Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы на тему «Одежда» с использованием технологии синквейн
Цель: Научить правильно составлять описательный рассказ об одежде опираясь на схему синквейна в виде картинок.
Задачи:
• Содействие упражнению в образовании качественных прилагательных, глаголов прошедшего времени; согласование прилагательных с существительными; личных местоимений с существительными.
• Закрепление знаний профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, закройщик, портной)
• Закрепление знаний детей об одежде: материале, из которого она сделана; названиях частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)
• Содействие умению классифицировать одежду: по сезону (зимняя, летняя, демисезонная), по назначению (домашняя, праздничная, рабочая, спортивная), по гендерной принадлежности (мужская, женская, детская).
• Воспитание бережного отношения к предметам одежды; проявление внимательного отношения к ответам своих товарищей.
Планируемый результат:
Умения детей составлять описательный рассказ по наглядному материалу; представление детей о видах одежды, её классификации.
Материалы к занятию:
Схема синквейна для составления описательного рассказа об одежде; предметные картинки с изображением одежды; бумажные детали платья (
верхняя часть, нижняя часть - юбка, два длинных рукава, два манжета, круглый воротник, оборка, пояс); мяч; для эксперимента - лейка с водой, таз, ткани (
кожа, плащёвка, ситец).
Ход занятия
I часть «Мотивационно-побудительная»
Загадка:
Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,
И много их на белом свете, но их запомнить - мудрено.
Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.
Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.
Они о многом могут рассказать:
Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?
Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.
Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье? (
ответы детей).
Воспитатель: Правильно, эта загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом – одежда.
II часть «Основная»
Беседа на тему “Одежда”.
На магнитной доске иллюстрации одежды.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня? (
Об одежде)
- Для чего нужна одежда?
- Одежду шьют на швейной фабрике, специально обученные люди. Сначала модельер придумывает фасон, затем закройщик раскраивает отдельно все детали, а портной сшивает их.
(
на доске, по частям собирается платье и называются все детали)
- Верхняя часть, нижняя часть платья называется юбка, два длинных рукава, два манжета, круглый воротник, оборка, пояс.
(
собирается вязаный свитер и называются все детали).
- Из чего шьют одежду? (
из ткани, материала)
- А ещё ребята, какая бывает одежда, если при её изготовлении были использованы крючки , спицы и вязальные машины? Кто знает? (
Вязанная).
- А почему она так называется? Из чего же её вяжут? Какой материал используют? (
пряжу).
Откуда берут материал для вязанных вещей? (ответы детей). Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы.
Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.
Вопросы воспитателя:
• Ткань из шёлка, какая ткань? (
шёлковая) платье?
(шёлковое).
• Ткань из шерсти, какая? – (
шерстяная) пиджак? (
шерстяной)
• Ткань из трикотажа, какая? – (
трикотажная) платье? (
трикотажное)
• Ткань из кожи, какая ткань? (
кожаная) плащ? (
кожаный).
• Ткань из меха, какая ткань? (
меховая) манто? (
меховое).
• Ткань из джинсы, какая ткань? (
джинсовая) брюки? (
джинсовые).
• Ткань из драпа, какая ткань? (
драповая) пальто? (
драповое).
Ребята, а ещё одежду можно не только шить , но и вязать. Кто знает, как называется такая одежда?
- Одинаковую или разную одежду носят мужчины, женщины, дети (
разную по принадлежности)
- Как она называется? (
мужская, женская, детская)
- Как называется одежда, которую мы носим дома, в гостях, на работе, на физкультуре? - Разная по назначению (
праздничная, рабочая, спортивная)
- Как называется одежда которую мы носим летом? (
летняя). Какую летнюю одежду вы знаете? (
шорты, майка, платье, юбка, сарафан)
- Как называется одежда которую мы носим зимой (
зимняя). Какую зимнюю одежду вы знаете? (
шуба, пальто, меховая куртка, шапка)
- Как называется одежда которую мы носим осенью, весной (
осенняя, весенняя). Осенняя и весенняя одежда называется демисезонной (
«деми» - между сезонами) – Разная по сезону.
- Какую демисезонную одежду вы знаете? (
куртка, пальто, брюки, колготки, кофта)
Эксперимент
- Демисезонная одежда в основном шьётся из водонепроницаемой ткани (
кожи, плащёвки). А почему вы попробуйте догадаться сами.
Проводится эксперимент: через кожу, плащёвку и ситец пропускается вода.
Вывод: так как осенью бывает сыро, идут дожди, нужна такая одежда, чтобы не пропускала влагу, а кожа и плащёвка не пропускают воду. Поэтому осеннюю одежду шьют из этих тканей.
Составление описательного рассказа об одежде воспитателя по схеме синквейна.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю рассказать о той вещи, которую я сегодня надела: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь?
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свою одежду. Какая она? (
Нарядная, чистая, новая и так далее) А чтобы она была такая чистая и аккуратная, что мама делала? (
Стирала, гладила (утюжила), чистила). Правильно! Поэтому старайтесь бережно относиться к своей одежде, уважайте труд своих мам и бабушек, помогайте им.
Физкультминутка
Дети встают из-за столов и выполняют движения со словами.
Мамам дружно помогаем, сами в тазике стираем: и рубашки, и носочки, и штанишки, и платочки. (
Дети выполняют движения руками, как будто стирают);
Через двор натянем ловко для одежды 3 верёвки. (
Поднимаем руки вверх и покачиваем их из стороны в сторону);
Светит солнышко-ромашка. (
Руки через стороны опускаем и поднимаем вверх);
Скоро высохнут рубашки, и штанишки, и платочки, сарафанчики-носочки. (
Движения руками сверху вниз, как будто снимаем бельё с верёвки).
Игра «Что можно делать с одеждой»
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Вы будите передавать друг - другу мяч и говорить, что можно делать с одеждой.
Дети: покупать, терять, мять, рвать, чинить, сушить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать, гладить и другое.
Игра «Жадина»
(
проводится в зависимости от времени)
раздаются картинки с одеждой, дети должны согласовать личные местоимения с существительными.
Дети: мой шарф, моё пальто, мои брюки…
Воспитатель показывает созданный синквейн и спрашивает у детей.
«Ребята, а скажите, пожалуйста, как вы скажете про этот предмет одежды?» (
мой свитер).
Воспитатель: верно. Сейчас я предлагаю вам составить по нашему синквейну рассказ. У вас у каждого он будет свой.
III часть «Рефлексивная»
Воспитатель: Скажите, какая из игр на занятии вам понравилась? Почему? Чему вы научились сегодня на занятии? Что узнали нового?
Ответы детей.
Молодцы! Вы все очень постарались сегодня. Занятие окончено.
Похожие записи:
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР
Конспект занятия в старшей группе по пластилинграфии. Яблоко
Конспект занятия в старшей группе на зимнюю тематику
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе с презентацией. Одежда