрослым.

4. Своеволие — стремление к самостоятельности, желание делать самому.

5. Протест-бунт — поведение в форме протеста (война против окружающего мира).

6. Обесценивание — проявляется к взрослым и вещам, которые прежде любил.

7. Деспотизм — стремление проявить власть над окружающими.

Оценка особенностей поведения ребенка 6 - 7 лет (анкета для родителей)

Родителям предлагается оценить степень выраженности поведения ребенка за последние полгода. Если данная особенность и появилась недавно — 2 балла, если данные особенности проявляются время от времени независимо от возраста — 1 балл, при их отсутствии — 0 баллов.

1. В последнее время (полгода—год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает с друзьями с другими ребятами.

4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.

5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в «школу».

6. Играм с малышами предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми.

7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.

8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.

9. Постоянно ссорится с родителями по любому поводу, даже незначительному.

10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Анализ результатов

0—5 баллов — для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее, может быть, он отстает в своем развитии от сверстников.

6—10 баллов — негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей ребенка или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса.

11—20 баллов — скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера.

Как справиться с кризисом семи лет?

1. Нужно помнить о том, что кризисы — это явление временное, они проходят, их нужно пережить как любые детские болезни.

2. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому надо подумать над тем, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

3. Измените свое отношение к ребенку, ведь он уже не маленький: внимательно отнеситесь к его мнению, суждениям, постарайтесь его понять.

4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга.

Почти все родители уверены, что главная цель в воспитании ребенка — показать, что он делает что-то не так. Путем нравоучений, назиданий, а иногда и наказаний родители пытаются добиться послушания ребенка, правильных поступков.

Но всегда ли эти воспитательные воздействия хороши? Нравится ли нам, взрослым, когда нас поучают и ругают? Будьте внимательны к своим ощущениям, и вы поймете, что не испытываете положительных эмоций, а иногда вам хочется сделать наоборот либо отказаться от взаимодействия с этим человеком вообще. Практически такие же чувства испытывает ребенок, но он находится на этапе становления личности, формирования самооценки. Поэтому постоянная негативная оценка его поступков и его самого понимается им как неизбежность и неисправимость ситуации. А родители продолжают сталкиваться все с новыми и новыми проблемами в воспитании.

Наиболее эффективным способом воспитательного воздействия все же является положительная оценка ребенка как личности.

Каждый взрослый человек должен усвоить ряд правил, которые необходимо соблюдать в общении с ребенком.

1. Демонстрация доброжелательного, понимающего отношения («Я знаю, ты очень старался», «Я знаю, что ты хотел сделать приятное», «Ты умный мальчик»),

2. Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или на нарушения норм поведения делаются «здесь и сейчас» через призму доброжелательности и учет прежних заслуг ребенка («Но сегодня выполнить хорошо задание у тебя не получилось», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Иру»).

3. Своевременный анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Послушай, что я просила сделать, а ты не доделал задание до конца», «Тебе показалось, что Ира толкнула тебя первая, но это она сделала не нарочно»).

4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («Ты сможешь выполнить это задание», «Я уверена, что ты не будет больше толкать девочек»),

А также, уважаемые родители, никогда не упускайте случая сказать ребенку о том, что вы его любите.

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.

Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ, то есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: «В школе-то как интересно!», «Отличником у нас будешь». Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также множество подобных ситуаций.

Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: «Давай старайся, в школе еще труднее будет», «Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать». Иногда образ школы используют как устрашение: «Вот учительница тебе двоек наставит!», «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут». Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее, они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения.

Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное — с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.

Когда со стороны родителей отсутствует реакция на поступки, усилия, слова детей, то малыши не могут сопоставить свое поведение с реакцией взрослых, а значит, понять, какое поведение одобряется, а какое — нет. Ребенок попадает в ситуацию неопределенности, и наиболее безвредный выход из нее — полная бездеятельность. Второй причиной возникновения «выученной беспомощности» является однообразие реакций взрослых на действия ребенка.

Однотипные реакции взрослых способствуют формированию беспомощности. Причем это касается как постоянно позитивных, так и постоянно негативных реакций. Воспитание детей с однотипно позитивными реакциями родителей так же опасно, как и неизменные наказания и недовольство. Опасность состоит именно в однотипности реакций взрослых на действия детей. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые реакции взрослых (безразличные, приятные, негативные), а в ответ на свои разные усилия (напряженные или минимальные) получает одинаковые оценки (вечное недовольство или необоснованные восторги), теряет ориентиры для управления собственной активностью.

Задание для взрослых

Представьте мысленно, что ваш ребенок приносит вам тетрадку со своими каракулями и спрашивает: «Тебе нравится?» Вы вглядываетесь в крючки и палочки. У вас меняется выражение лица, поза, и, каким-то образом жестикулируя, вы произносите слова. Обратите внимание на то, какие именно слова вы скажете малышу, на интонацию, темп речи, жесты, позу, выражение лица. Может, вы недовольно поджали губы и сквозь зубы процедили: «Ну что ж, неплохо» или, не взглянув на ребенка и его работу, привычно пробурчали: «Молодец, молодец»? Существуют ли у вас привычные реакции в подобных ситуациях?

Третья причина беспомощности может состоять в том, что между действиями детей и реакциями взрослых проходит так много времени, что ребенок не может связать реакции окружения со своими действиями. «Порка по пятницам, нотации по понедельникам» — это асинхронные реакции на действия. В таких случаях справедливая критика родителей перестает ассоциироваться в глазах детей с ошибками в домашнем задании, отказом мыть посуду или грубыми словами в адрес бабушки. Неодобрение взрослых воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с детским поведением и поэтому теряет всякую регулирующую роль.

Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми — на одинаковые. Простые и ясные принципы воспитания, позволяющие избежать беспомощности, выглядят следующим образом.

Правило «Общение — не роскошь». Общайтесь со своими детьми, говорите им о своих чувствах, ощущениях, мнениях.

Правило разнообразия. В ответ на разное поведение детей родителям следует вести себя по-разному. Вы можете злиться или радоваться, можете проявлять все многообразие своих чувств, важно только показать детям, к каким их действиям эти чувства относятся.

Правило своевременности. Промежуток времени между действием и реакцией должен быть минимальным. Реагируйте сразу вслед за действием. Особенно важно это в случае экстремального поведения, необычно плохого или необычно хорошего.

Правило случайности. Родители могут возразить против предыдущих правил. Действительно, невозможно комментировать любое действие ребенка. Да это и не нужно. Множество специально организованных исследований показали, что несистематические и случайные последствия действуют лучше, чем постоянные. Достаточно лишь время от времени проявлять свое отношение к действиям ребенка.

Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в той деятельности, которую сейчас осваивает. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как вселенская катастрофа, то и он примиряется с собственной никчемностью. Очень важно быть предельно внимательным к деятельности ребенка и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы.

Как прожить хотя бы один день без нервотрепки

«Как прожить хотя бы один день без нервотрепки, поучений, взаимных обид?» — часто спрашивают родители. Вот несколько советов.

1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не торопите, умение рассчитать время — ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

4. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри не балуйся!», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте — это не займет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор происходил без ребенка.

8. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны — завтра придется все начинать сначала.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15— 20 минут занятий необходимы 10—15-минутные «переменки».

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе», «Я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей — там вы найдете много полезного.

14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7—8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п.

Автор: Бeрeжнoвa O. В.

Рекомендуем посмотреть:

Психофизиологическая готовность ребенка к школе

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

Как подготовить ребёнка к обучению в школе

Произвольное поведение и его развитие в дошкольном возрасте

Факторы успешной адаптации ребенка к школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!