Конспект занятия «Радуга - дуга» в старшей группе детского сада
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада «Радуга-дуга» с презентацией
Радость, видите, какая!
В небе радуга сияет!
Краски дивной красоты
У небесной РА-дуги.
Семь цветов сложились вместе,
Словно ноты в дружной песне.
Здесь и Солнце в жёлтом цвете,
Зелень всех лесов планеты,
Синь небесной глубины,
Фиолетовые сны.
Вита Е.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми 5-6 лет.
Во время занятия дети получат знания о том, как появляется радуга – такое красивое и необычное природное явление. Так же ребята уточнят расположение цветов в радуге, их последовательность. Простое стихотворение позволит ребятам хорошо запомнить цвета радуги.
Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце», город Нижняя Салда, Свердловской области. Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга. Задачи:- познакомить детей с природным явлением - радуга;
- закрепить знания детей цветов радуги;
- выучить с детьми стихотворение для более успешного запоминания последовательности расположения цветов радуги. Материалы: презентация «Радуга-дуга», проектор, ноутбук, мяч, раскраски.
Ход занятия
Воспитатель: здравствуйте ребята. Я сегодня утром шла на работу и увидела в небе разноцветную полосу. Она начиналась от самой земли и уходила в небо и там терялась в облаках. Что бы это могло быть? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, это радуга. А что такое радуга. Кто знает? Ответы детей.
Воспитатель: Вы все правы. Это природное явление, это игра света, его преломление. И это чудо! Вы все ответили правильно. Сейчас предлагаю вам посмотреть презентацию, которая называется «Радуга-дуга».
Посмотрите, вот такую радугу я сегодня увидела. (Слайд 2.)
Воспитатель: Радуга – это уникальное природное явление, его мы видим чаще всего летом после дождя. Радуга это разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Ребята, сколько цветов в радуге? Ответы детей. (Слайд 4.)
Воспитатель: Правильно. В радуге 7 цветов. (Слайд 5.)
Попробуйте их назвать.
Дети называю цвета радуги. Воспитатель: В радуге 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Каждый из нас их знает. Но вот запомнить в каком порядке они стоят- это сложнее. Предлагаю вам выучить небольшой стишок, каждое слово которого начинается с той же буквы, что и цвет в радуге. В этом стишке всего 7 слов. (Слайд 6.)
Воспитатель: Давайте попробуем его выучить:
Каждый.......Красный
Охотник......Оранжевый
Желает.......Жёлтый
Знать........Зелёный
Где..........Голубой
Сидит........Синий
Фазан........Фиолетовый (Воспитатель проговаривает с детьми стихотворение несколько раз, пока ребята не запомнят его.) (Слайд 7.)
Воспитатель: Теперь предлагаю поиграть в игру «Подбери цвет». (Приложение 1) (Воспитатель и дети играют в игру.) Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем ответить на сложный, но очень интересный вопрос: как же появляется радуга.
Учёные говорят, что радуга появляется тогда, когда солнечный свет проходит через каплю воды, он преломляется и получается радуга. Вот совсем не понятно. Ребята, какого цвета солнечный луч? Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Луч света прозрачный, белый, в нём нет столько разных и красивых цветов. (Слайд 8.)
Воспитатель: Но на самом деле цвета спрятаны внутри солнечного луча, мы их не видим. (Слайд 9.)
Воспитатель: Только когда солнечные лучи попадают на капельки воды, они разделяются на отдельные цвета - создают спектр – и получается радуга.
Вот что значит радуга. Радуга может быть только тогда, когда есть солнце и дождик. Воспитатель: Радуга появляется только тогда, когда на улице идёт дождь и светит солнышко. Если встать спиной к солнцу и лицом к дождю, то можно увидеть радугу. Но вот на нашем экране ещё дно удивительное явление – двойная радуга. (Слайд 10.)
Воспитатель: Как вы думаете, так бывает? Ответы детей.
Воспитатель: На самом деле, такое явление можно увидеть в природе. Конечно, очень редко такая красота появляется на небе, но бывает. Нижняя радуга более яркая, вторая над ней, посветлее. Первая – главная, вторая побочная. Главная радуга начинается с фиолетового цвета, а выпуклая её спинка – красная. Побочная радуга, что повыше наоборот начинается с красного цвета, и её выпуклая спинка фиолетовая.
Такое явление бывает очень редко, когда лучики солнышка на своём пути отражаются два раза – например, первый раз от зеркальной поверхности озера и второй раз от капель дождя. Как только дождик начинает заканчиваться, радуга блекнет, как бы размывается по небу, а после окончания дождя и вовсе исчезает.
Вот как интересно в природе всё устроено.
В конце нашей встречи предлагаю поиграть в интересную игру «Правда-не правда». (Приложение 1) (Дети и воспитатель играют в игру.) Воспитатель: Какие вы ребята молодцы. Всё запомнили. Игра получилась интересная. И хлопали вы дружно!
На этом наше занятие заканчивается. Если оно вам понравилось, то возьмите с собой вот эти листочки. На них нет цветов, наверное ещё не идёт дождь, и солнечные лучи не смогли преломиться о весёлые капельки. Вы поможете радуге стать разноцветной? Ответы детей. (Слайд 11.)
Воспитатель: Повторите цвета радуги, чтобы при раскрашивании точно не перепутать! Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан.
Молодцы!
До новых встреч! (Дети забирают раскраски с изображением радуги. При желании идут раскрашивать или прибирают в шкафчик.)
Рефлексия Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного, скажите:
- Что такое радуга?
- Без чего не бывает радуги?
- Радуга на небе может быть только одна?
- Откуда появляется радуга?
- Назовите цвета радуги7
- Как можно быстро и интересно запомнить цвета радуги? Воспитатель: Какие вы молодцы!!! У вас всё получилось!
Приложение 1.
Дидактические игры.
«Радуга-дуга» Цель: закрепить знания детьми цветов радуги. Правила игры: Дети встают в круг, воспитатель кидает ребёнку мяч и называет цвет радуги, ребёнок возвращает воспитателю мяч и называет предмет такого цвета. Например: Воспитатель: Красный. Ребёнок: Яблоко. Воспитатель: Голубое. Ребёнок: Голубой.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не примут участие.
Дидактическая игра «Правда- не правда» Цель: обобщить знания детей о радуге. Правила игры: Воспитатель говорит вслух предложение, прописанное ниже, если это предложение –правда, то дети хлопают в ладоши, если нет, то дети молчат.
Если вдруг кто-то из детей ошибается, то воспитатель уточняет, почему он так решил и совместно с детьми находят правильный ответ. Предложения:
- Радуга появляется только во время дождя. (Да)
- Радуга может быть только одна. (Нет)
- Радуга – это преломление солнечного луча в капле воды. (Да)
- Радуга – это природное явление. (Да)
- В пасмурную погоду нельзя увидеть радугу. (Да)
- Иногда на небе можно увидеть двойную радугу. (Да)
- Если радуги на небе две, то они абсолютно одинаковые, яркие и цвета расположены одинаково. (Нет, одна радуга ярче, вторая бледнее. Цвета расположены зеркально)
Лариса Евгеньевна, доброй ночи.
Спасибо за комментарий
Ольга Сергеевна Смирнова #17 ноября 2022 в 21:44+1
Доброй ночи, Виктория Александровна.
Интересное мероприятие у вас получилось.
Радуга нам всегда интересна и манит за собой, так и хочется её поближе рассмотреть.
Но это не возможно.
А вы рассказали ребятам так просто и понятно.