Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конструирование как вид творческо-продуктивной деятельности дошкольников

Конструирование как вид творческо-продуктивной деятельности дошкольников
Дошкольное детство – это возраст игры. В работах Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева игра рассматривается как деятельность творческая. Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Огромное значение в игре имеет импровизация, что и роднит ее с творчеством.

Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Для детей любое творчество сопряжено с исследованием. Ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замыслаи его исполнение.Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т.п.
Практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является только исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов(Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фаранонова и др.)

Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильных ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

У дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническомконструировании дети в основном отображаютреально существующиеобъекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональныепризнаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, отображают их структуру, выражаютсвое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Рассмотрим формы организации обучения детскому конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.

Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии.

Можно также предложить воспроизвести образец определенной конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися. Можно использовать задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора.

Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой заключается в следующем: детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от глаз ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.)

Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем – чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам – схемам.

В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» – простейшие чертежи – в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.

В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Таким образом, конструирование открывает большие возможности для формирования творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка – дошкольника.

Похожие записи:

Конспект НОД во 2 младшей группе "Конструирование по замыслу. Космический аппарат: луноход" Опыт работы воспитателя детского сада. Лего-конструирование в детском саду Консультация для педагогов детского сада. Проектная деятельности с детьми с ОВЗ Опыт работы учителя технологии. Наши успехи
Нравственное воспитание дошкольников | Как научить ребенка дружить?
Опубликовано: 11 дней назад (10 мая 2022)
Просмотров: 108
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Олег Владимирович Мамаев # 10 мая 2022 в 17:01 0
Да, конструирование это великое дело. Я вот тоже подобным занимаюсь. Создаю свою программу "Историческая мастерская - моделирование холодного оружия". Но она рассчитана на учащихся 5-6 классов. А для дошкольников самое главное - не спешить им вкладывать в ручонки электронные погремушки: телефоны, планшеты и пр. Сейчас матерями становятся девушки, рожденные в начале 21 века. Они сами телефоны из рук не выпускают и детей на них подсаживают. У меня где-то была коллекция интереснейших ссылок, присланная мне одним специалистом по изучению проблем молодежи и посвященная вопросам влияния на детей средств массовой культуры. Надо, наверное, ее найти и опубликовать на сайте...