Конспект занятия "Ветка рябины осенью". Подготовительная группа. Рисование и аппликация
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Осенняя рябина» для детей старшего дошкольного возраста с презентацией
Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце», город Нижняя Салда. Описание: Мы с ребятами очень любим ходить на экскурсии. Вот сегодня у нас прошла экскурсия по территории детского сада. Мы искали осенние изменения в природе и нас очень привлекла рябина. Мы даже не заметили тот момент, когда она поменяла свой наряд. Теперь она не зелёная, а ярко-жёлтая с красивыми красными бусами. Урожай ягод в том году отменный! Вот птичкам радость то! Придя в группу мы решили запечатлеть эту красоту на бумаге. Данный конспект поможет вам сделать такую же красивую осеннюю рябину вместе с нами. Присоединяйтесь, уважаемые воспитатели! Зовите к творчеству ваших ребят старшего дошкольного возраста.
Цель: Выполнение аппликации из цветной бумаги «Осенняя рябина» Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- упражнять в работе с ножницами;
- закрепить навык наклеивания мелких деталей;
- воспитывать усидчивость, аккуратность;
- развивать творческие способности детей. Материалы: Лист белого картона для основы работы размером 30 сантиметров на 20 сантиметров, квадратики из красной цветной бумаги (2 сантиметра сторона квадрата), прямоугольники ярко-жёлтого цвета (2 сантиметра ширина, 5 сантиметров длина прямоугольника), ножницы, клей-карандаш, фломастер коричневого цвета, мяч.
Ход работы
Воспитатель: Доброе утро ребята. Рада встрече с вами. Сегодня мы с вами займёмся творчеством. Присаживайтесь на ковёр, немного пообщаемся и поставим цель нашей будущей работы. У меня есть мячик. Маленький и красненький. Сейчас я вам буду кидать мяч и задавать вопрос. Вы отвечать мне на него и кидать мяч обратно. Поиграем? Ответы детей. Воспитатель: Вот и хорошо, что вы готовы к игре. Начинаем.
Игра «осень – чудесная пора»
Цель игры: Уточнить знания детей об осени. Оборудование: Мяч. Ход игры:
Дети сидят на полу в кругу. Воспитатель кидает мяч поочерёдно ребятам. Задаёт вопрос, ребёнок отвечает и возвращает мяч воспитателю.
Вопросы:
- Назови осенний месяц?
- Как понять, что наступила осень?
- Что происходит с деревьями осенью?
- Идут ли осенью дожди?
- Назови одну осеннюю примету?
- Как называют явления опадения листьев у деревьев?
- Что делает белочка осенью?
- Почему с деревьев опадают листья?
- Чем занимаются птицы осенью?
- Что собирают люди в огороде осенью?
- Под чем мы прячемся от дождя?
- Какая она – осень?
- Может ли осенью выпасть снег?
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Очень много знаете о таком чудесном времени года, как осень. Скажите, какое дерево очень яркое осенью благодаря своей листве и ягодам? Ответы детей.
Воспитатель: Соглашусь с вами. Это рябина. Посмотрите, какая она красивая осенью. Ягоды ярко-красные. Листья тоже очень красивые, резные, яркие.
Воспитатель: Зачем рябине столько ягод, ведь мы их с вами не едим. Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правильно говорите, эти ягоды очень любят птицы. Они их очень спасают с приходом осенних и зимних холодов. Это птичья столовая.
Воспитатель: Скажите, ребята, пожалуйста какой формы ягодки у рябины? Ответы детей.
Воспитатель: Да, ягодки круглые. Они собраны в кисть. У каждой ягоды своя маленькая плодоножка. Все плодоножки соединены в кисть. А листик у рябины какой формы? Ответы детей. Воспитатель: Лист у рябины сложный, несколько листочков вытянутой формы объединены на одном черенке. Посмотрите.
Воспитатель: Цвет листа летом – зелёный. Осенью жёлтый, оранжевый, красный, бордовый и даже почти коричневый.
Предлагаю вам сегодня сделать аппликацию из цветной бумаги "Осенняя рябина".
Воспитатель:Посмотрите на столы. Перед вами квадратики красного цвета – это заготовки для ягодок. Прямоугольники жёлтого цвета – это основа для листочков. Фломастер коричневого цвета вам поможет нарисовать веточку рябины, черенок для листочка и основу для кисти с ягодами., клей- карандаш и ножницы. Мы можем начинать.
Займёмся ягодками. Берём красный квадратик в левую руку, ножницы в праву. Ребята, среди нас есть ребята, которые держат ножницы левой рукой. Берите ножницы в привычную для вас левую руку, а квадратик из цветной бумаги в правую. Будем скруглять уголочки. Мы с вами помним, что много бумаги не будем срезать, постараемся только уголочки срезать и сохранить размер ягодки максимально большим по возможности. Помним, что ножницы это серьёзный инструмент и с ними никто не балуется? Ответы детей. Воспитатель: Совершенно верно. Не отвлекаемся, пальчики держим на безопасном расстоянии от лезвий ножниц. После выполнения работы кладём их на край стола с сомкнутыми лезвиями. Ни в коем случае не кидаемся ножницами и не бегаем с ними по группе.
Первая ягодка готова. Посмотрите, какая она круглая получилась.
Сейчас сделаем много, много ягодок.
Ягодки готовы.
Приступаем к выполнению листочков. Подвигайте к себе жёлтые прямоугольники. Мы так же будем скруглять уголочки у прямоугольников, как делали у квадратиков, чтобы получить нужную форму листа. Ребята, обратите внимание, я стараюсь начинать от середины прямоугольника. Срезаю только сам уголочек, не захватывая бока прямоугольника.
Посмотрите, какой формы листочек получается.
Поступим так же со всеми прямоугольниками. Вот сколько у нас листочков.
Сейчас нам нужно свернуть каждый листочек вдоль пополам. Положите его перед собой и сверните пополам. Тщательно прогладьте сгиб пальчиком. Первый листочек готов. Поступим точно так же со всеми листочками.
Вот все листочки готовы.
Мы закончили подготавливать ягодки и листочки. Предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, чтобы ручки и пальчики отдохнули.
Пальчиковая гимнастика «Рябина»
Как на нашем на дворе (Хлопаем в ладоши)
Рябина вызрела в октябре (Стряхиваем кисти рук)
С веток ягодки снимаем. (Поочерёдно поглаживаем пальчики, как - будто «снимаем ягодки»)
Наших птичек угощаем (Показываем ладошку)
Птички ягодки склевали (Другой рукой имитируем движение «Клюют зернышки»)
И крылом нам помахали (Машем ладошкой.)
Вы про нас не забывайте (Хлопаем в ладоши)
Чаще в гости прилетайте! (Машем «Пока» двумя ручками)
Воспитатель: Вот и отдохнули наши ручки. Можно продолжать работу. Присаживайтесь на стульчики за столы. Возьмите белый лист картона и расположите его перед собой на столе горизонтально это основа нашей будущей картины. Смоделируем наш рябиновый лист. Для этого выложим листочки на основе так, как у нас будет расположен лист рябины. Теперь отметим начало последнего листочка точечкой. Точечка нам нужна, чтобы черенок листика сделать нужной длины.
Сейчас уберём листики в сторонку и будем рисовать черенок. Его мы нарисуем фломастером коричневого цвета. Располагать линию будем из угла до намеченной точки. Черенок листочка готов.
Сделаем его немного потолще, для этого проведём фломастером несколько раз у основания черенка. Вот так.
Сейчас нарисуем веточку, на которой будут висеть ягоды рябины. От неё идёт много, много маленьких плодоножек, на которых мы и развесим наши красные ягоды рябины. Теперь чуть-чуть сделаем пожирнее линии, проведя фломастером несколько раз, чтобы они были по - ярче.
Основа готова. Начнём приклеивать листочки. Клей наносим только на половинку листочка. Вторая половина у нас отогнута вверх, её мы не приклеиваем. Приклеили первый листок.
Теперь с каждой стороны от него чуть выше по черенку ещё два листочка приклеим.
Стараемся выдерживать расстояние между листочками примерно одинаковое. Клеим ещё два листа.
Доклеим остальные листочки. Лист рябины готов.
Приступаем к выполнению грозди рябины. Сначала приклеиваем ягодки на кончики плодоножек, которые расположены подальше от центра картины.
Добавим ягод чуть ближе к центру. Доклеим оставшиеся ягоды. Ягодки могут быть наклеены немного одна на другую, ведь на грозди рябины много ягод и они выглядывают одна из-за другой. Вот наша картина готова.
Рассмотрим её.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята у нас получилась очень яркая осенняя картина. Скажите, ребята, что вам больше понравилось в нашей работе? Ответы детей. Воспитатель: Очень рада, что вам понравилось приклеивать ягодки и листочки. Ребята, а какой момент был самый сложный? Ответы детей. Воспитатель: Да, скруглять уголочки у таких маленьких и такого большого количества ягодок и правда, не просто. Но вы справились!
Ребята, посмотрите, а какая она наша рябинка? Ответы детей. Воспитатель: Спасибо ребята, за такие красивые сравнения. Она и правда сочная, яркая, осенняя, яркая и вкусная, добавили бы вам птички!
На этом мы с вами прощаемся. Порадуйте сегодня своих родных красивыми картинами, которые украсят ваш дом и сделают его ярче! До новых встреч!
Здравствуйте Виктория Александровна. Познакомилась с вашей разработкой "Осенняя рябина. Интересно. просто, но результат получается красивый. Презентация, размещённая вами очень полезна будет тому педагогу, который решит повторить данную аппликацию со своими детьми. Спасибо за ваш труд.
Здравствуйте, Ольга Викторовна. Спасибо за комментарий.
Кудряшова Ольга Ивановна #11 октября 2024 в 17:50+1
Доброго времени суток.
Рябина - очень красивое дерево. Очень важное для пищевой цепочки птиц. Ваша конспект знакомит ребят с ценностью рябины и с простым способом изготовления аппликации. Дети любят получать быстрый результат. но здесь довольно кропотливая работа - скруглять уголочки. Но дети подготовительной к школе группы должны справиться.
Успехов вам в работе, Виктория Александровна.
Ольга Ивановна, здравствуйте.
Спасибо з комментарий. Дети и правда стремятся к получению быстрого результата. А если этот быстрый результат ещё и радует их глаз и заслуживает похвалы взрослого, то это лучше вдвойне.