Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с использованием технологии синквейн "Перелетные птицы"
Цель: закрепить и систематизировать уже имеющиеся знания о перелётных птицах с использованием технологии «Синквейн».
Задачи:
1. Пополнение и закрепление знаний детей о «перелетных птицах».
2. Развитие и обогащение словаря
3. Формирование четкости и связности высказывания.
4. Согласование существительных с числительными
5. Образование новых сложных слов
6. Развитие мелкой и общей моторики
7. Развитие памяти, мышления, внимания.
8. Закрепление умения составлять синквейн.
9. Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающему миру, природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Улыбнулись все красиво. Улыбнулись друг другу. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит вот такое чудо (
показ пёрышка)?
Передайте его друг другу, рассмотрите и скажите что это?
Дети: перо
Воспитатель: Интересно, а чье это перо?
Дети: птицы
Воспитатель: А как вы узнали, что это перо птицы? А я вот сомневаюсь?
Дети: Потому что туловище птицы покрыто перьями
Воспитатель: А как нам узнать точно от какой птицы это перо?
Дети: Надо найти эту птицу?
Воспитатель: Ребята, а где обитают птицы?
Дети: В лесу, в городе, в озерах
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать от какой птицы это перо?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда, ребята, отгадайте
загадки и найдите птицу на экране проектора.
На шесте дворец, на дворе певец.
А зовут его ….
Скворец
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (
Жаворонок)
Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывет по небу, как кораблик,
А называют его … (
Зяблик)
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (
Аист)
Вместе с этой черной птицей.
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (
Грач)
Встала Нянька на ходули
Посреди болота.
Лягушат найду ли —
Вот моя забота. (
Цапля)
Брюшко в крапинках как будто,
Он поет, бывает, утром.
У птицы невысокий рост,
Называют ее….(
Дрозд)
С вырезом глубокий хвост,
Небольшой у птицы рост.
Мы «касаткой» называем,
А весною наблюдаем. (
ласточка)
Кто по тропочке идёт
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами! (
трясогузка)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (
Журавли)
Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (
Утка)
Нет, не дремлет на окошке —
Называют птицу «кошкой».
Почему так называют?
Отвечай, друг, поскорей,
Отвечай и не робей.
Эта птица (
когда страшно)
Издаёт тяжёлый звук.
Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг. (
Иволга)
Воспитатель: Молодцы, правильно всех птиц назвали и показали.
Ребята, так о каких птицах мы сейчас говорили? (
перелётных).
А почему они называются перелётные? (
ответы детей).
Теперь я предлагаю понять , от какой же птицы у меня перо?
Дети: (
Иволга).
Воспитатель: а по какому признаку вы решили, что это перо иволги?
Дети описывают птицу.
Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. И мы поиграем в
игру «Один - много». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
- Грач (
грачей).
- Аист (
аистов).
- Жаворонок (
жаворонков).
- Скворец (
скворцов).
- Ласточка (
ласточек).
- Кукушка (
кукушек).
- Птица (
птиц).
- Гнездо (
гнёзд).
- Птенец (
птенцов).
-Иволга (
иволг).
-Дрозд(
дроздов).
-Зяблик(
зябликов).
-Цапля(
цаплей).
-Журавль(
журавлей).
-Трясогузка(
трясогузок).
-Утка(
уток)
Ребята, осенью, когда наступают холода и не остается корма, они улетают в теплые края. А весной, они прилетают к нам снова. Поэтому они называются перелетными.
Давайте вместе скажем, как они называются!
ПЕРЕЛЕТНЫЕ.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Упражнение «Птичка»
Стаи птиц летят на юг
(машут руками перекрещивая их).
И скворцы, и жаворонки
Цапли, зяблики, грачи
Журавли и ласточки
Иволги и трясогузки
И дикие утки (
на каждое название птицы загибают пальчик).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц.
Ответы детей: - Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. Крылья есть у птиц – они умеют летать.
Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?
– Оно покрыто перьями.
Воспитатель: Ребята, а у всех птиц разная или одинаковая расцветка оперения?
А какая же расцветка у Иволги?
Ответы детей.
Игра «Назови одним словом»
Воспитатель: У Иволги длинный хвост, как о ней можно сказать?
Поиграем словами, возьмите в одну ладошку слово длинный, в другую – хвост. Соединяем, что получилось? ДЛИННОХВОСТАЯ.
Молодцы.
У иволги длинные крылья. Соединяем слова Длинное и крыло, что получилось? Иволга, какая? ДЛИННОКРЫЛАЯ.
Еще она какая? Соединяем слова быстрый и крылья. Какая Иволга? БЫСТРОКРЫЛАЯ.
Молодцы!
Молодцы ребята!
Игра «Закончи предложение»
Птенцы вылупились из… яиц.
Птицы построили много…. Гнезд.
В гнезде птенец, а в гнездах - … птенцы.
Во дворе дерево, а в лесу - … деревья.
ФИЗМИНУТКА.
Двигательные упражнения с речевым сопровождением.
Птички летали, (
бегут на носочках по кругу по кругу друг за другом)
Крыльями махали, (
размахивать руками, как крыльями)
На деревья сели (
приседают, развернувшись лицом в круг)
Вместе отдыхали.
Снова полетели, (
кружатся, размахивая руками, как крыльями)
На дорожку сели. (
приседают, опуская голову).
Игра «Какая птица улетела»
Ребята, посмотрите на картинки, вспомним птиц, которые здесь есть.
ЛАСТОЧКА, ЛЕБЕДЬ, СКВОРЕЦ, АИСТ, КУКУШКА, ИВОЛГА.
Посмотрите внимательно. Запомните птиц. А сейчас закройте глазки, и не подсматривайте.
Откройте глазки и назовите, КАКОЙ ПТИЦЫ НЕ СТАЛО?
Будь внимательным, смотри,
Кого не стало, говори!
Игра продолжается.
Ребята, почти все птицы улетели и вот осталась ещё одна. Как она называется? (ответы детей – Иволга).
Давайте мы с вами сейчас повнимательнее её рассмотрим.
Дети с воспитателем описывают иволгу, глядя на экран.
Составление Синквейна об Иволге.
Ребята, сейчас я предлагаю выполнить работу по составлению нашего стихотворного синквейна. Как вы думаете о чём или о ком мы будем составлять наш синквейн? (
ответы детей).
Перед тем как приступить к работе давайте выполним интересные упражнения. Превращаемся все в птичек и вылетаем все из своих гнёздышек. Полетели все по кругу , друг за другом.
Итог занятия
О чем мы сегодня говорили?? – О перелетных птицах.
А о ком был наш Синквейн? (
ответы детей).
Всё верно. Вы сегодня очень постарались, за это вам угощение –печенье.
Рекомендуем посмотреть:
Сказка про перелётных птиц для детей дошкольников 5-7 лет
Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему «Пословицы и поговорки народов России»
Конспект занятия «Радуга - дуга» в старшей группе детского сада
Конспект занятия в старшей группе по валеологии «Мое сердечко»