Словарь психолого-педагогических терминов
Пособие может быть полезно всем, кто интересуется вопросами воспитания и обучения подрастающего поколения.
А
Анкетирование — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов.
(1-197с.)
Апробация — установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.(1-197с)
Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - когнитивный процесс, в котором происходит вычленение из целостного предмета его отдельных свойств. Абстракция служит базой для процессов обобщения - и образования понятий - . Эмпирическому и теоретическому уровням мышления соответствуют формальная - и содержательная абстракции. (2-128с)
Анкета – методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе словесной коммуникации, форма заочного опроса. (3-115с)
Б
Базовое образование – общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. (3-115с)
Беседа – 1) метод психолого-педагогического исследования, основанный на получении информации в процессе словесной коммуникации; 2) вопросно-ответный метод обучения, применяемый учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. (3 -115с)
В
Воспитание – педагогический компонент социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а также взаимодействии самих воспитуемых друг с другом. В. – ведущее и определяющее начало социализации и приобщения личности к культуре.(3 -116с)
Воспитанность – мера сформированности социально и лично значимых качеств и свойств личности, характеризует результат воспитательного процесса. (3 -116с)
Валидность (англ. valid — пригодный) — характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу. (1- 197с)
Г
Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-то явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. (3- 117с)
Группа – некоторое число людей, социальная общность, выделяемая на основе общего признака (цели, характера деятельности, социальной, возрастной, классовой принадлежности и т. д.). (3- 117с)
Гипотеза — научно обоснованное, но неочевидное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения.(1-197с)
Д
Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам. Может быть социально одобряемым (одаренность, альтруизм, героизм и т. п.) и социально неодобряемым. Основные виды социально неодобряемого девиантного поведения – преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (употребление алкоголя и наркотиков, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.) (3- 117с)
Дедукция– одна из мыслительных операций – умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. Дедукция – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности.(4- 23с)
Диагностика психолого-педагогическая — процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов (1-197с)
З
Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) - звено, этап движения к пели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает студента к активной деятельности. (4-198с)
Замысел — идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога). (4-198с)
Зона ближайшего развития — уровень развития и подготовленности к деятельности, которой человек может овладеть и оказаться отзывчивы к внешней помощи. Понятие введено Л.С. Выготским. (4-198с)
И
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида; комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре (А. Анастази). В широком смысле слова И. включает все познавательные функции, в узком – только мышление. (3- 118с)
Интервью — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).(1-198с)
Интерпретация (лат. interpretatio) — истолкование, раскрытие смысла, совокупность операций по истолкованию, разъяснению смысла полученных результатов, объяснению причин и условий, их породивших.(1-199с)
Интуиция — способность к свернутым, логически не проработанным решениям, к верной ориентации в сложных ситуациях. Результат предшествующего опыта.(1-199с)
К
Комплексный педагогический эксперимент — систематическая исследовательская работа по проверке нововведений с точным фиксированием исходных и конечных результатов, варьированием фактов, влияющих на результат, намеренным созданием ситуаций развития.(1- 199с)
Концепция (лат. conceptio) — система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.(1-199с)
Конфликт – столкновение противоположно направленных и несовместимых друг с другом тенденций (целей, позиций, установок, мнений и т. п.) в сознании отдельного индивида, межличностном или межгрупповом взаимодействии, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями и противоборством. Характеризуется динамикой протекания. Может иметь позитивный (конструктивный) и негативный (деструктивный) эффект.(3- 119с)
Коррекция – устранение отклонений, приведение в нормальное состояние. В зависимости от содержания и характера используемых методов и средств воздействия различают социальную, педагогическую, медицинскую и психологическую коррекцию.(3-199с)
Л
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности и определяющих его систему социальных отношений.(3-119с)
Логика психолого-педагогического исследования — содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач.(1-199с)
М
Методология — наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.(1-199с)
Моделирование (фр. Modele — образец) — процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа. .(1-199с)
Мониторинг (лат. monitor— предостерегающий) — система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы. .(1-199с)
Мотивация – совокупность всех факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к жизненно необходимым целям, т. е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей.(3-119с)
Н
Наблюдение – целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.(3-119с)
Навык – действия, доведенные до автономного исполнения путем многократных упражнений (повторения). (3-119с)
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуации. (3-119с)
Новации педагогические — разработка таких прогрессивных образовательных систем, методик, технологий, образовательных программ, которые отвечают актуальным запросам общества и личности и которые в данном конкретном виде еще не были представлены.(1-199с)
О
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование и развитие человека.(3-119с)
Олигофрения – особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. .(3-119с)
Опрос — исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.(1-200с)
Оценивание — исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических
ситуаций и в проведении психолого-педагогического консилиума.
П
Передовой педагогический опыт — опыт, опирающийся на педагогические новации или инновации и позволяющий получать результаты, отвечающие современным требованиям и оптимальные для конкретных условий.(1-200с)
Проблема — конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ.(1-201с)
Проектирование педагогическое — разработка проектов развития образовательных систем или учреждений, создание любых образовательных программ, методик, технологий. (1-201с)
Р
Развитие — приобретение новых качеств, способ прогрессивного преобразования человека или системы.(1-201с)
Развитие личности — одна из ведущих целей образования, становление качеств личности на основе социализации и индивидуализации, на основе включения человека в активную деятельность и социальные отношения. (1-201с)
Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать свою деятельность, переосмысливать основания и обосновывать правильность своих действий. (1-201с)
С
Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Признаки системы: элементность строения в пределах от двух до бесконечности; взаимодействие элементов, наличие системообразующего фактора; иерархия связей, целостность, единство. Компоненты педагогической системы: педагогические цели, участники педагогического процесса, взаимодействие педагогов и учащихся, педагогические средства, управление педагогическими процессами.(3-120с)
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Оказывает как положительное (мобилизующее), так и отрицательное (дезорганизующее) воздействие на деятельность. (3-120с)
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности(3-120с)
Т
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод в психологии и педагогике, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, а также способностей и других качеств личности путем анализа способов выполнения испытуемыми ряда специальных заданий.(1-201с)
Темперамент – преимущественно природно обусловленные, динамические особенности поведения и психической деятельности личности, проявляющиеся в способах, а не в эффективности действий. Т. лучше всего обнаруживается в экстремальных ситуациях.(3-122с)
Тренинг – один из активных методов социально-психологического обучения. Строится на групповом взаимодействии, преследует цели развития отдельных сторон личности. (3-122с)
У
Убеждение – разностороннее воздействие на разум, волю и чувства человека с целью формирования у него желаемых качеств.(3-122с)
Ф
Функции образования – трансляция и распределение культуры в обществе; формирование установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов; образовательно-социальная селекция (возможность осуществить дифференцированный подход к обучающимся); воздействие образования на социальный процесс изменений.(3-122с)
Факт (лат. factum) — явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана. (1-201с)
Факторы риска в исследовании — возможные негативные изменения, нежелательные конфликты и затруднения, которые нужно стремиться предусмотреть заранее, чтобы либо их предупредить, либо своевременно компенсировать.(1-201с)
Формализация — такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования.(1-202с)
Ц
Цель в педагогическом исследовании — образ потребного (желаемого) будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства.(1-202с)
Цель – идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление о конечном результате деятельности; вероятностное представление о результате (не всегда совпадает с результатом). Педагогическая Ц. – прогнозируемый результат педагогической деятельности (изменения личностей учащихся). Выделяют различные виды Ц.: стратегические, тактические, групповые, индивидуальные.(3-123с)
Э
Эксперимент (лат. experimenlum — проба, опыт) — исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение психических процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений в поведении человека.(1-202с)
Эксперимент естественный — разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности и в рамках которого создается изучаемое явление. (1-202с)
Эксперимент лабораторный - разновидность исследовательского метода эксперимента, который проводится в специально оборудованных помещениях, что обеспечивает возможность управления условиями экспериментирования и получения точных данных. (1-202с)
Эксперимент формирующий — разновидность исследовательского метода эксперимента, который ориентирован на изучение динамики развития психологических свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности, что позволяет прогнозировать дальнейшее развитие
изучаемых свойств в условиях организации целенаправленного содержательного взаимодействия всех участников образовательного процесса. (1-202с)
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям субъекта, возникающее в данный момент и носящее ситуативный характер.(3-124с)
Я
Я-концепция – организованная когнитивная структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного Я. Выделяют пять функций данного явления: определение собственной идентичности; собственных интересов, симпатий и антипатий; своих целей и продвижения к успеху; системы отношения, в центре которой находится сам индивид; самооценивание.(3-124с)
Библиографический список
1. Загвязинский В. И., Атаханов Р.
Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. — М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2005. -208 с.
2. Шипилина, Л. А. Методология психолого-педагогических исследований : учебное пособие / Л.А. Шипилина. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. - 138 с.
3. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 176 с.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь
системы основных понятий. – М.: Либроком, 2013. – 208 с.
Рекомендуем посмотреть:
Учим словарные слова (машина, медведь, мороз, молоко)
Учим словарные слова (лисица, лопата, народ, одежда)
Учим словарные слова (платок, пальто, петух, посуда, пенал)
Библиотечный урок в 5 классе