Час двигательного творчества как современная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МАДОУ "Росток" СПДС "Серебряное копытце", город Нижняя Салда.
Подари ребенку крылья,
и он научит тебя летать
В современном, стремительно развивающемся мире так важно направить все педагогические усилия на воспитание детей с самого раннего детства, как человека самостоятельного, творческого, умеющего действовать совместно с окружающими его людьми, умеющего выражать свои мысли и чувства, способного радоваться успехам других. Общество всецело заинтересовано в здоровом, активном и творческом человеке, проявляющем инициативу, находящегося постоянно в движении и поиске новых идей и способов их реализации.
Рис 1. Модель выпускника детского сада
Занимаясь с детьми в физкультурном зале не раз ловила себя на мысли, что дети здесь гости, что ждут чётких правил и действуют в определённых рамках. А как же сделать так, чтобы ребята подружились с физкультурой, чувствовали себя комфортно в зале, могли действовать со спортивным оборудованием, придумывать новые движения, варианты его использования, чтобы стремились помогать друг другу и поддерживать товарищей?
Каким бы насыщенным не было физкультурное занятие, ребята не хотят уходить из зала, а стремятся успеть ещё хоть немного поиграть, позаниматься с тем или иным оборудованием. Наблюдая за детками, вижу, что интерес они проявляют разный: кто-то больше тянется к играм и упражнениям, связанным с мячом, кому - то больше интересны обручи и скакалки. Как дать каждому ребёнку возможность выбрать интересный для него вид деятельности, но сделать так, чтобы и другие виды деятельности не были им проигнорированы?
Рис. 2. Современные виды физкультурно-оздоровительной работы в детском саду
При изучении методической литературы по данной теме, при перечитывании различных интернет-источников среди современных форм проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми более детально остановилась на такой форме работы как «Час двигательного творчества».
Главная задача этого вида занятия - вовлечение детей в двигательное творчество в самых разнообразных формах, которые сочетают движение, речь, игру, музыку. Дети получают определённую свободу в выборе спортивного инвентаря, способов действия с ним, сами регламентируют длительность выполнения тех или иных упражнений, работы с тем или иным снарядом. Звучит не совсем реально, правда?
Но на практике – это очень интересно и увлекательно получилось организовать.
Час двигательного творчества мы проводим в физкультурном зале один раз в неделю во второй половине дня. В летний период возможно проведение и на улице. Занятия могут проводиться как с подгруппой, так и с целой группой.
Форма занятия может быть различной, например, при входе в зал дети получают билет определённого цвета, цвет билета говорит о том, с какого гимнастического оборудования начинает ребёнок занятие. Зал разделён на сектора, в которых расположено определённое физкультурное оборудование: обручи – зелёный билет, скакалки- красны билет и т.д. В процессе занятия дети меняются билетами и соответственно меняют вид деятельности. Как показывает практика – договариваться очень сложно. На случай, когда договориться не получилось – на входе остаётся несколько запасных билетов, ребята могут положить свой и взять билет нужного цвета.
Нужно заметить, что мы с ребятами в начале занятия всегда проговариваем правила безопасного нахождения в зале и особенности использования того или иного оборудования. Например, если сегодня на занятии дети будут использовать скакалки, то следует обратить внимание ребят на безопасность выполнения данных упражнений: нельзя выполнять упражнение, стоя близко к другим детям, чтобы не ударить их скакалкой. В конце занятия каждый ребёнок сдаёт билетик педагогу и рассказывает ребятам, какой вид деятельности ему понравился больше всего, что нового он для себя сегодня открыл. Так же мы можем не только рассказать, но и показать, какое упражнение получилось сегодня более хорошо. В другой раз дети высказывают свои пожелания, чем бы им хотелось занятья в следующий раз. Это уже ценная информация для педагога. Желательно учитывать пожелания детей при составлении последующих часов двигательного творчества.
Так же час двигательного творчества может быть объединён определённой темой, сюжетом. Может быть построен по сценарию сказки или знакомому детям рассказу. Воспитатель и дети сотрудничают, взаимодействуют, придумывают, экспериментируют.
Особенно ценен «Час двигательного творчества» ещё тем, что дети имеют уникальную возможность самим придумывать новые движения, делиться ими с другими детьми, оценивать качество выполнения того или иного упражнения совместно с детьми. На практике мы с ребятами убедились, что творчеством заниматься гораздо сложнее, чем выполнять готовые упражнения. Ребята с удовольствием взялись за придумывание новых упражнений со знакомым спортивным оборудованием. Получалось не у всех, ребята копировали движения друг друга, старались, пробовали что-то своё, и в итоге у них действительно получилось придумать свои, новые движения! Получив результат, ребята с удовольствием делились новыми упражнениями с ребятами, объясняли, как правильно их выполнить, а затем вместе оценивали, что получилось лучше и качественнее, обсуждали, чьи упражнения им понравились больше.
Рис. 3. Структура занятия.
Час двигательного творчества имеет определённую структуру:
1 часть занятия:
Подготовительная.
Здесь важно заинтересовать ребят, настроить на выполнение заданий, обсудить правила их выполнения.
2 часть занятия:
Основная.
Дети выполняют комплекс упражнений, направленных на формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств детей.
3 часть занятия:
Заключительная.
Этой части занятия мы с ребятами подводим итоги, делимся впечатлениями и обсуждаем, чем бы хотели заняться в следующий раз.
Каждое занятие это новое для детей, увлекательное путешествие в мир физической культуры, навстречу движению.
Занятие может сопровождать музыкой. Например, ребятам очень понравилась такая организация занятия, когда смену видов деятельности регламентирует музыка. Если музыка сменилась – значит нужно выполнять следующее упражнение.
Детям очень нравится выполнять определённые задания, следуя плану, который, например, они получили от сказочного персонажа. Так же возможно использовать художественное слово, презентации.
В случае неблагоприятных погодных условий в зимнее время года нам с ребятами не раз на помощь приходил именно Час двигательного творчества. Дети получили возможность выплеснуть энергию, переключиться с интеллектуальной деятельности на двигательную.
Час двигательного творчества способствует активации самостоятельной двигательной активности детей. А движение – это жизнь!
Сделаем же движение увлекательным!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Физкультминутки во второй младшей группе. Картотека
Похожие статьи:
Физкультминутки для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека