Конспект занятия в старшей группе на тему «Семья» с использованием составления синквейна о семье
Цель:
расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, помогают и заботятся друг о друге, сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
Задачи:
- воспитание чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, любви и уважения к членам своей семьи;
- совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных; составлять синквейн с опорой на картинки.
- развитие логического мышления, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра и т. д).
- развитие словаря: «родственники», «семья», «уважение», «забота», «защита», «любовь»;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи: учить детей отвечать полными предложениями;
- привитие потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отношением.
Ход занятия
1. Вводная часть
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жил-был мальчик, который жил один-одинешенек на свете. (
ставит фигурку мальчика). А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет.
Дети: Я думаю, что не может быть, чтобы у человека никого не было.
Воспитатель: Тогда мы изменим сказку, и у нашего мальчика появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком (
предложить детям выставить фигурки членов семьи). А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Дети: Родных людей - мама, папа, бабушка и дедушка, брат и сестра - мы называем семьей.
2. Основная часть
Воспитатель: Правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья? (ответы детей).
Дети: Это когда есть рядом мама, папа и другие любящие люди.
Воспитатель: А еще всех членов семьи называют родственниками- это люди, родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы. Ребята, а теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: Так зачем человеку нужна семья?
Дети: Семья нужна для того, чтобы жалели, хвалили, любили, заботились, помогали.
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: Люди должны уважать, защищать, понимать, помогать, ухаживать, любить, дружить.
В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.
А сейчас давайте попробуем разобраться кто кому приходится в семье.
Кем члены семьи приходятся друг другу?
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (
Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников!
Пальчиковая игра "Кто живёт у нас в квартире"
Раз, два, три, четыре
(
хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
(
повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять
(
Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;
(
указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка , два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
(
загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель: А теперь ребята, рассаживайтесь на свои стулья, кто хочет рассказать о своей семье?
Рассказ о семье:
Как зовут маму, папу?
Кто самый старший в семье?
Кто самый младший?
Есть ли у тебя брат или сестра?
Кто за тобой больше ухаживает?
Как ты заботишься о своих родных?
Какая твоя мама?
Где работает?
Кем работает?
Что делает на работе?
Как ты помогаешь маме?
Чем вы занимаетесь всей семьёй? Что делаете вместе?
Чтобы ты хотел пожелать своей семье?
«Дидактическая игра Корзина добрых дел»
Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?
Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)
Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких,сделанное от всего сердца.
Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине,столько добрых дел вам предстоит сделать.
Воспитатель: Ребята, рассаживайтесь на ковер, мы с вами поиграем ещё в одну игру.
Игра «Назови пропущенное словечко»
Воспитатель: Ребята, я буду зачитывать пословицы с пропущенными словами, а вы постарайтесь узнать, какие слова я пропустила, и назовите их.
«При солнышке тепло, при (
матери) - добро».
«Нет милее дружка, чем родная (
матушка) ».
«Золото и серебро не стареют, (
отец и мать) цены не имеют».
«Семьей дорожить-(
счастливым) быть.»
«В гостях хорошо, а (
дома) лучше.»
«В недружной семье (
добра) не бывает.»
Воспитатель: А я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
Семья.
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Упражнение «Из семени в дерево»
Воспитатель: Давайте, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Из семени в дерево»
Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко. Вы превращаетесь в маленькое семечко, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой
(поглаживает по голове) С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (
дети поднимаются)
У него раскрываются листочки (
руки тянутся вверх), растет стебелек (
вытягивается тело, появляются веточки с почками руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки), и наступает момент когда почки лопаются (
пальцы резко разжимаются), и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
Ребята, мы сегодня так много говорили на тему « Семья». Я вам предлагаю сейчас составить свой синквейн на эту тему. Вспомнить и закрепить все наши знания.
3. Заключительная часть
Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали? (
дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
Что же такое семья? Кто такие родственники? Как люди должны жить в семье? И так далее.
А когда мы с вами отправимся на прогулку, я предлагаю сделать вот такую «Семейную зарядку».
«Семейная зарядка».
- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:
Осенью, весной, летом и зимой (
хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (
маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (
взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (
руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (
присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (
руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (
бег на месте)
И качаю головой.
(наклоны головы вправо-влево)
Ребята, вы молодцы! Наше занятие окончено.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры
Конспект комплексной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики и координации движени
Конспект занятия в старшей группе тема: «Кто со спортом дружен, тому врач не нужен»
Конспект занятия в старшей группе по социально-коммуникативному развитию на тему «Доброта»