Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста. Самообразование

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
Цель работы: изучить роль пальчиковой игры, как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
2) сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной;
3) подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;
4) установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;
5) повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она
доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.

Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру ребенку сам;
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый
проговаривает текст;
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,
который произносит текст;
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый
подсказывает и помогает.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком:
- Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.
- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,
сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
- Постепенно заменяйте упражнения новыми.
- Проводите занятия весело.
- Не принуждайте ребёнка

Виды пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:
1) Занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
2) Игра с крупой.
3) Игра с грецкими орехами.
4) Игра с карандашами
5) Игра с массажными мячиками.
6) Чудо – прищепки
7) Разрывание на мелкие кусочки, обрывание листа бумаги.
8) Собирание бусинок на нить.
9) Выкладывание мозаики.
10) Пальчиковый театр.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Детские пальчиковые игры про семью
Пальчиковая игра «Семья»
А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)
Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)
Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)
Два Антона (загибать средние пальцы)
Сидят дома,
Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)
Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)
«Моя семья»
Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)
Дома милая семья:
Папа, мама, я, сестричка,
Братик — мальчик-невеличка.

Пальчиковая игра «Моя семья»
(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)
Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

Пальчиковая игра «Пальцы гуляют»
(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)
Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.
Игры про домашние заботы и обязанности
Пальчиковая игра «Помогаю маме»
Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.
(Выполнять имитирующие движения по тексту)

Пальчиковая игра «Мамины помощники»
(Движения показывать в соответствии с текстом)
Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!
Игры про тело ребенка
Пальчиковая игра «Гармонь»
Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
- Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
- Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
- Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)
Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Пальчиковая игра «Лицо»
Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)
Игры для пробуждения ребенка
Пальчиковая игра «С добрым утром»
Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)
Вы проснулись?
Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)
Вы проснулись?
Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)
Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)
Игры о времени суток
Пальчиковая игра «Часы»
(Имитировать движения по тексту).
Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.
Игры про одежду и одевание
Пальчиковая игра «Обновка»
Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Пальчиковая игра «Обувь»
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.
Как у нашей кошки(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)
Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.
Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки,
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.
Разные детские пальчиковые игры
Пальчиковая игра «Комнатные растения»
Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!
«Мак»
На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками).

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальные пальчиковые игры для детей дошкольников Пальчиковые игры и упражнения для детей 5-7 лет Пальчиковые игры для развития речи детей раннего возраста Консультация педагогам детского сада. Пальчиковые игры для малышей

Похожие статьи:

Игры с пальчиками для детей 1-3 лет

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе детского сада. Сказка «Два жадных медвежонка» | Семья как среда воспитания личности ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 1049 дней назад (8 января 2022)
Просмотров: 3910
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Руфия Рушановна Назирова # 8 января 2022 в 11:35 0
Здравствуйте! Пальчиковые игры развивают мелкую моторику детей. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Поэтому ваш материал очень полезный.
Васильева Екатерина Геннадьевна # 10 января 2022 в 22:33 0
Здравствуйте! Упражнения пальчиковых игр это средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их взаимодействии.Запоминание материала с использованием "пальчиковой" гимнастики способствует развитию речи,мышления,воображения и его эмоциональную выразительность.