Автор: Казанцева Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 38 «Черемушки» г. Междуреченск .
Введение
…Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума.
В.А. Сухомлинский
Сегодня во всем мире решаются и обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды: сохранение лесных ресурсов, влияние экологии на здоровье человека, изменение климата. Всемирная Организация Объединенных Наций проводит конференции, издает соглашения по охране окружающей среды. Одним словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии что-то делают во благо сохранения природы, загрязненной самим человеком.
Я тоже задала себе вопрос: «А что я сделала для экологии своего города, как его житель?». И я первый раз серьезно задумалась на эту тему, на ум приходило только уважительное отношение к улицам и газонам города, энергосбережение дома и на работе, использование экотоваров в повседневной жизни, частичный отказ от бытовой химии, но все эти меры не оставили у меня чувства удовлетворенности. Я поняла, что могу сделать гораздо больше, ведь я работаю воспитателем в детском саду.
Каждый день передо мной сидят мои «натуральные» дети с любопытными глазками, которым интересно все, что их окружает, они внимательно слушают и запоминают любую информацию переданную мной. Ведь очень важно в этом «нежном возрасте» не упустить момент и дать начало развитию адекватного взгляда на жизнь, как говорится «впитать с молоком матери» натуральную идеологию и мышление созидателя, а не разрушителя эко среды.
Экологическое воспитание только тогда будет успешным, когда оно станет определенным образом мысли и образом жизни для ребенка и его родителей.
Логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка, поэтому я считаю, что любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в условиях семьи и, конечно же, детского сада. Экологическое образование детей – процесс многогранный, в котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: интеллектуальная, нравственная, патриотическая, эстетическая, трудовая, физическая. Таким образом, в необходимости и полезности формирования основ экологического воспитания детей дошкольного возраста никто не сомневается.
Практически все современные комплексные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ использующихся в детских садах:
- «Мир природы и ребенок» П.Г. Саморуковой
- «Наш дом- природа» Н.А. Рыжовой
- «Паутинка» Ж.Л. Васякиной
- «Планета – наш дом» И.Т. Белавиной
- «Юный эколог» С.Н. Николаевой
Во всех представленных программах по экологии большое внимание уделяется организации экологизированной предметно-развивающей среды, которая выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей детей.
В нашем детском саду мы постарались создать целостное экопространство которое включает в себя, два условных базовых компонента - это интеграция различных областей воспитания и обучения дошкольников и экологизированная предметно-развивающая среда.
Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной только в том случае, если родители будут являться нашими активными помощниками и единомышленниками. Экологическое посвящение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Ведь нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а например, во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое – экологически не грамотное поведение взрослых.
При выборе форм работы с родителями мы решили, что нам следует отказаться от назиданий, основной упор мы сделали на совместную деятельность взрослых и детей направленную на экологизацию предметно-развивающей среды, поэтому наши родители стали непосредственными участниками любых экологических проектов реализуемых в детском саду.
При непосредственном участии родителей в холле нашего дошкольного учреждения создана экологическая гостиная, в которой представлены попугаи с разнообразной раскраской, прекрасно оснащенные современные аквариумы с различными декоративными рыбками. В каждом аквариуме создана своя уникальная среда обитания. Террариумы с гигантскими африканскими улитками, с черепахами и тритонами удивляют всех, кто проходит мимо. Это место в детском саду уникально, оно притягивает «как магнитом» не только детей, но и их родителей, которые с интересом наблюдают за всем происходящем, они внимательно прочитывают всю информацию об условиях содержания, среде обитания представленных животных, удивляются и радуются как дети всему новому, что узнают.
В коридоре и на лестничных маршах у нас расположена постоянно действующая выставка «Мир природы глазами детей». Экспозиции творческих работ выполненных совместно детьми и их родителями постоянно меняются в зависимости от времени года. Тематические выставки поделок из природного материала предваряют любой праздник в детском саду.
Гордостью нашего дошкольного учреждения является детская библиотека, в которой собрана обширная энциклопедическая и познавательная литература, детская художественная литература природоведческого содержания. Все это стало возможным благодаря родителям выпускников, которые вот уже на протяжении многих лет дарят детскому саду на память детские книги познавательного характера, и это стало у нас доброй традицией.
Идеей экологического воспитания пронизано все пространство детского сада, как внутри, так и снаружи. На большой территории участка есть, где развернуться выдумки и фантазии. Весь детский сад утопает в зелени красивых деревьев, кустарников и цветов. Каждой весной и осенью мы проводим работы по озеленению и благоустройству. В этих мероприятиях принимают участие сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители. Благодаря этому на территории детского сада были установлены вазы для композиций из цветов, завезена плодородная земля и организован огород, состоящей из трех полей на которых растут рожь, пшеница, овес и множеством грядок с разнообразными сельскохозяйственными культурами. Клумбы, расположенные по периметру нашего дошкольного учреждения заслуживают отдельного разговора, ими ходят любоваться все жители микрорайона, а все потому, что родители и их дети ежегодно высаживают «именные» розы и лилии. И мы точно знаем, что эту практику стали применять и в других детских садах нашего города.
О птицах в нашем дошкольном учреждении заботились всегда, но в последнее время эта работа переросла в масштабную экологическую акцию, которая начинается с осени, со сбора семян для подкормки птиц и продолжается на протяжении всего года. Родители с детьми изготавливают кормушки разных конфигураций, которые вывешиваются на участке детского сада, такие же кормушки по нашей просьбе они вывешивают у себя на балконе или во дворе своего дома. Весной дети встречают скворцов и других птиц, ведь наши родители для них уже смастерили скворечники. Дети имеют возможность наблюдать за птицами и проявлять о них заботу круглый год.
Наблюдая за «горящими» глазами детей пришла идея создать в группе свою небольшую экозону. И так у нас появился экотеатр «Мы сажали, мы играли!», организованный на основе «огорода на окне».
Казалось бы, ничего особенного, на «огородную» тему со знанием дела может порассуждать практически каждый россиянин. Наверное, не в одной стране мира, нет столько владельцев пусть крошечных, но собственных участков земли, на которых можно проявить свое творчество. Причем круглогодичный «овощной» сезон существует не только у дачников, но и у воспитателей многих детских садов. Зимой и ранней весной на окнах наших дошкольных учреждений вырастают замечательные помидоры и огурцы, весной начинается посадка рассады, ну а осенью все собирают долгожданный урожай. Но наш «огород на окне» особенный – это «театр» не только «полевых» действий, но и театр в прямом смысле этого слова. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями, позволяет экотеатр. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах театрализованной игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства, которые способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.
При организации театрализованных игр на окне за основу мы взяли классификацию игровых обучающих ситуаций, разработанную Николаевой С.Н.. Она утверждает, что игра, как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
- Она имеет короткий и не сложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам.
- Оснащена необходимыми игрушками, атрибутами. Для нее специально организуются пространство и предметная среда.
- В содержании игры заложены: дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.
- Игру проводит воспитатель: объясняет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом.
- Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями. Насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно выделить несколько видов игровых обучающих ситуаций, с помощью которых, успешно решаются различные программные задачи экологического воспитания детей:
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами.
Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков.
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
Данные ситуации, связанные с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, развивают воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В игровых обучающих ситуациях сказочные героя «выходят» за пределы сюжета произведения, действуя в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя. В нашей группе все началось с того, что для посадки растений мы стали использовать прозрачные контейнеры для того, что бы показать детям особенности почвы: на дне находятся мелкие камушки, затем следует слой песка, сверху размещается слой плодородной почвы. Такая действующая модель, с одной стороны, знакомит ребенка с особенностями строения почвы, похожей на слоеный пирог, с другой позволяет исследовать этапы роста различных культур.
Посаженные в такие емкости растения, например традиционный лук или чеснок, дает возможность наблюдать за ростом не только пера, но и корней, так же детям предоставляется уникальная возможность наблюдать за тем, как в процессе полива увлажняется почва. Разнообразие форм пластиковых контейнеров, позволило нам творчески подойти к их использованию, на окне появились не только контейнеры-грядки, но и бутылки-деревья, бутылки-пеньки.
Затем наш мини-огород стал частью макета сельского подворья, который мы дополнили поделками, сделанными руками детей с родителями из природного материала.
А после того, как мы внесли туда персонажей любимого всеми детьми мультсериала «Маша и медведь», наш огород стал не только местом для выращивания растений, он стал служить наглядным пособием для бесед, игр, в том числе театрализованных. К слову сказать, все в этом театре изготовлено из природных материалов собранных детьми и родителями, что порождает особую заботу и бережливость по отношению, как к растениям, так и к изготовленным декорациям и персонажам для театрализованных игр.
В нашем эко театре «Мы сажали, мы играли!» дети имеют возможность наблюдать не только за процессом роста растений, они могут их взять в руки, внимательно рассмотреть и потрогать, потому что все растения выступают в роли декораций к различным постановкам, или являются главными героями. Театрализованные игры «Картофельные гости», «Луковая роща», «Любопытные детки» позволяют развивать фантазию ребенка, делают обучение интересным и привлекательным.
В эко театре мы так же широко используем персонажей известных русских народных сказок, которые хорошо знакомы детям с раннего детства. Они учатся думать, чувствовать, действовать в образах персонажей. Средствами эко театра мы не только раскрываем личность ребенка, обеспечив ему возможность играть в сказку, мы раскрываем ребенку взаимосвязь человека и природы. Не уводя дошкольников от сказки но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, мы помогает приобрести реалистические представления об окружающем мире. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы, формирует у детей нравственное отношение к ней, происходит воспитание любви к природе, деятельной, а не отвлеченно-абстрактной
Березовая роща, огород, цветники, полынный холм, одуванчиковая полянка, эко театр – это островки любви ко всему живому. Хотелось бы, чтобы мнение В.А. Сухомлинского о том, что «Необходимо вводить малышам окружающий мир природы так, что бы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, что бы ребенок рос исследователем, что бы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов ориентиром для приобщения детей к миру природы.
Используя разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, мы хотим научить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать
Современный детский сад это лаборатория, где проходят апробацию новые педагогические технологии и проекты. Для воспитанников открываются различные сферы жизни, познание которых способствуют социализации детей. Мы понимаем, что не все нам удалось сделать, как хотелось бы , но работа начата, и ее продолжение нам сейчас представляется значительно яснее, поэтому мы уверены, что намеченное сможем решить.
1. Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
2. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 128 с. – (программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»0 (1).
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 240 с. (Программа развития).
4. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
5. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 с.
6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
7. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М.: «Мозаика-Синтез», 2004. – 112 с.
8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 128 с.
9. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.
10. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49
11. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз». 2001. – 432 с.
12. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил.
13. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164.
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Ауэр Анастасия Юрьевна # 15 января 2014 в 12:43 +1 | ||
|
Галина Константиновна Соснова # 1 марта 2014 в 09:43 +1 |