Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Экологическое воспитание в ДОУ. Статья
Экологическое воспитание – воспитание нравственности, духовности, интеллекта
Автор: Прохасько Ольга Владимировна, старший воспитатель МБДОУ № 9 "Жар-птица", город Симферополь, Республика Крым.
Статья из опыта работы. Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности и интеллекта
Цель: формирование основ экологической культуры дошкольников.
Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.
Не зря 2013 год был объявлен в Российской Федерации Годом охраны окружающей среды.
Через основные нормативно-правовые документы красной нитью проходит формирование экологической культуры у дошкольников. Перечень этих документов вы видите на экране. (слайд 2)
Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды».
Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г.
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».
(слайд 3) В одном из пяти направлений развития и образования детей во ФГОС – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
А система мониторинга представлена в виде целевых ориентиров, в соответствии с которыми ребёнок должен проявлять любознательность, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…
Как мы видим, экологическое воспитание дошкольников прослеживается в интеграции с другими направлениями и не выделяется как самостоятельное. Поэтому данное направление в нашем детском саду мы выделили отдельно и включили в часть программы, планируемую участниками образовательных отношений. В своей работе мы используем программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», региональную программу Л.Г.Мухомориной «Крымский веночек», методические разработки Сакирдоновой Т.И., Сединкина А.Н. «Экологическое воспитание дошкольников в Крыму».
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, ведь дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Поскольку важнейшим условием успешной реализации экологического воспитания является создание среды, наши педагоги личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
(слайд 4) Наш педагогический коллектив разработал модель экологического центра (центр экспериментирования или поисково-исследовательской деятельности, уголок природы, календарь природы). В ходе этой работы, педагоги проявили творчество и фантазию. В каждой группе был создан свой нетрадиционный богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразным материалом для экспериментирования и опытнической деятельности (слайд 5). Здесь дети знакомятся с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, наблюдают и получают первые практические навыки.
Дети нашего сада имеют возможность побывать в Крымском лесу, познакомиться с животным миром Черного моря (слайд 6). Используя макет дерева в группе (слайд 7), – могут сами отразить происходящие изменения в природе. В одной из групп создан мини-музей «Наш Крым», в котором собрана коллекция поделок из ракушек (слайд 8). А дети группы с крымскотатарским языком обучения закрепляют названия животных и растений на своем родном языке, используя волшебное «Чудо-дерево» (слайд 9).
Эти неповторимые уголки природы не только создают уют и комфорт в группах, но и формируют знания о комнатных растениях, понимание о необходимости ухода за ними (слайд 10). В более старшем возрасте дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста растений, учатся дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые (слайд 11).
Закрепить полученные навыки ухода за растениями и умение пользоваться схемами помогает и созданный в детском саду мини-музей комнатных цветов (слайд 12) Здесь не только дети, но и их родители могут познакомиться с историей каждого растения: сколько ему лет, как попало в наш детский сад и как за ним ухаживать (слайд 13).
Для установления причин явлений, (слайд 14) связей и отношений между предметами и явлениями наши педагоги используют экспериментальную деятельность (слайд 15). Ведь любой опыт всегда строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младших и средних – используются отдельные поисковые действия (слайд 16). В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети учатся рассуждать, делать умозаключения. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.). Поисково-исследовательская деятельность формирует у детей познавательный интерес к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
(слайд 17) Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). (слайд 18) На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. (слайд 19). Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, (слайд 20) например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Есть у нас и небольшая полянка с лекарственными растениями: (слайд 21) мать и мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Очень радуют глаз цветущие растения на клумбах игровых участков (слайд 22). Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими (слайд 23). Здесь ребята стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалываютт, опрыскивают.
(слайд 24) Использование в работе яркого демонстрационного материала, ИКТ, восприятие произведений искусства, созданные профессионалами (картины, музыкальные и литературные произведения), знакомство с предметами народного промысла, — (слайд 25) позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей о природном окружении (слайд 26). Ведь природа неиссякаемый источник вдохновения людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. (слайд 27).
В детском саду созданы: картотека экологических игр Натальи Рыжовой, картотека деревьев, растущих на территории детского сада; подготовлены и пополняются мульти-медийные презентации для детей: «Природа», «Сад, огород», «Птицы», «Животные и их детеныши», «Ракушки», «Природные явления» и т.д.; собрана коллекция ракушек. Поскольку по требованиям СанПиН п. 6.11 – «Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается», (слайд 28) то понаблюдать за рыбками в аквариуме дети имеют возможность в методическом кабинете, (слайд 29) рассмотреть коллекцию ракушек в сухом бассейне. Также в кабинете подобран демонстрационный материал (картины, муляжи овощей, фруктов, грибов), методическая литература.
Мы тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Уже традиционными стали выставки совместных работ детей и их родителей: «Осень – чудная пора!» (слайд 30), «Зимушка-зима» (слайд 31). Творчество, воображение и фантазия, а также широкий выбор разного, очень доступного материала позволяют создавать рукотворные «шедевры». Экологические акции: «Чистый участок» (слайд 32), «Каждой пичужке по кормушке!» (слайд 33), «Елочка – колкая иголочка!» (слайды 34-35). Вот уже два года подряд мы наряжаем зеленую красавицу у входа в детский сад в стиле «Хенд мейд» - создаем свои игрушки и украшаем ее. А в группах и холле перед музыкальным залом изысканные елочки радуют глаз (слайд 36).
Понятно, что для более успешной работы по экологическому воспитанию необходимо совершенствовать развивающую среду, поэтому мы планируем:
• оформление тропы здоровья;
• реставрацию экологической тропы;
• пополнение библиотеки методической литературой и мульти-медийными презентациями по экологическому воспитанию;
• обогащение предметно-развивающей среды для проведения поисково-исследовательской деятельности в группах и на территории детского сада.
Свое выступление я хочу закончить словами:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Скачать Экологическое воспитание – воспитание нравственности, духовности, интеллекта
Презентация на тему: Экологическое воспитание – воспитание нравственности, духовности, интеллекта

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Игра - викторина «Счастливый случай» в подготовительной группе Огород на подоконнике в детском саду Конспект НОД в средней группе на тему «Цветочная поляна»

Похожие статьи:

Эко театр в детском саду

Опубликовано: 3014 дня назад (28 декабря 2015)
Просмотров: 2751
Рубрика: статьи
+2
Голосов: 2
Ирина Валентиновна Лапаева # 28 декабря 2015 в 19:52 0
Автором предложены интересные практические приемы.Спасибо за проделанную работу