Экологический проект в детском саду в средней группе на тему: Насекомые
Экологический проект "Путешествие в мир насекомых". Средняя группа
Аннотация проекта
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать. Мною был разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по насекомым, а также занятия с продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация) и развлечения. Эти материалы представлены в приложении к проекту. В основу работы с детьми положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, а только позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического воспитания, я решила разработать проект экологического воспитания дошкольников - познакомить с миром насекомых. Проект рассчитан на детей дошкольного возраста. Реализация проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.
Для ознакомления детей и освоения правильного отношения их с природой я разработала проект, рассчитанный на дошкольников 4-5 лет (средняя группа) месячный цикл обучения.
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.
Актуальность
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Исследования Н. Ф. Виноградовой, С. Н. Николаевой, А. М. Федотовой, В. Г. Грецовой убеждают в том, что дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. В нашем детском саду организована работа по формированию экологической культуры детей.
Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Большинство современных детей редко общается с природой.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой станице, деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие огромного мира насекомых.
Их мириады – на каждого человека, живущего на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых.
Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.
А для чего нам насекомые?
В нашей обыденной жизни, насекомые просто незаменимы. Около тридцати процентов культур, которые мы используем в производстве продуктов питания, опыляются пчёлами, причём по большей части дикими. Но опыление — лишь малая толика тех полезных дел, которые совершают насекомые.
Они участвуют в круговороте веществ в природе, очищая нашу землю от останков умерших растений и животных,. Благодаря их неустанной работе почва обогащается и высвобождаются, так необходимые для роста и жизни зелёных растений, питательные вещества.
Так кто же они - друзья или враги?
Никто не спорит, что некоторые виды насекомых уничтожают урожаи и являются переносчиками болезней. Но вредными, с точки зрения людей, считается не более 1-го процента всех живущих в мире насекомых, и то от многих из них мы страдаем по причине вмешательства в живую природу.
И всё же, несмотря на все недостатки, насекомые являются неотъемлемой часть мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.
Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в природе. Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность. Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. Задачи проекта:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях жизни.
- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.
- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
- Развивать познавательный интерес к насекомым.
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость Тип проекта:
• По доминирующему методу: познавательно-исследовательский
• По характеру содержанию: ребенок + семья + природа;
• По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
• По количеству участников: фронтальный, групповой;
• По продолжительности: краткосрочный Продолжительность проекта: 1 месяц. Участники проекта: дети 4 -5 лет, воспитатель, родители воспитанников, Предполагаемый результат:
- У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
- Научатся уверенно различать, и называть насекомых, и их характерные признаки.
- Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям.
- Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
- Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым, бережно относиться к ним и к природе.
– Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
– К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. Ресурсное обеспечение: Кадровый потенциал:
• Воспитатели
• Родители
• Дети Материально-техническая база:
- экологический центр в группе;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины;
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы насекомых,шапочки для подвижных игр. Методическое:
• теоретическая и методическая литература,
• периодическая печать,
• материалы по передовому педагогическому опыту. Информационное обслуживание проекта:
• Интернет-сайты;
• Выпуск фотоотчетов; Этапы реализации проекта.
1) Подготовительный этап: подбор иллюстративного материала, энциклопедических книг и художественных произведений. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных
игр по теме. Подбор музыкальных произведений. Изготовление настольных игр (разрезные картинки, раскраски). Разработка занятий и бесед о насекомых.
2) Основной этап: работа с детьми: проведение занятий по теме «Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке. Рассматривание и беседы по теме. Создание условий для изобразительной деятельности детей. Изготовление поделок и творческих работ.
Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного материала и энциклопедических книг вместе с детьми; организация выставки совместных работ «О многих шестиногих», консультация на тему: «Воспитание у детей любви к родной природе», изготовление фотоальбома о насекомых.
3) Заключительный этап: оформление совместной семейной творческой выставки: «О многих шестиногих», проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?», совместный творческий коллаж: « Удивительный мир насекомых».
Формы и методы реализации проекта:
• работа на занятиях;
• рисование на природе
• наблюдения, целевые прогулки;
• индивидуальная работа с детьми;
• рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
• чтение художественной литературы ;
• утренние беседы;
• работа в книжном уголке;
• тематические выставки;
• взаимодействие с семьей.
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
• знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
• разучивание стихов о насекомых кубанских поэтов «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым , « Антошка и комар» Любовь Мирошникова, пальчиковой гимнастики «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки», загадывание загадок;
• прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
• просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Продукт проектной деятельности:
Совместная семейная творческая выставка: «О многих шестиногих», проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?», совместный творческий коллаж: « Удивительный мир насекомых»,консультация для родителей.
Основные направления реализации проекта: № Этапы проекта Участники
1. Организационно-подготовительный этап
1. Беседа с детьми по теме: «Каких насекомых ты знаешь?» с целью выяснения представлений о насекомых и их особенностей. Воспитатель ,дети
2. -Изучение методической литературы.
-Подготовка оборудования и материалов, подбор музыки, подвижных игр, дидактических игр ,картин, фотографий , презентаций, оформление предметно-развивающей среды.
- Помощь родителей в заготовке иллюстративного материала и
энциклопедических книг для проекта.
Воспитатель,
родители
3 -Познакомить родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы Воспитатель,
родители
4. Консультации в родительский уголок:
-«Воспитание у детей любви к родной природе»,
- «Первая помощь при укусах насекомых». Воспитатель,
родители
2 Основной этап
1. 1. Чтение рассказов, стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта
- К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».
- В. Татарников «Зажжужала тут оса».
- П. Синявский «Страшная история».
- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
- Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».
- Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
- В. Митько «Я кузнечика ловил».
- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
- В. Бианки «Приключения муравьишки».
- К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
- В. Песков «Лечебница под сосной».
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик»,
«Майский жук»).
- В.Степанова «Стрекоза».
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
- Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
2. Загадки,пословицы,поговорки – по теме проекта.
Воспитатель , дети,родители
2. НОД
- Аппликация: «Божья коровка».
- Лепка : «Удивительный мир насекомых».
-Рисование:" Бабочки-красавицы"
- Раскраски: «Мухи», «Божьи коровки», «Кузнечики».
-Ознакомление с окружающим миром:"Чудо-бабочки","В гости к хозяйке луга"
-Развитие речи "Эти удивительные насекомые"
Воспитатель и дети
3. Беседы:
-«Какую пользу приносят людям пчелы?»,
-«Правила безопасности при встрече с насекомыми».
Воспитатель и дети
4. Дидактические игры:
«Отгадай насекомое»,
- «Собери цветок»,
- «Кто лишний?»,
- «Закончи предложение», и др.
Воспитатель и дети
5. Подвижные игры:
-«Медведь и пчелы».
- «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
- «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».
- «Горячо – холодно».
- «Паук».
- «Поймай комара»
Воспитатель и дети
6. Игры- драматизации:
-Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
- Драматизация отрывка из сказки: «Муха Цокотуха».
-Изготовление родителями атрибутов для игр.
Дети, родители, воспитатель
7. Пешеходные прогулки ,наблюдения за насекомыми Воспитатель, дети,родители
8. Создание в уголке природы макета для наблюдений «Мир насекомых» Воспитатель, дети,родители
9. Словесные игры:
-«Пчелки и ласточки»,
- «Медведь и пчелы»;
10. -Логоритмические упражнения: «Друзья помогли», «Насекомые над лугом».
11. -Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка» и др.
– Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».
3 Итоговый этап
1.
Оформление совместной семейной творческой выставки: «О многих шестиногих» Воспитатель, дети,родители
2. Викторина для детей: «Что мы знаем о насекомых?» Воспитатель, дети,родители
3. Совместный творческий коллаж:
« Удивительный мир насекомых». Воспитатель,дети
Анализ эффективности работы над проектом:
В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе, появилось желание получить больше информации о насекомых.
У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и детских поделках.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы над экологическим проектом: «Путешествие в мир насекомых» следует сделать вывод:
• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно-эстетическую.
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность,
развлечения и др.
ВЫВОД: экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт их деятельности гуманный характер.
Список литературы
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
5. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М: «Просвещение» 1985
6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320с.
7. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
8. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
9. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
Скачать Экологический проект "Путешествие в мир насекомых"