Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока в 4 классе по русскому языку. Неопределённая форма глагола

Ход урока.
1. Организационное начало урока.
Давайте будем
Дружить
Друг с другом,
Как птица - с небом,
Как травы - с лугом,
Как ветер - с морем,
Поля - с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Садитесь.
- Записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
- Начнем с минутки чистописания. Красиво, каллиграфически правильно и без ошибок спишите с доски высказывания И.А.Крылова:
Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.
-Найдите и подчеркните в этих предложениях глаголы.
3. Орфографическая минутка.
-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?
Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму) .
СВЕТИЛ
ТАЕТ
БЕГУТ
ДУЕТ
ЛЕТЕТЬ
ЦВЕЛИ
-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.
Прочитайте следующую запись: Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
-Что это? (загадка)
-Объясните значение этой загадки.
-Как вы считаете зачем нам нужны загадки?
-А сейчас я вам предлагаю посмотреть проект «Загадки» подготовленный учениками.

4. Введение в тему урока.
-А теперь вернемся к нашим словам. Обратите внимание на получившийся ряд слов.
-Назовите «лишнее» слово (Лететь).
-Что общего у оставшихся слов? (это глаголы) Докажите. (отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие предмета)
Определите время и число глаголов.
На доске опорные слова: слово, вопрос, часть речи, время, число.
- Светил - прош. вр, ед.ч
- Тает- наст. вр, ед.ч
- Бегут- наст. вр, мн.ч
- Дует- наст. вр, ед.ч
- Цвели- прош. вр, мн.ч
Давайте обобщим наши знания о глаголе.
5. Постановка проблемной ситуации.
-А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово лететь.
- Скажите, а сможем ли мы определить время и число?
- Почему возникло затруднение? ( Другая форма глагола).
Вспомните, а что мы повторяли, разбор каких слов уже делали сегодня?
А могут ли изменяться по родам и числам начальная форма глагола?
Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
6. Исследовательская работа
Какой частью речи является наше слово ЛЕТЕТЬ? (Глагол).
1) -Что мы уже знаем о глаголе? (самостоятельная часть речи, обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делать? что сделать?)
-Представим такую ситуацию: трёх художникам раздали карандаши. Вот что у них получилось.(показываю три картины).
-Как вы думаете, почему рисунки получились разные? (не было сказано, что нужно делать этими карандашами)
Опишите одну картинку, что он сделал? (Нарисовал пейзаж).
-Что сделал второй художник?(Начертил чертёж).
-Опишите третью картинку?(Написал письмо)
-Каково же значение глаголов в русском языке? (они указывают на действия предметов). По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 2 место( после существительных ).
2) Исследовательская работа с загадкой (Полный разбор глаголов).
На примере загадки В. Дмитриевой «Январь» провести исследование о свойстве глаголов изменяться по числам и лицам.
1) Определять глаголы;
2)Выяснить на какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе.
3) На какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе.
3) Умение работать с текстом;
4) Умение исследовать.
"Январь"
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
- Найдите и подчеркните глаголы. Задайте к ним вопрос.
Что делает? Щиплет
Что делает? Лезет
Что сделаешь? Брызнешь
Что сделает? Упадет
Что делает? Не летится
Что делает? Стынет
Что сделало? Повернуло
Что сделай? Скажи
-От этих глаголов образуйте неопределённую форму ?
- Как поменяются вопросы к этим глаголам?
- Какой вывод можно сделать.
- Сформулируйте правило об изменении глаголов в начальную форму.
7. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)
Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)
Солнце утром лишь проснётся (руки вверх.в стороны, вниз)
Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
8. Упражнение в подборе глаголов неопределённой формы, постановка вопроса к ним.
– Сейчас мы разгадаем кроссворд. Для этого вам требуется умение правильно ставить глагол в неопределённую форму и верно задавать к нему вопрос.

1. Обращаться с просьбой. (Просить.)
2. Прийти с опозданием. (Опоздать.)
3. Относиться бережно к чему-либо. (Беречь.)
4. Нести охрану. (Охранять.)
5. Нести службу. (Служить.)
6. Одержать победу. (Победить.)
7. Сделать маленьким. (Уменьшить.)
8. Сделать белым. (Побелить.)
9. Принять решение. (Решить.)
– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном вертикальном столбце. (Спряжение.)
– Что это такое? (Мы пока не знаем.)
9. Рефлексия. Итог урока. Оценки.
-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.
Понравился вам урок?
Научились ли вы чему- то новому?
Почему неопределённую форму глагола назвали именно так?(не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода)
Что нового вы узнали о глаголе? (изучили неопределенную форму глагола).
10. Домашнее задание:
Упражнение № 356.Прочитайте стихотворение. Запишите его. Найди и подчеркни глаголы в неопределённой форме.
Спасибо за урок!

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Конспект урока русского языка в 4 классе. Числительное Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите Конспект урока русского языка в 4 классе

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе

Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс

Опубликовано: 3203 дня назад (17 февраля 2016)
Просмотров: 4430
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!