Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию. Модульная картина в технике "Граттаж" «Салют Победы». Старший дошкольный возраст
Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце», город Нижняя Салда.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
В процессе занятия дети научатся выполнять поделку в нетрадиционной технике «Граттаж», а так же уточнят знания о таком важном для своей страны празднике, как День Победы. Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения – это очень важная задача каждого педагога. Дети - это наше будущее. Это поколение уже не имеет возможности общаться с героями тех лет – ветеранами. Им не услышать историй о тех страшных событиях, о тех героических победах от прадедов и прабабушек, ведь 77 лет прошло после Великой Победы.
Цель: Выполнение модульной картины «Салют Победы».
Задачи: - познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Граттаж»;
- научить выполнять модульную картину в технике «Граттаж»;
- познакомить детей с историей своей страны, с праздником День Победы;
- продолжать воспитывать патриотические чувства детей, любовь к Родине;
- учить быть аккуратными с различными изобразительными средствами.
Материалы: лист бумаги для акварели формата А4, ножницы, мелки восковые, гуашь, кисть, стакан, салфетка, шпажка.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы научимся выполнять поделку в нетрадиционной технике «Граттаж» восковыми мелками и гуашью. А тема нашей поделки тесно связана с самым великим праздником нашей страны, который мы празднуем в мае. Это самый масштабный праздник, который праздную все жители нашей страны. Они выходят на улицы города на парад, несут в руках портреты своих прадедов, цветы и шары. Ребята, о каком празднике я сейчас говорю?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, этот праздник День Победы. 77 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Наш народ защищал свою от родину от немецких захватчиков. Она унесла много жизней наших прадедов и прабабушек. В бой шли все – и мужчины и женщины. А подростки, дети и старики вставали за станки на заводах – делали снаряды, пули патроны, чтобы наши приблизить День Победы. Долгих 4 года длилась та страшная война. Наша страна была разрушена захватчиками, они не только убивали наших бойцов во время сражения, но и выжигали города, убивали беззащитных матерей и детей. Но мы выстояли! И сейчас над нашими головами мирное небо, цветут цвет и поют птицы! Мы с вами должны помнить о той великой Победе. 9 мая все выходят на парад, несут цветы к памятнику, гремят салюты. Сегодня мы с вами будем делать салют сами. Да! Мы выполним модульную картину, которая называется «Салют Победы».
Модульная – это значит состоит из нескольких модулей. В нашем случае картина будет состоять из двух частей – модулей.
Делать мы её будем в очень интересной технике «Граттаж». «Граттаж» - это процарапывание рисунка острым инструментом. «Граттаж» бывает разный, его можно делать восковыми мелками и гуашью или восковыми мелками и пластилином. Мы с вами будем делать «Граттаж» восковыми мелками и гуашью. Для работы нам понадобятся восковые мелки, которыми мы на бумаге нарисуем яркие и разноцветные пятна, такие, какие вам захочется. Чем ярче будет ваш рисунок, тем ярче будет салют. Затем мы с вами затонируем ваш красивый рисунок гуашью. Полностью весь. А затем начнётся волшебство! Мы возьмём немного опасное средство для рисования – деревянную шпажку. Её мы будем процарапывать рисунок – салют – сквозь слой гуаши. Попробуем?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот теперь можно приступать к работе.
1. Мы будем делать интересную двойную картину. Нам понадобиться два листа формата А5. Для этого возьмём обычный лист бумаги для акварели. Свернём его поперёк пополам. Развернём.
Нам нужно воспользоваться ножницами, чтобы разрезать его.
Напоминаю вам правила техники безопасности при работе с ножницами. (Приложение 1)
Разрежем по получившейся линии. Вот у нас готовы основы для нашей поделки.
2. Начнём раскрашивать основы восковыми мелками небольшими пятнами. Вы можете использовать любые цвета. Давайте договоримся, чтобы они были светлыми и яркими. Например, жёлтые, красные, зелёные, синие. Постарайтесь не использовать коричневых, тёмно-фиолетовых и чёрных тонов. Каждый цвет будем наносить в своём направлении, отличном от того, которое использовали ранее.
Посмотрите, как это делаю я. Затем начинайте раскрашивать сами.
Сначала красным цветом делаю 5 пятен, расположив их на листе в хаотичном порядке.
Затем добавляю жёлтых.
Теперь поработаю голубым мелком.
Зелёным.
Сиреневым.
Оставшиеся два свободных местечка заполню цветами, которых нет рядом.
Ребята, старайтесь рядом располагать разные цвета.
Половинка фона готова.
Раскрасим вторую.
Первый слой фона готов.
3. Теперь нам понадобиться стаканчик с водой, фиолетовая или тёмно-синяя гуашь, кисть.
Начинаем покрывать лист поверх яркого фона плотным слоем гуаши. Мазки располагаем в одном направлении плотно друг к другу, чтобы не было пробелов.
Краска ложиться на восковые мелки достаточно плохо. Не пугайтесь. Мы будем покрывать не на один слой, пока не получится ровный насыщенный цветом слой.
Так рисуем на обоих частях модульной картины.
Второй слой фона готов.
Предлагаю немного отдохнуть. Встанем возле своих стульчиков.
Физкультминутка «Салют»
Вокруг все было тихо,
(Покачиваемся медленно из стороны в сторону.)
И вдруг- салют! Салют!
(Резко выкидываем вверх руки, разводя пальцы из кулачка в стороны)
Ракеты в небе вспыхнули
(«Фонарики» двумя руками.)
И там и тут!
(Качаем руками в стороны над головой.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Красивый салют у вас получился. Садимся на свои места и продолжаем работу.
4. Теперь будем процарапывать рисунок деревянной шпажкой.
Воспитатель: Перед работой я вам расскажу правила безопасности при работе с деревянной шпажкой. Она опасна для нас тем, что один конец у неё остро заточен. (Приложение 1)
Будьте очень осторожны и внимательны.
Держим шпажку в руках, как карандаш и начинаем ей рисовать. Она снимает верхний слой краски, который мы рисовали гуашью. И стаёт виден первый слой, нарисованный восковыми мелками.
Сначала нарисуем линии направления салюта.
Первая пойдёт примерно с середины левого фона вправо, с заходом на правую часть фона.
Добавим ещё линий на левой части фона. Продлим их и на правую часть.
При процарапывании снимается верхний слой краски, она скатывается в мелкую стружку, её можно аккуратно убирать салфеткой.
Теперь процарапаем их более тщательно, сделав более широкими.
У основания они тоненькие, а в стороны расходятся всё шире и шире.
Поступим так с каждой линией.
Теперь на конце каждой из линий нарисуем много исходящих линий. Это разлетающиеся маленькие звёздочки оставляют след за собой.
Такие линии нарисуем на конце каждой линии.
Сейчас над каждой линией нарисуем по звёздочке.
Лишнюю краску, которая остаётся после процарапывания, можно сдуть с картины и собрать салфеткой.
Вот какой яркий и красочный салют у нас получается!
Нарисуем звёздочки на обоих частях фона.
Салют готов!!!
Эта модульная картина украсит нашу группу к празднику – ко Дню Победы!!!
Ребята, вы постарались на славу!
Предлагаю вам отнести свои модульные картины домой, поставить их на самое видное место и спросить родителей: «Мама, папа, в честь какого праздника у нас сегодня салют?»
Как вы думаете, что ответят ваши родители?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно в честь Дня Победы. Как мы традиционно отмечаем этот праздник?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Мы всей семьёй идём на парад. Все, все жители города идут на парад. Что они несут с собой в руках?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы, в руках у нас цветы, шары и портреты наших героев. Ребята, я очень рада, что вы такие внимательные и всё запомнили! Расскажите родителям о том, что День Победы – самый главный праздник нашей страны России!
Рефлексия
Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами затронули очень важную тему для каждого гражданина нашей страны России, скажите:
- Почему 9 мая такой важный день в истории нашей страны?
- кто из вас хоть раз был на параде Победы?
- О ком мы вспоминаем в этот день?
- Парад проходит только в нашем городе в этот день?
- В какой технике выполняли мы сегодня картину?
- Какой момент занятия вам понравился больше всего?
Воспитатель: Спасибо за ответы. До новых встреч!
Приложение 1.
Правила техники безопасности.
Техника безопасности при работе с ножницами.
1. Ножницы должны лежать в правом верхнем углу стола с сомкнутыми лезвиями, но не у самого края, исключив возможность падения их а пол.
2. Работать ножницами можно только сидя на стуле. Нельзя работать ими, находясь в движении или стоя.
3. Старайтесь резать серединой лезвий, а не кончиками.
4. Контролируйте, чтобы пальцы второй руки, которая держит лист бумаги находились всегда на безопасном расстоянии от лезвий ножниц.
5. Не передвигайтесь по группе с ножницами в руках.
6. Передавайте ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями, держа их за лезвия кольцами вперёд.
7. Старайтесь не ронять ножницы. Это важный инструмент.
Правила безопасности при работе с деревянной шпажкой.
1. Шпажка лежит на столе справа, в верхнем углу стола.
2. Во время работы шпажкой нельзя отвлекаться, баловаться, размахивать ей и тыкать в рядом сидящих детей.
3. После работы шпажку нужно принести воспитателю и прибрать в контейнер.
Рекомендуем посмотреть:
Рисование салюта нетрадиционным способом в подготовительной группе в технике граттаж. Мастер-класс с
Рисование "Салют Победы" в технике граттаж в детском саду поэтапно с фото
Конспект занятия в детском саду в старшей группе с использованием ИКТ. Тема: День Победы
Урок рисования к 9 мая в детском саду в старшей группе пошагово с фото